Заботница
zabotnitsa 1
— Много женщин меня любило.
Да и сам я любил не одну.
Не от этого ль тёмная сила
приучила меня к вину,
***
За свободу в чувствах есть расплата.
Сергей Есенин
***
«Галя, милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного. Это гораздо лучше и больше, чем чувствую к женщинам. Вы мне в жизни без этого настолько близки, что и выразить нельзя».
С. Есенин. За восемь месяцев до своей гибели в гостинице «Англетер»
1917 год
Несмотря на все революционные потрясения, она смогла закончить в Петербурге Преображенскую гимназию, и не абы как, а с похвальной грамотой и золотой медалью! Рассорилась с родителями - обычное для того времени событие — непреодолимые разногласия, между новым и старым поколениями, по политическим мотивам, - и укатила в Харьков - проступать в тамошний университет.
Два года спустя
В город вошли белогвардейцы. Бениславскую арестовали. Я так полагаю, кто-то донёс новым властям о её симпатиях к революционерам — большевикам и даже выступала на митингах!
Девушку доставили в контрразведку, и на этом её короткая жизнь могла бы и завершиться, но зебра — судьба повернулась к ней, своими белыми полосками.
На допрос Галину доставили к… приёмному отцу! В раннем возрасте из-за постоянной болезни матери малышку взяли на воспитание тётка Нина Поликарповна и её муж Артур Казимирович Бениславский. Чуть позже он её официально удочерил. Тем не менее в свидетельстве, выданном ей в женской гимназии, на месте фамилии отца стоял прочерк. Дело о красной шпионке было прекращено, а подозреваемая, после соответствующего отцовского внушения, отпущена.
***
Но непокорная Галина и не думала оставаться в Харькове. Приобрела у знакомых одежду медецинской сестры и ночью перешла линию фронта.
***
В штабе тринадцатой армии её, без всяких допросов, записали во вражеские агенты и повели на расстрел!
И снова на помощь пришла судьба — зебра, решившая, что ей ещё рано отправляться на тот свет. Галина в скором времени должна будет стать верной помощницей гению земли русской…
***
Один из конвоиров, заглянув в её глаза, стал убеждать товарища:
— Микола! Ну сам посуди, не могёт девка с такими глазищами врать! Не получится у неё, ну нисколечки! Сам посмотри и убедишься!
— Ой, да ведь и правда! — красноармеец Микола развернул Галину к свету и скомандовал, — а ну, побожись, что у белых не служишь и не шпиёнить сюды прислана!
— Да что вы, братцы, я же ещё в Петрограде, как могла, большевикам помогала! В новую жизнь всей душой! И вообще, если хотите знать, партийная я, ещё в семнадцатом году, заявление подала!
***
Убеждать она умела! И была отпущена на все четыре стороны, то есть, смогла добраться до новой столицы страны.
В Москве устроилась секретарём в Особой межведомственной комиссии при ВЧК к самому Николаю Васильевичу Крыленко. Проработала там недолго, перешла в редакцию газеты «Беднота». Но, тот факт, что она была сотрудницей могущественного ВЧК, ей вспоминала не раз, и даже после смерти!
4 ноября 1920 года. Большом зале консерватории. Литературный вечер «Суд над имажинистами».
По очереди выходили: неоклассики, акмеисты, символисты. «Подсудимые: Шершеневич, Мариенгоф, Грузинов и Есенин постоянно что-то делали, громко смеялись, — вспоминала Галина, — было скучно, но только до той поры, пока на сцену не вышел он! В оленьей куртке, нараспашку. Руки, демонстративно в карманах брюк! И волосы! Золотые, словно живые! Откинув назад голову и… стал читать свои стихи!»…
Все, без исключения попали под обаяние в его стихийности. Он ещё не закончил, а присутствующие повскакивали с мест, устремились к эстраде.
Наперебой орали:
— Давай дальше!
— Прочитайте ещё что-нибудь!
***
zabotnitsa sl
Есенинский баритон поразил всех. Женщины не могли отвести взгляда от его длинного шарфа, скользящего почти до пола.
А по залу неслось: «В том краю, где жёлтая крапива...».
***
После этого «суда» девушка целиком «заболела» Есениным.
Бывала на всех вечерах, куда мог заглянуть поэт, хотя бы на минуточку.
И наконец, свершилось. В «Стойле Пегаса», том, что на Тверской, он сам подошёл к Галине. Уселся рядом. Завёл разговор.
***
Стали встречаться регулярно. Иногда в книжной лавке имажинистов, но чаще в «Стойле». Бениславская жила этими встречами. Ждали их, как евреи манны небесной. Всё больше и больше, в её душе, его стихи уступали место Есенину — мужчине!
***
«Сергей должен был верить мне и хоть немного дорожить мной, я знаю — другой такой, любившей Сергея не для себя самой, другой он не найдёт»
Галина Бениславская1
***
Понимала ли девушка, что предмет её обожания знаменит и пользуется повышенным вниманием со стороны соперниц? И, вообще, у него уже был один неудачный брак с Зинаидой Райх.
Однозначно, да. Она не была ни слабой, ни неженкой. Пережила суровые годы революции и Гражданской войны. Её водили на расстрел! Кроме того, в её венах текла французская кровь по отцу и грузино-еврейская, по матери.
