Александр РАЛОТ
Формулировка Нобелевского комитета: «За синтез аммиака из составляющих его элементов» (for the synthesis of ammonia from its elements).[1]
1915 год. Окрестности небольшого бельгийского городка, с крохотным названием — Ипр
Командующий корпусом германских войск, Эрих фон Фалькенхайн, с досадой отшвырнул красочный путеводитель по городу.
— Восемь веков назад они, начали выделывать сукно и преуспели в этом, достигнув высочайшего качества. И как залежи этого богатства помогут нам разгромить резервистов Алжирских резервистов и Канадский дивизион, присланный на помощь этим чопорным островитянам? Закидаем их тюками сукна? — от усталости и постоянного недосыпа он даже не заметил, как стал вслух разговаривать сам с собой, — сколько месяцев к ряду мы раз за разом атакуем линию обороны, лягушатников-французов и всё без толку. Когда уже Альбрехт Вюртембергский[2] это поймёт и пришлют подкрепление?!
— Уже! — перед командиром, стоял по стойке смирно, бесшумно вошедший, офицер, в новеньком, с иголочки, мундире.
— Что уже? И как ты сюда попал? Кто пропустил? — Почти не удивившись «наглому» вторжению, буркнул командующий.
— На то у меня имеется особо секретный приказ из Берлина! — бодро отрапортовал вошедший, — ознакомьтесь и отдайте приказ разместить прибывшее со мной пополнение – несколько сотен солдат. В данный момент они выгружают из фургонов цилиндры, которые надлежит в ближайшее время закопать вдоль наших окопов.
Штаб командования германских войск
— Вы меня спрашиваете, почему именно здесь? — герцог Вюртембергский довольно хмыкнул и ткнул указкой в огромную карту, занимающую весь стол:
— В провинции Западная Фландрия на берегу реки Иперле мы должны были осуществить молниеносный прорыв через Бельгию, и в кратчайшие сроки обойти мощную линию обороны французов. И что в результате?! Наши доблестные войска натолкнулись на сопротивление жалких бельгийцев и французских войск. Мало того, в октябре четырнадцатого к ним на подмогу прибыли британско-канадские войска. И что мы имеем на данный момент?!
«Ипрский выступ»! Именно с ним мы и покончим, раз и навсегда! Как только наши доблестные синоптики сообщат, что подул ровный норд-ост, будет тут же применено наше чудо-оружие.
***
Нужного направления ветра немецкие войска выжидали полторы недели, и вот вечером 22 апреля подул ветер, дующий в сторону союзных войск. И тут же на передовую поступил приказ: "Газовую атаку, начать!"
***
Из дневника канадского офицера Даусона: «Дул слабый северный ветер. Уже довольно скоро с той стороны, где залегали французские окопы, послышался звук частой стрельбы. Шёл горячий бой…Несколько человек успели вырваться вперёд. Они добежали до нас... остановились подле нас, страшно кашляя, с тёмно-багровыми лицами и – слепые. Успели только рассказать нам, что там, где проходит облако, всё гибнет, ничего не остаётся. Даже бабочки падают на землю мёртвыми!»[3]
***
Командовал немецкими солдатами, странный человек, в смешном пенсне и в мундире капитана Генштаба. Он постоянно возился со странными приборами, потом отбегал далеко в сторону и там измерял силу ветра.
Наконец, он вернулся на позиции и не приказал, а скорее уговорил солдат надевать странные, дурно пахнущие резиновые маски с гофрированными шлангами-«хоботами».
Строевые командиры относились к нему с иронией и почтением, обращались просто, без упоминания воинского звания, господин учёный — Фриц Хабер
***
Месяц спустя это имя узнал весь мир. Именно он отдал команду на подрыв баллонов, содержащих сто шестьдесят тонн жидкого хлора, который в считанные минуты обрушился на позиции войск Антанты.
***
Будущий нобелевский лауреат появился на свет в городе Бреслау. Его отец успешно торговал удобрениями и различными химикатами. Надо полагать, что профессия наследника была определена с пелёнок – маленький Фриц был просто обязан продолжить и преувеличить дела отца. Окончив гимназию, юноша уехал в Техническую школу Шарлоттенбурга, дабы получить диплом химика.
Но вскорости Фриц проявил характер, взял да добровольно отправился служить в армию. Лишь после увольнения и без помощи родителя, самостоятельно перевёлся в Берлинский университет, который и закончил, получив диплом с отличием.
Наставники предрекали ему блестящее будущие на научном поприще. Но их любимец поступил иначе. Уехал в родные края и стал работать на предприятии отца. И вскорости женился на своей однокурснице, красавице Кларе. Девять месяцев спустя, как и положено у молодых родился первенец — сын.
