(исторические мифы как инструмент политики)
Это фантастическое событие (москали при взятии Батурина якобы вырезали всех его жителей) прочно обосновалось в школьных учебниках и служит одним из краеугольных мифов украинской истории.
Коллективная историческая память хранит в себе всякие «отпечатки прошлого» - и о травмирующих, и о вдохновляющих моментах и событиях. Какие из них выводить на передний план, а какие уводить в тень или предать забвению, зависит от целей и тактики тех групп, которые в данный момент конструируют, мобилизуют или демонтируют народное сознание. Это предмет политической борьбы.Если политическая элита берет курс на усиление общегражданской солидарности, то в школе, в СМИ художественном творчестве разными способами приглушается роль исторических личностей, которые олицетворяли раскол и особенно межнациональные конфликты. Если же наоборот, то народному сознанию навязывается всевозможные мифы о «героях национального возрождения», которые наделяются чертами «спасителей», «искупителей», «национальных пророков» и т.д.
И тогда Шевченко из «народного защитника и борца против царизма» превращается в «захисника українського люду i борця з моськовським царатом...». Мазепа из предателя тоже в «борця», а уж С.Бандера из немецкого холуя взлетает вообще до невероятных высот. По сути на Украине раздувается культ предательства.
Вот краткое изложение «Мифа о Батурине»
Москали постоянно «гнитылы» украинцев и творили всевозможные злодейства. в общем вынудили патриота-Мазепу заключить «украинско-шведский союз» и поднять знамя борьбы за волю Украины. И вот, пока Мазепа пребывал в стане шведского короля КарлаXII, князь Меньшиков со своими войсками напал на гетманскую столицу Батурин. Украинцы приготовились к осаде, но нашелся предатель, прилуцкий сотник Иван Нос, который указал москалям тайную калитку в крепость. « Московские солдаты 2 ноября ворвались в город и убили всех жителей. Потом Батурин был стерт с лица земли» (В.С. Власов «История Украины», учебник для 8 класса). «Украинцы за Мазепой не пошли. Ужасная участь Батурина напугала их.», -пишет, например, канадский историк Орест Субтельный, чья « Украина. История » популярна в наших ВУЗах.
Вообще-то ни в какие логические ворота не лезет. Те же гитлеровцы на оккупированной Украине такого наворотили! Тут бы украинцам как следует перепугаться, не идти в партизаны и Красную Армию, а примкнуть к Бандере, а они, вишь ты, не оправдали надежд. То ли поколение не из пугливых выросло, то ли еще что. Вот и пришлось одной перепуганной УПА резать «москалiв, жидiв i полякiв», а больше всего тех же непуганных украинцев.
Современный миф о Мазепе и «батуринской резне» и нелеп, и чересчур уж брехлив, что-ли, Как и «гнет москалей». Ну кто кого там «гнитыл», предки, думаю, соображали лучше.
Долгое время Москва, измученная постоянными гетманскими изменами и «замятнями», пускала малороссийский дела на самотек – разбирайтесь как сами знаете! Во внутренние дела автономии российское правительство не вмешивалось, все налоги оставались на месте.
Вот и наразбирались. Да так, что порядки в Гетманщине сложились «хуже лядских», как их называл народ. Бывшую казачью голытьбу, вылезшую в правящий слой Гетманщины, распирала алчность. Они раздулись как жабы и быстро превратились в могущественных земельных магнатов. Мазепа владел 19654 поместьями, Скоропадский – 18882, Апостол – 9103 и т.п., как пишет тот же О. Субтельный. Верхушка Гетманщины, составлявшая менее 1% ее жителей, владела половиной всей земли, а массы крестьян и казаков оказались совсем без земельных наделов. Вдобавок эта верхушка завела совершенно варварское крепостное устройство, согласно так называемому «Литовскому Статуту». Крестьяне были превращены в бесправное быдло, которых владелец имел право даже собственноручно казнить.