***
За свою любовь надо бороться, и Галина пошла в наступление! Решила стать для поэта не просто банальной любовницей, а верным и преданным другом, до конца его или своей жизни. Позвала пожить в своей коммунальной комнате. (Чем гений регулярно пользовался, приезжая за полночь с развесёлой компанией и устраивая гулянки до утра!)
Стала регулярно писать письма и прошения с просьбой и требованием предоставить пролетарскому поэту Сергею Есенину отдельную квартиру! Принялась приводить в порядок все его бумаги, общаться с издателями. Как могла, пыталась бороться с хаосом в жизни своего возлюбленного. А это было непросто, ибо приходилось прощать гению и непостоянство, и нелюбовь.
«Говорят, женщина больше всего в мире любит своего ребёнка. Я бы не могла любить ребёнка так, как его»
Из дневника Г. Бениславской
Октябрь 1921 года
Её Серёженька познакомился с какой-то американской танцовщицей Дункан.
После чего взял, да и съехал с её квартиры к этой заморской Айседоре. Но это ещё куда ни шло. Как-никак они всё ещё жили в одном городе. Однако год спустя эти «голубки» официально расписались и укатили в заграничное турне!
Прощаясь, её, всё ещё возлюбленный подарил книгу, с памятной подписью. После отлёта (чета Есениных улетела в Европу на первом, в СССР, регулярном авиарейсе2) брошенная пассия с нервным срывом оказалась в специализированном медицинском учреждении.
***
Писала в дневнике, что прекрасно понимает, почему её Серёженька влюбился в танцовщицу, но не ревновать, увы, не может! Однако надеется, что эта Дунканша когда-нибудь покинет Есенина, и поэт обязательно вернётся к ней.
***
Подлечившись, стала работать журналисткой. Назло бывшему любовнику, приняла ухаживание коллеги, Сергея Покровского. Девушка приняла его знаки внимания. И вполне возможно, вскорости стала бы верной супругой и матерью семейства, но увы.
1923 год
Расставшись со своей танцоркой, любимый вернулся в Москву и появился на пороге квартиры. Как ни странно, но в огромном городе у гения не было своего жилья и не нашлось никого, кто бы смог его приютить. Оставалась только она. И Бениславская безропотно его приняла, немедленно разорвав все отношения с Покровским. А тот, от отчаяния совершил самоубийство.
***
И вновь, как и прежде, Есенин уходил в загулы. Кутил больше прежнего. Галя, как и прежняя пассия - Айседора, ходила по кабакам, ругая, на чём свет его собутыльников, но и те не оставались в долгу, полные ненависти нашёптывали поэту всякие гадости о ней.
***
— Серёжа, дорогой мой, ты просто обязан повторить путь Пушкина и уехать на Кавказ! — раз за разом твердила Бениславская, призывая любимого как можно плотнее заняться творчеством.
И Есенин внял её мольбам. Отправился в Азербайджан и Грузию. Вновь начал сочинять. Но как только вернулся в столицу, тут же влюбился во внучку Льва Толстого — Софью. Верной Галине книгу дарить не стал, ограничился телеграммой:
«Милая Галя, вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю вас как женщину»3.
На этот раз зебра-судьба повернулась к «запасной жене Есенина» своей чёрной полосой, и женщина вновь угодила в психиатрическую клинику.
***
Не миновал это лечебное заведение и поэт. Продолжая пить и буянить, кричал, что в его семье умершего Льва Николаевича почитают больше, чем живого гения. Жаловался, что регулярно замечать за собой «чёрного человека», который следует за ним неотступно. Как итог — диагноз — белая горячка.
Более того — положительный исход лечения, неочевиден!
***
Поэт проходить длительный курс лечения не стал. Удрал с больничной койки в Ленинград. Однако перед отъездом решил всё же встретиться с Галиной.
Но увы, в свидании ему было категорически отказано, с формулировкой, что третью попытку наладить отношения, она уж точно не переживёт!
***
Что было дальше, в гостинице «Англитер» известно всем. Повторяться не буду.
31 декабря 1925 года
На Ваганьковское кладбище Галина не пришла. Не было сил.
3 декабря 1926 года
Она с особой тщательностью привела в порядок всю свою документацию и архив, поэта. Написала подробное завещание. Перечислив и рукописи поэта, и собственные дневники. На могилу своего Серёженьки Галина пришла с револьвером и ножом. (А вдруг огнестрельное оружие даст осечку!)
Позже, при осмотре трупа нашли: пачка папирос, на которой было начертано: «Если финка будет воткнута после выстрела в могилу? значит, даже тогда я не жалела. Если жаль? заброшу её далеко...» Потом кое-как смогла дописать: "1 осечка", и записку:
«Самоубилась» здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое, поэтому напоследок наплевать на Сосновского и общественное мнение, которое у Сосновского на поводу"4.
***
zabotnitsa 3
Похоронили «запасную жену Есенина» рядом с ним. Изначально на её кресте написали «Верная Галя». Позже надгробие поменяли, и отныне там увековечены: имя, фамилия и отчество бесконечно любящей женщины.
1— https://literra.online/publications/authors/aleksandr-ratkevich/esenin-i-benislavskaya?ysclid=m99lbzfece744330259
2— Александр Ралот. «Думы об Айседоре».Источник: http://www.nashasreda.ru
3— https://dzen.ru/a/Z3Q6B2XA7F6Uh1xU?ysclid=m9860vaao9333411204
4— https://stihi.ru/2015/11/08/6344?ysclid=m99o3sxsfu84687511
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.