Наталья Вареник
С Владимиром Федоровым я познакомилась в белорусском Полоцке: участие в жюри Международного литературного форума «Славянская Лира» объединило писателей разных стран - Украины, Финляндии, России, Беларуси…
Автор 17 книг, драматург, пьесы которого идут на сцене МХАТа, театров Петербурга и Якутии, действительный член Академии духовности, член-корреспондент Академии поэзии и действительный член Академии Российской литературы, лауреат Государственной премии Якутии и премии Кирилла и Мефодия, он оказался необыкновенно интересным человеком.
Увлечение путешествиями и одним из самых загадочных явлений на Земле – шаманизмом, сразу помогло нам найти общий язык.
Общаясь с Владимиром, сразу ощущаешь внутреннюю твердость и силу воли этого человека. Наверное, эти качества дает дальний Север, родная Якутия, где рождаются алмазы и талантливые люди…
Бегство от шаманского медведя
- Владимир, Ваши необычные истории берут начало из раннего детства, а родились Вы в сказочных северных краях?
- Да уж…представить место моего рождения нелегко: это поселок, который в переводе с якутского звучит, как Тас-Тумус - «Каменный Мыс» - место, где на ровном левом берегу реки Лены внезапно возникает мощный каменный выступ. Такие места часто называют «местами силы» и наверняка он был стратегическим пунктом первопроходцев Севера.
Мои родители попали туда в годы освоения северных земель, когда на средней Лене появился первый маленький рыбзавод. В те времена в якутской глубинке только-только начали появляться некоренные жители, и одной из них была моя мама, которая приехала по распределению после окончания техникума на должность технолога этого завода.
Отец вернулся туда после войны, его родители перебрались в эти красивые и щедрые места из Красноярского края – в годы войны здесь было легче выжить: охота, ягоды, рыбная ловля…
Когда папа с мамой поженились, обещали открыть Сельсовет. Время шло, родился я, а Сельсовета все не было. Ситуация сложилась критическая: мне не могли выдать свидетельство о рождении, и я целый год жил «нелегалом»! А когда вручали свидетельство, оно было с номером один – я был первым ребенком, родившимся в новом поселке. Это событие и запустило в действие целый ряд удивительных обстоятельств моей жизни…
-Трудно было ребенку с «творческим уклоном» в этих оторванных от большого мира местах?
- Чтобы лучше понять, приведу пример: в 11 лет я был единственным жителем поселка, умеющим фотографировать. Это увлечение мне позже очень пригодилось – когда я стал писать свои очерки о путешествиях, мне не нужен был личный фотограф.
Но в детстве это увлечение приносило мне много неприятных минут: если в поселке что-то случалось, все бежали ко мне. Полбеды, если я снимал дни рождения и свадьбы, а вот похороны…
Проявлять снимки с покойниками в темной комнате – для 11-летнего мальчишки это было нешуточным испытанием.
Я много читал, а наши места давали простор воображению. Еще в детстве я обратил внимание, что старики-якуты почему-то не живут в нашем новом поселке, а осели на расстоянии 2-3 километров от него. Однажды я завел разговор об этом со старым якутом, на что он ответил: там жить нельзя, ибо на территории Каменного Мыса похоронено несколько шаманов. Тогда я о шаманах, как и все вокруг, почти ничего не знал и не придал этим словам никакого значения. Но в детстве мне часто снился один и тот же сон: будто меня хочет догнать большой медведь, я убегаю через кладбище, медведь с грохотом проваливается в могилу и мне удается спастись.
Интересно, что эти сны продолжали приходить ко мне и в зрелом возрасте.
Работая над очередной книгой, я раскопал труды одного ученого, который описывал шаманизм эвенков (тунгусский шаманизм). В его роду кто-то из предков был шаманом, а сам ученый описал форму инициации тунгусского шаманизма и свои необычные сны. Что интересно: они были очень похожи на мои!
Я разыскал этого ученого, и мы вместе начали разбираться. Оказалось, что хотя мой поселок – якутский, прежде в этих местах жили эвенки (якуты пришли туда «на плечах» русских), и если там захоронены шаманы – то эвенкийские.
А поскольку я - первый рожденный в поселке ребенок, они, видимо, пытались установить со мной контакт.
