Смоляренко Яков Аркадьевич
родился в Луганске. Образование высшее. Около сорока лет проработал в ГП ПО «Луганский станкостроительный завод». Член Национального Союза журналистов Украины. Библиофильские заметки Я.А. Смоляренко печатались в периодических изданиях и ряде литературно-художественных сборников.
Член Межрегионального Союза писателей Украины.
Пишущая машинка для Владислава Титова
Это случилось более сорока лет назад – 14 апреля 1960 года. В одном из штреков макеевской шахты «Северная» произошла авария. Сошедшая вагонетка зацепила подвесной кабель, который воспламенился от искры. Огонь по кабелю быстро приближался к трансформаторной установке. Взрыв был неизбежен. Но горному мастеру Владиславу Титову каким-то чудом удалось отключить подачу тока. При этом шесть тысяч вольт в буквальном смысле пронзили тело шахтера.
Многие месяцы врачи боролись за жизнь этого человека. Но смертельная опасность не отступала. И тогда была осуществлена крайняя мера: Владиславу ампутировали обе руки.
Жестокость судьбы ломала и корежила молодого горняка. А он мучительно искал ответа на, казалось бы, банальный вопрос: «Как жить дальше?». Безделье и сравнительно высокая инвалидская пенсия не прельщала его. Начал пробовать писать. И только через семь лет после изматывающего литературного труда и мытарств с пробиванием возможности опубликовать рукопись, повесть «Всем смертям назло…» увидела свет на страницах журнала «Юность». К молодому автору сразу же пришла известность.
Еще когда Владислав Титов был совершенно неизвестен читателям как писатель, случай свел его с комсоргом Луганского завода (ГПО»Луганский станкостроительный завод») Леонидом Колосовым. Молоденький вожак сразу же после первой встречи задумался: как помочь новому знакомому? А что если подарить ему пишущую машину? Ведь пытается что-то писать человек, а дается ему это, ох, как нелегко. Рук-то нет, приходится пользоваться карандашом, зажатым в зубах.
Своей идеей колоссов быстро заразил молодых рабочих цеха пишущих машин, производящего наряду с ручными, электрифицированные печатающие устройства под названием «Горизонт». Позже в своей повести «Жизнь прожить» В.Титов вспоминал: «…Комсомольцы, обливаясь потом, втащили ко мне в комнату огромный ящик.
- Что это? – удивился я .
- Сейчас увидишь, - загадочно улыбнулся Лешин приятель Толя Колбенев.
Открыли крышку, и я ахнул. В ящике блестя белыми клавишами, стояла новенькая электрическая пишущая машинка. «Владиславу Титову от комсомольцев и молодежи завода г.Ворошиловграда. 1966 год», - прочитал я на никелированной планке, привинченной к корпусу.
Через несколько часов, по моим чертежам, из старого испорченного протеза было изготовлено приспособление для печатания».
После кратковременного обучения Владислав самостоятельно отпечатал на листе бумаги первое предложение: «Да здравствует дружба!». Сегодня приходится удивляться умению и виртуозности, которые писатель достиг впоследствии: за двенадцать часов беспрерывной работы он мог отпечатать до 30 страниц прозы. Такую производительность не всегда могли продемонстрировать даже профессиональные машинистки.
Известного журналиста Наума Мара это умение Титова однажды привело в восторг. Вот что он писал в своей статье о писателе, опубликованной в «Правде»: «Владислав показал отпечатанные им на машинке листки рукописи – и, признаться трудно было этому сразу поверить. Тогда он зажал в зубах деревянную палочку, сел за машинку и лихо стал стучать по клавишам. И делал он это с такой быстротой, что, право, нельзя было не удивиться…
- А машинка ведь специальная – ребята с соседнего завода для меня приспособили ее…Удобно печатать!»
Подаренная заводчанами пишущая машина прослужила писателю не один год. На ней были отпечатаны рукописи многих произведений В.Титова. Среди них: «Всем смертям назло…», «Раненый чибис», «Ковыль – трава степная». Только позже у Владислава Андреевича появилась возможность приобрести более современный печатающий агрегат.
Я как-то позвонив вдове писателя, Рите Петровне Титовой, поинтересовался: сохранилась ли пишущая машина, подаренная в свое время Владиславу Андреевичу заводчанами?
- Конечно. Правда, она сейчас находится в нерабочем состоянии. Но хранить ее продолжаю. Все-таки, это память о дорогом мне, и надеюсь, читателям человеке – Владиславе Андреевиче Титове, – ответила Рита Петровна.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.