Творчество в Истории

Евгения Ляшко

Те, кто со мной давно знаком, знают, что бывали такие периоды жизни, когда я разрывалась от одного весьма противоречивого желания, словно два настигших ветра ломают зонтик прохожему, также и меня крутило в разные стороны. С одной стороны мне хотелось жить в огромном городе как тот самый несравненный воспетый не одним литератором Лондон, где жизнь круглосуточно струиться в бурном потоке как и его полноводная Темза. А порой хотелось потеряться, где-нибудь в Сибирских лесах, чтобы ни один звук не напоминал о человеке. Только тишь и пение птиц в каком-то благочестивом диком краю, словно на необитаемом острове.
В Сибирь я так и не добралась. А вот учить английский язык в Великобритании нескольких школах посчастливилось.
Будучи любителем истории, я, как только выдался первый свободный денёк, рванула в Британский музей. Жёсткая и хлёсткая волна отвращения и злости накрыла меня едва я вошла в его огромные залы.
«Это же всё украдено!» - лихорадило меня от этой мысли, гуляя из зала в зал.
Да, посещение музеев бесплатно. Там каждый может коснуться невероятных творений мастеров со всего света. Но что осталось тем, где это всё было раньше, у тех, кто был колонией империи?
Справившись с неожиданно посетившим меня негодованием, я хоть и с меньшим удовольствием стала знакомиться с экспонатами. И чем больше я читала таблички, тем чаще вспоминала, что подобные не состыковки я находила и в наших российских музеях. Не буду пичкать тонкостями, постараюсь дать детали широкими мазками.
Экспозиция Стоунхендж в музее даёт витиеватые намёки для чего он возводился века назад. Упоминает, как эти мегалиты устанавливались древними с помощью брёвен. Надо добавить, что в сам Стоунхендж я тоже съездила. Пару часов езды южнее Лондона и вы на месте, чтобы пройтись по огромному кругу, в центе которого стоит каменное сооружение. И о чудо, пообщавшись с местными, узнаешь, что оказывается это всё новодел для привлечения туристов. А было ли это всё в таком духе обустроено в древности или нет неизвестно. Считайте это как будто диснейлендский артобъект. И тогда всё становится на свои места.
В Оружейной палате Московского Кремля тоже находится один известный всем предмет искусства - трон Ивана Грозного. Но для дотошных исследователей уже давно известно, что это кресло появилось в описании экспонатов лишь в 17-м веке. Однако в литературе и кино обитый моржовой и слоновой костью со сценами из описания жизни царя Давида стул, чётко закрепился за Иваном IV-м.
Я понимаю, что датировка вещей прошлого то ещё не благодарное дело. Методики, какими бы точными они не казались, имеют погрешности. Новодел случается тут и там для увеличения цены того или иного произведения. Одни хотят прославиться. Другие заработать. Хищники и те и другие. Но есть и те, кто закрывает на это глаза. Брошенная на произвол история это безрассудное лукавство.
Кто на самом деле пишет Историю? Люди творчества или историки, работающие на государство и ими финансируемые? Вечные вопросы.
Напоследок пример из Ноттинг Хилл. В западной части Лондона в приветливом микрорайоне особняков расположились посольства. Русское через забор с владениями ныне покойной принцессы Дианы. И ещё целая плеяда представительств в одном из самых дорогих районов города. На пересечении улиц напротив станции метро «Голанд Парк» стоит памятник Владимиру Мономаху, установленный украинской диаспорой в 1988г по случаю 1000-я крещения Руси. Надпись на памятнике просвещает «Правитель Украины». Можно было бы сказать, что англичане ошиблись. Но как вы понимаете, канадский скульптор украинского происхождения не мог не знать, что Украина как государство впервые появилась в 1918г. Но это уже совсем другая история.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.