***
Набирающая обороты промышленность кайзеровской Германии требовала новых технологических решений. И Фриц, не переставая работать на фабрике отца, поступил в аспирантуру Цюрихского Технологического института.
В 1909 году он представил научному миру свои работы по промышленному методу получения аммиака из азота и водорода для производства удобрений.
Это открытие прочно закрепило фамилию Хабер в списках учёных мирового уровня.
***
Известный магнат Карл Дуйсберг, владелец крупнейшего в стране химического концерна спонсировал его работы, по созданию новых удобрений и молодой учёный, почти что круглосуточно работает днями и ночами, изобретая новые химические соединения, способные увеличить урожайность. Он, с пеной у рта, утверждал, что его мечта спасти немецких крестьян от постоянных неурожаев и накормить весь мир!
28 июля 1914 года началась Первая мировая война
Лаборатория под управлением Хабера получила особо важный правительственный заказ — разработать новый вид оружия, химического! Будущий нобелевский лауреат и даже великий Макс Планк, были уверены, что как только мир увидит кошмарные последствия отравления ядовитым хлором, то тут же содрогнётся от ужаса и тотчас же потребует от своих правительств заключить ВЕЧНЫЙ МИР!
***
Зимой девятьсот пятнадцатого года все запланированный эксперименты были завершены и руководитель лаборатории, закончены, в ранге капитана Генштаба убыл к месту боевых действий, дабы лично, всё проверить и посмотреть, как открывается новая эпоха в истории человечества.
***
Жена Клара не раз требовала от Фрица прекратить разработки химического оружия и заняться сугубо мирными исследованиями. Безуспешно. Муж в категоричной форме, отказался.
***
В мае того же года, хлопнув дверью, он отправился на восточный фронт. Там готовилась газовая атака против российских войск.
***
Из сообщения в провинциальной газете Grunewald-Zeitung:
«жена доктора Г. из Далема, который в данный момент находится на фронте, покончила с жизнью, выстрелив в себя. Причины этого поступка несчастной женщины неизвестны»[4]
(Тридцать один год спустя, свёл счёты с жизнью и их единственный сын).
Утро 6 августа 1915 года
Немцы, взявшие в кольцо русскую крепость Осовец, дабы окончательно покончить с нежелающими сдаваться солдатами начали газовую атаку. Газ, выпущенный из сотен баллонов, устремляется на защитников крепости. Посчитав, что этого может быть недостаточно, враг открыл по крепости ещё и шквальный огонь из всех орудий. Немцы считали, что после всего этого сдаваться уже будет просто некому.
Командование обещало солдатам, что они просто войдут и займут крепость. Но навстречу врагам, во весь рост поднимались русские солдаты, с обмотанными, красными от кровавых пятен, тряпками на лицах, — «живые мертвецы»!
Штыковыми ударами они выбили неприятеля с занятых позиций, обратив в бегство.
Не останавливаясь, преследовали врага. Штыками выбивая его из окопов. Вновь вернули захваченные ранее русское противоштурмовое орудие и пулемёты.
Утверждают, что именно в этом бою родилась знаменитая фраза «Русские не сдаются!»
***
— В 1922 году сотрудники под его руководством разработали новое отравляющее вещество на основе синильной кислоты. Его назвали «Циклон Б».
Во время Второй мировой войны его использовали в газовых камерах концлагерей.
И родственники Хабера, евреи, по национальности, погибли в газовых камерах, от этого чудовищного изобретения.
***
А что же нобелевский лауреат?
Спасаясь от рвущихся к власти фашистов, еврей Хабер воспользовался предложением будущего президента Израиля Хаима Вейцмана и отправился на Ближний Восток, но по дороге на землю обетованную, умер в одном из отелей городка Базель.
***
Обычно о подонках и мерзавцах я не ничего пишу. Считаю, что чем меньше людей о них узнают, тем лучше. Но в Берлине и сегодня успешно работает целый институт, основанный Фрицем Хабером, и носящий его имя. О разработке «Циклона Б» сотрудники этого научного учреждения стараются не вспоминать.
***
Плиний Младший живший ещё до нашей эры, утверждал:
«История – это живая память, учитель жизни и Вестник новых событий».
Именно поэтому о Фрице Хабере и его чудовищном изобретении я всё же решил напомнить ещё раз!
[1] — https://indicator.ru/chemistry-and-materials/fric-gaber.htm?ysclid=lvbwmb5nbx215024314
[2] — немецкий военачальник времен Первой мировой войны.
[3] — https://www.sovsekretno.ru/articles/istoriya/gazovaya-ataka-u-ipra210423/?ysclid=lvbyw8f2v6826144530
[4] — https://indicator.ru/chemistry-and-materials/fric-gaber.htm?ysclid=lvbwpgkp42973491311
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.