Виктория Федоровская
Что есть красота перед Богом? Для меня плывущие над куполом, в синеве неба золотые кресты – явление Высшего и Абсолютного порядка. Высота католических храмов, завораживающая и почти мистическая, не позволяет, однако видеть на самой маковке крест. Но каким бы высоким не был Храм Православный, его Крест все равно виден с любой точки. И заметьте, в любую погоду от этого Креста исходит Свет, его окружает Сияние. Чем мрачнее небосвод, тем ярче сияние.
Нигде в мире, кроме как в России, не покрывают купола и кресты золотом. Это своего рода вызов: суровой ли природе, необозримой ли широте горизонта, чтоб путник видел в любой дали, в метель и в туман, бесчисленным ли врагам, постоянно пытающимся сорвать, сломать, сбросить и растоптать, погасить это вечное Сияние. А еще у нас есть колокола. Точнее есть ЗВУК. Никто точно не знает, где его начало, исток? Войдите в любой Храм, встаньте под центральный купол и попробуйте мысленно воспроизвести звук колокола или древний распев. Потрясающе! Но наши предки, без всяких цифровых технологий, умели создавать то, что мы сейчас называем 4d! Он начинается где-то в потаенных глубинах, пробивается сквозь неведомые толщи и пласты, врастает в тебя постепенно, словно могучий корень жизни наполняет изнутри, окружает невидимым мощнейшим куполом. И ты понимаешь, что тебя уже словно бы и нет, а есть только вот это все нарастающее гудение и ты – только его малая частица, молекула Вселенского Гласа. Он зовет тебя, и ты идешь за ним, подчиняясь беспрекословно и всеохватно. Хоть раз послушайте Стихиры Ивана Грозного, где Таинственный Вселенский Глас мастерски воспроизведен Византийским распевом. Правда, слушать долго довольно опасно, особенно в первый раз, без психологической подготовки. Глубинный уровень мысли и звука, из совсем уж незнаемого пласта подсознания.
На Западе, при всей любви к Пасхе, главным праздником остается все же Рождество. Не будем вдаваться в причины этой любви, ибо в конечном итоге все предпочтения глубоко личностны и интимны. Но, если брать Рождество, как отправную точку конфессиональной принадлежности, и отследить это в ракурсе религиозной культуры, то многие элементы становятся понятнее и ближе. Возьмите архитектурное решение католического костела. И вы увидите, что его вертикально устремленная вверх ажурность есть не что иное, как Рождественское Древо жизни. Проще говоря, та самая обычная у нас новогодняя елка. Не потому ли все без исключения костелы стоят в центе города, на ярмарочных площадях?
Православный же Храм – это Зажженная Господу Свеча. И строили их всегда на самых высоких местах, словно подчеркивая открытость всем ветрам. Не боятся ветров русские Храмы-свечи! Горят по всем холмам и пригоркам! Их задувают изо всех сил, а они восстают, как Феникс из пепла. Откуда ж сила в них такая, что за 1025 лет так и смог ее никто одолеть? А ведь с виду посмотреть на тот же Храм Покрова на Нерли, на тысячи других на Святой Руси – словно Лик Богородицы - тих и светел. Может разгадка и есть вся в этой тишине, за которой вся сила правды нашей и нашего общего существования на этой непонятной для иноземцев земле? Может здесь и кроется то самое, что умом не понять и во что можно только Верить…
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.