Российское правительсто по сути лишь после Мазепы стало заниматься Гетманщиной и тормозить ее наиболее одиозные порядки. Первым делом прихлопнули традиционную работорговлю с турками и татарами ( в глазах Москвы это вообще выглядело чудовищно!), потом другие «права и вольности». Царица Анна Иоановна, например, запретила право панов на казнь своих крепостных и так называемое «кабальное холопство». Окончательно же добила украинское крепостное право Великая Екатерина.
Сегодня гетман Мазепа – национальный герой. Его физиономия красуется на червонцах и в школьных учебниках. Он обязателен для изучения и почитания в современной Украине. Наименование его предателем отвергается как москальское злопыхательство. Хотя как называть переход на сторону противника во время военных действий? Даже украинский Уголовный кодекс именует это «изменой Родины». Между тем трусливые педагогические стада вбивают в умы школьников и студентов образ героя, «чья жизнь была окрашена последовательной любовью и служением Украине». И так до армейских политико-воспитательных бесед.
Вообще-то о самостийной Украине Мазепа думал меньше всего, а больше выклянчивал у шведской марионетки Лещинского (поставленного шведами польским королем) наместничество в Белоруссии. Его по сути и сравнить-то не с кем. Разве что с молдавскими полицаями, подбиравшими объедки со стола Антонеску, румынской шестерки Гитлера. На его фоне даже Степан Бандера выглядит поприличней.
Тут надо заметить,что вся тогдашняя «Украина» (хотя ее тогда никто так не называл) – Гетманщина, подвластная Мазепе, состояла из нескольких нынешних центральных областей. Правобережье вообще было за Польшей, Крым и Юг отвоюют у турок лишь в конце 18 столетия, а наши края (давняя земля Государства Российского) присоединят к «Украине» лишь большевики из идиотских соображений об «увеличении пролетарской прослойки» и подготовке к мировой революции. И вешать нам на шею, изучать жизнь и деяния этого злосчастного пройдохи-гетмана просто неуместно. Что-то я не слышал, чтоб западенцы изучали историю восстания Кондратия Булавина, происходившего примерно в те же годы. Можно и нам помахать ручкой и Мазепе и спорам о нем.
В той войне было немало и героизма и жестокостей. И насколько же надо нашим холуям-«науковцям» презирать свой народ, чтобы выставлять его патологическим трусом? Не из страха малороссияне мужественно встречали и били шведов, не пускали в свои города, выдерживали многодневные осады.
И казалось бы, для желающих вспомнить о страданиях малороссийского народа, есть достаточно действительных поводов. Шведами при молчаливом соглашательстве Мазепы, а то и при его непосредственном участии были сожжены Олешня, Смелое, Колонтаев, Красный Кут, Гадяч, Веприк, Зеньков, Опошня, Чернухи, Ковалевка, Рашевка, Котельва, Великая Рублевка. Людей сжигали прямо в домах и церквях, в Опошне жителей заставили вешать друг друга, в Великих Будищах мужикам отрубили указательные пальцы, чтобы не могли жать на курок и отправили пальцы Шереметьеву....Захватив Веприк, земляную крепость, выдержавшую месячную осаду, шведы расправились с его гарнизоном, а 400 человек крестьян и мещан Веприка (если верить шведскому историку Нотберту «История Карла XII») были отданы бывшему гетману как его подданные. Он приказал бросить их в Зеньковские подземелья, где большинство из них погибло от холода и голода.
Так нет, вопят по поводу лживой «резни в Батурине». Еще немного и начнут плакать о том, как Меньшиков, привезенным чудовищным прибором астролябией уничтожал малороссийский народ (писали некогда и такое).
В 1726 году проводилась опись города Батурина, который был равен в те времена Полтаве. Домовладельцы в основном те же самые, что до «резни», что после. Так кого же «резали» москали и что там было на самом деле?
Первым, единственным и последним источником о пресловутой «резне» служит анонимная «История русов» - изначальный катахезис украинского национализма, представляющий из себя сборник разных, зачастую совсем нелепых выдумок и фальсификаций. Написан он в стиле пасквиля, между прочим, хорошим русским языком, ориентировочно в конце 18 -начале 19 века. Никто его давно не рассматривает как исторический труд.
