Авторское
обращение к зрителям на вернисаже
Первой персональной творческой выставки
«Концептуального плаката»
Виталия Свиридова
в городском историческом музее города Алчевска
Луганской Народной Республики
24 марта 2023 года
Дорогие гости вернисажа, друзья!..
Прежде чем перейти к содержательной части экспозиции, к просмотру творческих работ в жанре «концептуального плаката», позвольте мне выразить свою сердечную авторскую признательность всем заинтересованным участникам нынешнего городского культурно-социального мероприятия.
Увлекая Ваше внимание в смысловые лабиринты жанра, специфика которого требует некоторого предварительного пояснения, невольно вспомнилась самоуничижительная реплика в авторском предисловии к поэтическому сборнику «Цветы зла» одного, наиболее своеобразного, из величайших поэтов 19 в.– поэта-философа Шарля Пьера Бодлера…
Именитый француз сообщает своим читателям:
«Эта книга глубоко бесполезная и вполне невинная, написана только для моего развлечения и упражнения моей страстной любви к препятствиям…»
Как известно, художник не всегда способен оценить степень полезности собственного труда…
И действительно, в конечном счёте «осуществлённость» художественного произведения – есть следствие совместных усилий автора и зрителя (читателя)…
Говоря о своём пристрастии к «концептуальному плакату», без всякого лукавства повторю вышеупомянутое от Бодлера:
– эти работы, глубоко бесполезные и вполне невинные, созданы только для моего развлечения и упражнения моей страстной любви к осмыслению загадочного…
Детско-юношеская, нерастраченная с годами, страсть к разгадыванию и составлению ребусов – загадок, в которых разгадываемое слово зашифровано в картинках, буквах и иных знаках, – почти единственное рациональное объяснение моим занятиям, которым я отдаю свободное от общеполезного труда время.
– А счастлив ли ты,
Человече,
На этом
Тернистом пути ?..
– Упругому ветру
Навстречу –
Великое счастье
Идти!
« В чём сила твоя, человече?..» ( В. Свиридов)
Доверительная откровенность художника требует более предметного оформления собственной мысли…
О каких загадках ведётся речь?
В обобщённом смысле речь идёт о явленных тайнах природосущего и о загадках природочеловеческого в частности!..
Не исключено, что на этом пути возможно тютчевское «прозрение»:
« Природа – сфинкс.
И тем она верней
Своим искусом губит человека.
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней»
(Ф.Тютчев – 1803 -1873г.)
Тем не менее, упомянув громкое имя поэта – основоположника французского декаданса и символизма, повлиявшего на дальнейший ход развития всей западноевропейской поэзии, не могу не сказать о своём авторском плакате – иллюстрации из цикла «Поэтографика» к стихам Шарля Бодлера – « Блажен мечтающий. Рама»…
Центральная часть композиции плаката фотографически нагружена осенним пейзажем в цвете, и откровенно картинно подчёркнута изображением багетной рамы…
Выползающее за пределы рамы, сплетённое из прутьев ивы «кресло-качалка», в окружающее пространство чёрно-белой неопределённости, – призвано не только побуждать зрителя к мечтательности и созерцанию в границах отражённого света явленной материальной реальности…
Так рама, отделяя полотно,
И мастерству высокого полёта
Вдруг придаёт особенное что-то,
И взору новым кажется оно…
И с этой красотой сплетясь в одно,
Металлы, жемчуг, мебель, позолота,
Умелых рук искусная работа –
Всё,
Всё, что ни есть, всё рамой придано!..
« Цветы зла. Рама. Шарль Бодлер »
Кажется, здесь «Рама» – Граница – едва ли не сакральный символ традиционно устойчивой надёжности необходимого миру Сотворённого порядка.
За пределами границы – Мрак, изначальный Хаос и неупорядоченность!
Двойственная природа людского мышления, и вместе с тем безусловность диалектического единства противоположностей (порядка и хаоса) инициируют в мозгу искушённого зрителя картину-иллюзию, воспринимаемую им (зрителем) как «живое» отражение действительности.
С позиции развития «ангело-животной» двойственности людской противоречивой природы, – если идти всё прямо да прямо на Закат, в солнечном свете, не «обновляясь» время от времени во Мраке, в Хаосе, – далеко не уйдёшь!..
Не о том ли тема другого авторского плаката, созданного мною по мотивам широко известной философской повести-сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»?!
Впрочем, ангелоподобный образ с огнём в груди, воссозданный мною из отдалённых реминисценций знаменитого литературного шедевра французского романтика, всего лишь фигура контраста, антитеза «Маленького принца» Экзюпери, что проистекает как следствие темы из иллюстрации к «Раме» поэта и философа Шарля Бодлера.
