Александр РАЛОТ
Я вспоминаю улиц тишину,
Осенних ливней — сочную прохладу,
Восторги от нечастых снегопадов,
И знойный день, и раннюю весну,
Богатство края, соль родной земли
Во вкусе сочных ягод винограда,
Особый дух, особая отрада
Во всём вокруг, куда ни посмотри.
***
Нарын-Кала в объятьях горных круч,
И маяка ритмичное свечение,
Роскошной эстафетою цветение
От миндаля до алычи и груш,
Восход на море и закат в горах,
Гнездовья ласточек под кромкой окон,
Ребячливые, белые до сроку,
Щенки тюленей в Каспия волнах.
автор: Геннадий Рахмилов
***
j002
Скажу сразу, что писать о прекраснейшей, удивительной, духозахватывающей крепости я в этом очерке ничего не буду, ну ни строчки. А всё потому, что о ней надо рассказывать отдельно и обстоятельно.
И посему о Цитадели Нарын-Кала — крепости, занимающую площадь четыре с половиной гектара (по нашим современным меркам это целых семь футбольных полей!) и вошедшей в состав Российской империи при правлении Петре Первого, напишу как-нибудь в другой раз. Тем более, что руки «так и чешутся» побыстрее приступить к тексту о самом южном и почти что на самом древнем городе нашей России. (Старше его только Керчь, и то, это как считать!).
j003
***
Итак, если ехать на юг от столицы Дагестана несравненной Махачкалы, то немного не доезжая до границы с республикой Азербайджан нам встретится он — тот самый, дышащий историей и хранящий множество тайн, седовласый и одновременно юный Дербент!
— Папрашу нэ отставать, нас, с нетерпением ждут Магалы (так называют районы старого города) — произнеся это наш гид, Тимурхан, понёсся вперёд, ловко огибая многочисленные лужи. (Нам не повезло. В этот день, дождь как зарядил с утра, так и лил, до самого вечера не переставая.)
j004
— Магалы — это, как будет по-русски, — гид, несмотря на дождь, снял кепку и почесал затылок, — вспомнил, это город внутри города! Патому как его узкие улицы-лабиринты, построены ищё тагда, кагда ни «Мерседесы», ни «Гелендвагены», на даже наши «Лады» ещё нэ придумали. Зато, в Средние века эти кривые и узкие улицы сильна запутывала врагов, канешна, если защитники были сильно убиты и только по этаму давали им вазможность попасть внутрь города.
***
Спрятавшись под зонтами и непромокаемыми дождевиками (купленными здесь же, у расторопных торговцев) мы, глазея по сторонам, бродили по кварталам, представляя, как много лет тому назад, тогдашние жители Дербента, спешили в небольшие мечети, или сидящие прямо на порогах родовых домов, предлагая приезжим иногородцам (может быть даже и средневековым туристам) предметы собственного изготовления.
j005
***
Рассматривая витрины с диковинными светильниками в виде старинных кувшинов, добрели до древнейшей, в нашей стране Джума-мечети, построенный аж... в веке, и действующей до сих пор!
Ежедневно без всяких выходных здесь осуществляется коллективная молитва.
Огромное спасибо строителям-арабам, создавшим такое чудо. Но меня поразило не столько само здание, сколько растущий во дворе исполинский платан, местные жители утверждают, что он ровесник мечети, следовательно, и ему лет, этак восемьсот!
j006
***
— Едем к дому вашего Петра Первого — гид демонстративно крутит в руке ключ зажигания своего, видавшего виды, немецкого «мерина»:
— там нэ только музей, но ищё и самый лучший в городе, а может быть и целой республике сувенирный магазин «Кубачи»! Вы такого сувенира нигде больше нэ увидитеэ!
Но наша дружная литературная команда дружно и отрицательно киваем головами, и всё потому, что невдалеке манит своей оригинальной вывеской кафе «Чёрт побери». Местные утверждают, что именно здесь снималась знаменитая сцена из бессмертной «Бриллиантовой руки». Конечно, каждый из нас прекрасно знает, что её снимали в соседнем Баку, но тем не менее, не зайти в кафе, с одноимённым названием мы не можем.
j008
Через полчаса испив превосходного кофе «махачкалино с урбечевым рафом» отправляемся дальше, благо дождь, кажется, хоть ненадолго, но унялся.