Батуринский гарнизон, оставленный Мазепой, состоял из наемников - «сердюков». Они вообще не были ни казаками, ни малороссиянами. Поляки, бессарабцы... Местных крестьян и казаков принимать в сердюки было запрещено. В батуринской цитадели были собраны все мазепинские пушки (40-70 шт) и огромные запасы провианта и «огневых припасов». Опережая друг друга, к Батурину двигались Карл XII со своей армией и примкнувшим к нему Мазепой, и Меньшиков с «летучим отрядом» - корволантом. Меньшиков успел первым – 1 ноября 1708 года. В тот же день он получает донесение от царя Петра, что шведы в «четырех милях» от Батурина и надо либо быстро брать крепость, либо немедленно уходить (силы были не равными).
Здесь надо отметить, что Меньшиков – прежде всего кавалерийский начальник, творец и настоящий гроссмейстер русской кавалерии. В Северной войне за его конницей блестящие действия и победы под Калишем, Лесной, Полтавой, Переволочной. Согласно тогдашнему Уставу русской армии «корволант сиречь легкий корпус» (corpa volant) наряжается «для пресечения или отнимания пасу у врага или оному в тыл идти, или в его землю впасть – до 6-7000 может всюду поворачиваться без тягости». Корволанту могла придаваться и пехота с легкой артиллерией. Читатель сам может прикинуть насколько кавалеристы-драгуны, привычные к боям на свободном пространстве, пригодны для осадных и штурмовых действий (тем ярче победа!).
Не уговорив сердюков сдаться, Меньшиков принял решение штурмовать крепость. Штурм начался в шесть утра 2 ноября. Через два часа город и крепость были взяты.
Что это означает? То, что гарнизон сердюков был не готов к обороне, даже «потайную калитку», если таковая была, не завалили или не выставили охрану. Следовательно, сердюки, пальнув пару раз для острастки, разбежались (стойкость наемников вещь сомнительная). Их командира полковника Чечеля, крестьяне изловили в десятке верст от Батурина. Меньшиков сообщил Петру об успешном штурме и малых потерях. Тот предоставил Меньшикову право самому решать, что делать: или, оставив гарнизон, «сидеть против шведов», или же срочно вывозить артиллерию, а «строение цитадели и припасы» сжечь
Того же дня, 2 ноября, Меньшиков, прихватив мазепинские пушки и часть военных припасов, спешно уходит, почти из под носа приближающихся крупных сил шведов.
Вот.собственно, вкратце и все, что достоверно известно о взятии Батурина.
Все остальное,как пишет историк Н.И.Костомаров в монографии «Мазепа» - «по преданию», в том числе и прилуцкий сотник Иван Нос со своей злополучной калиткой. В молодости украинофил Костомаров безгранично доверял «Истории русов», но постепенно, при ознакомлении с подлинными документами все его доверие растворилось. Под конец жизни он даже назвал «Историю русов» «вредным» произведением. Остались, правда, кое-какие рудименты. Так в указанном труде «Мазепа» он пишет: «Жители от мала до велика подверглись поголовному истреблению». И тут же продолжает: «Впрочем многие успели уйти заранее и остались целы.» В общем как хотите, так и воспринимайте – и резня вроде бы была, и обыватели целехоньки.
Доверять сочиненной «свидомыми» украинской истории – от «Истории русов» до томов Грушевского и нынешних «вченых» - это быть совершенным простофилей. И самое странное, вся эта свора «науковцив», «мытцив» и «диячив», сделавших свои имена и научные звания на восхвалении КПСС, а затем сразу развернувшихся на 180 градусов, ни разу, хотя бы иронически не отозвались о своих «працях».
Это в 19-м веке известный Пантелеймон Кулиш, отдавший немало трудов конфронтационному украинофильству, мог заявить о своей «Повести об украинском народе» весьма откровенно, назвав ее «компиляцией шкодливых для нашего разума выдумок»(а это был программный документ Кирилло-Мефодиевского братства).
А сейчас попробуем, опираясь на известные факты, логику и здравый смысл реконструировать те события.