Юный сатурианин у-прямо устремлённый своим неподготовленным сознанием в иное – за-рамочное, за-граничное пространство, вопреки своему защитному кольцу Сатурна – Символу барьера и ограничения – обречён, потому что «…широки врата и пространен путь, ведущие в погибель». («Евангелие от Мф.7:13»)
- О, вольность юная незрелого ума,
То светом озарит тебя,
То одолеет Тьма!..
То воспаришься в образе высоком,
То воспалишься язвами пороков!..
(«Сопричастие» В.Свиридов )
Визитная карточка Сатурна – Время…и Смерть…
Если Промыслом Божьим начертан твой путь, –
« через тернии к звёздам широко не шагнуть!»…
(«Россия» В.Свиридов)
Конечно же, мифологический древнейший бог Сатурн (Кронос) пожирающий своих детей на жанровых полотнах исторической живописи Рубенса (Нидерланды-17в.) или Гойи (Испания-19в.), и совершающий акт каннибализма – образ метафорический, но…
Как однажды заметил Алексей Николаевич Дмитриев, выдающийся учёный из новосибирского Академгородка:
– « Мифология часто несёт более точную информацию о глобальных космофизических процессах, нежели самые современные научные исследования…»
Поэтому учёные-космофизики называют мифологию криптофизикой…(тайнофизикой или конспирологической физикой - от авт.)
Как говорится: сказка – ложь, да в ней намёк!..
Не погружаясь в мутные воды мнений многочисленных скептиков относительно «символического языка», коим пользуются астрологи с незапамятных шумеро-вавилонских времён (3-2 тыс. до н.э.), всё-таки продолжу астрологическую тему космофизического влияния Сатурна на планетарную эволюцию Земли в соответствии с «древом целеполагания» – с миссией человечества на некотором временнОм этапе развития планетарного сознания, как это мне упрощённо представляется в художественных образах…
Напомню, что Сатурн (в астрологическом аспекте) не только ставит барьеры и ограничения с целью развития индивидуального людского сознания в процессе роста (от животного к человеческому), но и заботится о разрушении рамок и границ, мешающих росту планетарного Со-Знания…
Не преувеличивая можно сослаться на десятки различных источников, утверждающих существование и гибель множества доисторических цивилизаций околоземных, наземных, подземных, подводных… поправших Закон поступательного развития…
Разрушение планетарной «Варны» – (категория для обозначения поэтапного развития индивидуальной Души в представлениях этико-философских учений Востока) – приводит к уничтожению всех объектов материального мира не соответствующих энергетическому потоку эволюции в конкретный период времени. О том говорит нам история человечества языком древнейших учений Востока…
Даже короткий список ранее существовавших цивилизаций на Земле впечатляет:…Лемурия, Атлантида, Азиатида, Арктида, Пацифида, Хиттида…
Обилие трактовок гибели цивилизаций (от естественноисторических до конспирологических) столь велико и неоднозначно, что невольно возникает
вполне масштабный образ нашей родной планеты, как – «ОСТРОВА ПОГИБШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ», сродни фантастическому «Острову погибших кораблей» светлой памяти известнейшего советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева.
На волне этой аналогии оформилась композиция авторского плаката – «Красная книга киберкапитализма Теллурии - 22в. от Р.Х.»
Сюжет плаката, на самом деле, обыгрывает пророческую концепцию, одного из основоположников философии культуры – немецкого мыслителя и философа Освальда Шпенглера (1880-1936гг.), изложенную им в главной своей книге – «Закат Европы».
Должен заметить, что «Теллурия», как имя собственное, заимствовано мною из пантеона древнеримской мифологии: «Теллура» от («Терра» лат. Tellus – Земля) – языческое божество Жизни и Смерти.
Поскольку ядро современной западноевропейской цивилизации в значительной степени формировала античность и римское право, то религиозно-культовое, в большинстве своём языческое сознание западноевропейского обывателя, консервировалось и окультуривалось в кислой среде древнеримской мифологии…
Не случайно Освальд Шпенглер разделяет ценностные понятия «культуры» и « цивилизации»…
В теории немецкого мыслителя – «Цивилизация», как общественно-историческое явление, представляет собою постклиническое состояние «культуры», «умирание» последней, ибо «Культура – Культ Света» – есть главный (божественный) движущий фактор эволюции души!
Живое тело культуры того или иного людского сообщества, воплощенное в языке, в искусстве, литературе, в артефактах семейной памяти, в национальных традициях, – существует, пока существуют вековые ценности народа, подкреплённые исторической памятью в душах людей…
Полный текст по ссылке:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.