***
Во время своего Персидского похода первый российский император, по словам нашего гида, останавливался именно здесь. И в доказательство его слов мы, сквозь стеклянные стены могли посмотреть на остатки каменного фундамента времянки, построенной для Петра.
А затем спешим в соседнее здание, дабы как следует рассмотреть выставку одежды, картин и предметов быта, канувшей в прошлое эпохи.
j007
В магазине «Кубачи», можно зависнуть суток этак надвое. Действительно, жители этого селения — непревзойдённые мастера своего дела, но увы, Тимурхан, опять крутит на пальце свои ключи. Нас уже ждут местные писатели и поэты, собравшиеся в заведении под названием Noon в парке им. Низами Гянджеви. Здесь под одной просторной крышей просторно разместились: и библиотека, и книжный магазин, и, конечно, кафе.
j009
В центре зала — огромный амфитеатр с книгами, которые можно брать и читать просто так за чашечкой вкуснейшего кофе или чая. Что удивительно, чуть поодаль, специальная книжная полка от вездесущего Сбербанка (главного спонсора!), а дальше — книги на продажу, наверное, от всех издательств нашей страны.
***
За разговором мы и не заметили, как за панорамным началось «фонтанное представление».
***
— Наш фонтан собран из природного камня, поэтому он так гармонична вписывается в этат городской ландшафт — перекрикивая музыку, сообщал нам Тимурхан:
— Его объём целых... пять тысяч квадратных метров! Целых две тысячи двести мини фонтанов, соединённых в дэвяти чашах! А струи могут бить до уровня двенадцатиэтажного дома! Тысяча триста прожекторов! И супер-пупер современная акустическая система! Его содатэли даже предусматрели вазможность демонстрировать видеоматериалы, для чего смонтировали отличные видеопроекторы. Иногда здесь даже фильмы или клипы показывают сквозь струи воды! Здесь можна запраста запустить фейерверки на специально оборудованной площадка. Жаль, о вашем приезде, никого не предупредили, а то обязательно, прямо сейчас бахнули бы, в вашу честь...этак… ста салютами!
j011
— И кто это всё спроектировал? — вытирая мокрое от брызг лицо, поинтересовалась Мария.
— Джон Калвин! Слышали про такого?! Он проста обожает всё натуральное, паэтому здесь нэт ни одного метра искусственной зелени, всё наше, дагестанское — натуральное!
Наш гид ещё много чего говорил, но мы его уже не слушали, полностью погрузившись в великолепнейшую симфонию, воды, света и музыки!
***
Возвращались мы в Махачкалу, усталые, довольные и… молчаливые. Кто-то раз за разом пересматривал видеозапись удивительного фонтана.
(увы, признаюсь честно, всё, что мы там наснимали — весьма посредственного качества, поэтому я здесь выкладываю ссылку на видеозапись с сайта: Яндекс. Видео, и Рутьюба:
https://rutube.ru/video/2980d4fa8c5edf06a6016cfff51b92c7/?ysclid=m2sxmrrb1682978168
https://ya.ru/video/preview/7452932488073311196),
А кто-то старался побыстрее записать в электронном блокноте рецепт удивительного кофе, с романтическим названием — махачкалино!
Вот его я здесь и привожу.
Уверяю такое лакомство обязательно вам понравится.
Как говорит наш гид — Тимурхан, — на всэ ста працента!
Раф с ореховой пастой
(по материалам интернета)
j010
1) Взбейте в блендере сто пятьдесят миллилитров тёплого ( примерно 35-40 градусов) молока и пару чайных ложки урбеча[1].
2) По желанию можно ещё добавить немного сахара (тростникового) или сиропа.
3) После чего вливаем туда миллиграмм этак пятьдесят, крепкого чёрного кофе.
4) Всё это переливаем в пиалу или красивую кружку.
5) Сверху посыпаем молотой корицей.
6) Кто не боится лишних калорий, пьёт этот раф, закусывая песочным печеньем или сливочным мороженым.
Фотографии предоставлены автором рассказа из его личного архива
[1]— это дагестанское блюдо, паста из семян (не только льна) или орехов, перетёртая на каменных жерновах. Это один из первых суперфудов - еда с большим содержанием ценных компонентов. Урбеч из кунжута и арахиса можно есть в чистом виде. Их других и этих видов урбеча можно сделать сладкое лакомство - разогреть, смешать с мёдом / сахаром и растопленным сливочным маслом. Лакомство добавлять в каши или мазать на хлеб.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.