Легко, думается, все-таки было «свидомым»-предшественникам, по всей видимости людям сугубо штатским, засевшим на своих хуторах, сочинять разные небылицы о «Батуринской резне». А что делать Меньшикову и другим офицерам?Штурм начался в шесть утра. На его подготовку ушло, как минимум, часа два. Раненько довелось вставать солдатам! В восемь часов утра, разгоряченные штурмом, воины торжествуют победу! А собрать убитых и раненых, оказать первую помощь? Своих хотя бы, про сердюков вряд ли кто думал в горячке боя. Подсчитать потери, разбить солдат на команды, выставить дозоры, чтобы шведы не захватили врасплох… И, наконец, заняться эвакуацией трофеев. Для этого все осмотреть,прикинуть что поценнее. Подумать об их транспортировке. Сколько времени нужно, чтобы снять пушки с крепостных стен, достать из хранилищ «огневые припасы»:ядра, порох и пр.? Ясно, что немало. Нужны люди, веревки, гужевой транспорт. Скорей всего призвали на помощь и местных жителей, у них же мобилизовали телеги, лошадей. С груженым обозом отряд, ясное дело, уже не «летучий». Необходимо как можно быстрее и подальше отойти от города.
Да еще после отхода с трофеями оставить команду, чтобы пожечь невзятое(потом налегке догонят). Кстати, пожечь – это сегодня просто: плеснул бензина, чиркнула спичка, а тогда это было потруднее. Как за пару часов «сравнять с землей» город, я не представляю. Из драгун составлять команды минеров что ли? Развалить одну хату и то проблема. А что пожечь не смогли, оставить местным жителям – растащут лучше любой трофейной команды.
В том, что Карл с Мазепой, прийдя в Батурин, застали полупустой город, ничего удивительного нет. Картины беженцев привычны во всякой войне. И наполеоновские и гитлеровские войска, вступая на нашу землю, тоже заставали пустые города. Только никому из них и в голову не приходило писать, что русская армия, отходя, вырезала жителей. А батуринцам встречаться с Мазепой(неизвестно еще, что тому взбредет в голову) совсем не улыбалось. Еще одна черта всех войн при отходе армии. Открытые склады, магазины и пр. Опустошаются горожанами в считанные часы, пока вошедшие войска не спохватились.
Мне довелось расспрашивать фронтовиков, освобождавших Луганщину. В Меловом немцы оставили огромные склады с амуницией, продовольствием и пр., подготовленных для переброски под Сталинград. За пару дней, пока вошедшие советские войска не спохватились и не выставили охрану, жители окрестных сел их растащили наполовину. Думается и батуринцы, осевшие в ближних селах, даром время не теряли. И взятки гладки, списать можно на кого угодно – хоть на Меньшикова, хоть на Мазепу. Впрочем, уже 22 декабря 1708г. избранный гетман Скоропадский выдает батуринскому атаману Данилу Харевскому универсал, приглашавший и разрешавший жителям Батурина вновь селиться на прежних местах.
Так что, читатель, весь день 2 ноября прошел у Меньшикова в напряженных трудах. А в таких случаях не то что резня, любой конфликт солдат с местными жителями нежелателен: летит дисциплина и расстраивается налаженная работа. Он должен быть быстро погашен.
Итак, у Меньшикова тот день полон забот. А еще надо послать гонца к Петру.
- А порізати жінок и дітей? – раздается голос «свидомого» сочинителя из будущего.
Меньшиков в ответ, наверное, громко выбранился бы.
- Ні, москалі повинні різати ! – не унимается сочинитель,- А то навіщо я це пишу? Щоб в кожного українця запалали гнів і жага помсти! Щоб пробудилися національна гідність и свідомість!
И не просто «ризаты». Этого мало! Колесовать, четвертовать, сажать на кол, изыскивать еще какие-то чудовищные пытки и казни – вопит и нагоняет страху та же «История русов». Мне приходилось читать описание подобных казней. И что? Даже простецкая посадка на кол требовала сноровки и команды палачей-профессионалов. Морока, одним словом, быстро не управиться.
Впрочем, попробуем реконструировать исторический заказ «свидомых».
Вот Меньшиков обходит солдат. Время обеда. Над котелками с кашей мелькают ложки.
- Молодцы, ребятушки! Громкая виктория получилась! – восклицает светлейший князь.- Герои! Орлы! Тут еще немного трудов осталось. И в путь!
- Передохнуть бы! – просят солдаты.
Меньшиков задумывается. Оно, конечно. Денек был горячий. А что впереди? Не дай Бог, Карл догонит! А тут солдаты усталые да невыспавшиеся. С такими много не навоюешь.
- Знамо дело,- говорит Меньшиков.- Так уж и быть, ребятки, дозволяю вздремнуть после обеда. Но только часок, не боле! Времени у нас в обрез. А потом дружно за работу!
Солдаты мнутся.
- Чего еще?
- Нам бы это… немножко того… понасиловать и пограбить,- застенчиво мямлит какой-то рыжий солдатик.
- И порезать!- кровожадно оживляются остальные.- Особливо женщин и детей!
Для нас, диких москалей, резать малороссиян( ишь «чэмни та розумни»!) самое разлюбезное занятие. Отдохновение сердца, так сказать, и воспарение духа! – заверяют солдаты.- Благослови, батюшка!
Светлейший секунду размышляет.
- А что? Решпект знатный! Мы что, хуже бандеровцев? Только боюсь, разбредетесь, потом пойди, собери вас, чертей!
- Вы не сумлевайтесь, господин генерал! – убеждают солдаты. – Ей Богу, мы мигом, в аккурат за час управимся!
- То-то! Смотрите у меня! И это… хохлушек не забудьте. Такие, понимаешь, стервы попадаются! Была у меня одна…
- Рады стараться! – дружно орут солдаты.
– Ну, понеже просить изволите...,- Меньшиков достает платок и машет. – Начали, соколы!
Солдаты, хватая штыки и ножи, с радостными воплями разбегаются гоняться по улицам за визжащими батуринскими бабами. Все не так-то просто! Приходится выковыривать их из запертых домов и подвалов, рискуя получить кочергой по башке или оглоблей по хре6ту от оторопелых мужей.
Стоп! Что-то мы с вами, читатель, напутали в нашей реконструкции. Оказывается никаких особых свидетельств о тысячах изнасилованных батуринок и трупах мещан, валяющихся по улицам, не обнаружено. Тут даже у «свидомых» нет единого мнения, приходится изворачиваться и выдумывать черт знает что, вроде плотов с виселицами, спускаемых по реке( как в фильме режиссера Ильенко).
Меж тем наш рыжий солдатик уже с энтузиазмом задрал подол какой-то дебелой молодице. И тут облом! Невидимая «свидомая» рука его останавливает. Солдатик встает и, на ходу застегивая штаны, бредет к реке. « Напросились на свою голову, мать вашу!» - думает солдатик – Лучше б подрых! Теперь ищи бревна, веревки…»
- Хлопчик, ты куды?- орет вдогонку баба.
- А идите вы с вашими «свидомыми»! – огрызается солдатик. – Вишь, с бабы сорвали!.. Для солдата, как изголодамши, самое святое дело…
Нет, читатель, что-то не вытанцовывается у нас реконструкция по «свидомым версиям». Оставим это несуразное занятие.
6 ноября 1709г. Петр издает указ, который приказывает прочитать «всему малороссийскому народу». В этом указе говорится об измене Мазепы, о его замыслах «Малороссийскую землю,. по истощении оной, отдать под иго Польское, в порабощение Лещинскому». К царскому Указу прилагается перевод перехваченного письма Мазепы к Станиславу Лещинскому, где гетман обещает отдать Малороссию королю Польши. Рассказывается также о вольностях и льготах малороссиян по сравнению с польским «игом». Да, собственно, народ это и сам понимал. И стал подниматься против шведов и помогать российской армии. Поддержки Мазепе, которую он обещал Карлу, не было. Всего две тысячи запорожцев Кости Гордиенко – неважная подмога. И то вскоре половина из них разбежалась, вдобавок прихватив несколько сотен шведов, которых продали туркам.
Под Карлом стала гореть земля, приближался неминуемый конец.
Александр Акентьев.
опубликовано в газете "XXI век"
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.