Но это было в 1950-е годы, никто о шаманах не имел представления, я жил в семье партийных атеистов, поэтому все попытки духов шаманов в детском возрасте оказались безуспешными. Если бы медведь в снах меня догнал – возможно, я получил бы шаманский дар…
На стыке лирики и физики
- Что повлияло на Ваш выбор жизненного пути?
- Думаю, книги о приключениях. По первой профессии я – геолог, а по духу – путешественник. Как все мальчишки, мечтал попасть куда-нибудь в Африку, что привело меня сначала в геологию, а потом в журналистику. Уже поступив вуз, я начал писать какие-то статьи, ведь профессия геолога дает возможность увидеть то, что недоступно для большинства людей.
Во время студенческой практики и после окончания вуза я побывал на Чукотке, Камчатке, Магадане, островах в Ледовитом Океане, на печально известной Колымской трассе, видел все Сталинские Гулаговские лагеря…
Позже это трансформировалось в путевые очерки стихи, рассказы и роман «Сезон зверя». .
Когда в 1990-е, когда открылась граница, и можно было ездить в западные страны хоть несколько раз в году, я активно начал использовать эту возможность. Причем, это были не туристические, а журналистские и творческие поездки. Я один из первых сибирских писателей, кто 3 раза побывал в Африке – Южной, Центральной и Северной (детская мечта сбылась!)
По итогам выставки «Сердце Африки, в сердце России» я стал «фотографом года» Якутии.
Побывал в Сингапуре, на Аляске, в Камбоджи, Японии…
- Стоило ли убегать из этого увлекательного мира в литературу, где все рутинно – перо и бумага, в крайнем случае - компьютер?
- В том – то и дело, что мир литературы был для меня тоже увлекательным!
Я учился на геолога – это стык гуманитарной и точной наук, начал писать в 1970-е годы, к средине которых стали безумно популярны и запрещены многие знаменитые барды – Высоцкий, Окуджава, Галич…
Из 33-х моих однокурсников только трое или четверо не умели петь и играть на гитаре. Я жил в общей атмосфере творчества, потому и начал писать.
Первый же опубликованный очерк был назван лучшим в газете и меня пригласили туда работать.
Вначале работал журналистом, не имея гуманитарного образования, а потом поступил на заочное отделение Литературного Института им. М. Горького в Москве.
Попал в семинар Анатолия Жигулина, который вместе с Евгением Сидоровым набирал в том году семинаристов.
Почему именно Жигулина? Ощущал его «своим», поскольку он в свое время прошел Гулаг у нас на Колыме. Бросил в почтовый ящик этого известного поэта свой первый сборник стихов аж в 33 странички. Он прочитал и нашел меня среди абитуриентов, так я оказался в его семинаре в начале 1980-х. Литинститут дал мне больше всего в плане общения – я попал в среду себе подобных, жил в знаменитом общежитии Лита «Желтый дом», беседовал с педагогами, которые предпочитали общение со взрослыми заочниками, общению со студентами дневного, где каждый мальчишка считал себя гением…
В «поле шаманизма»
- Владимир, как получилось, что шаманский «медведь» Вас все-таки «догнал»? Спустя много лет Вы начали писать о паранормальных явлениях, получив взамен дара эзотерика дар писателя?
- Поработав в республиканской газете, я 10 лет был главным редактором журнала «Полярная Звезда» - самым молодым главредом в СССР – мне было всего 36 лет.
Этот журнал распространялся по всему Союзу вплоть до Крыма и охватывал весь Север – от Мурманска до Сахалина.
Но мне хотелось еще попутешествовать, а работа в журнале – сидячая, поэтому я решил вернуться в газету, пока еще мог двигаться.
Будучи зав. отдела культуры в газете, захотелось «оживить» сухое государственное издание, поэтому ввел православную страницу «Благовест», литературную страницу и раздел «Аура» о паранормальных явлениях.
И ко мне сразу потянулся народ – начиная с людей, имеющих какие-то способности и кончая сумасшедшими…
Сначала писал очерки о неведомом, потом издательство «Вече» предложило мне написать книгу из серии «Великие тайны». Спросили: какая самая великая тайна Якутии? Я ответил, что, наверное, шаманизм.
Так, через 30 лет после моего детства, медведь восстал из могилы и я начал писать книгу «Тайна Вуду и Шаманизма». Вуду добавили для экзотики, но я честно поднял все существующие на тот момент материалы, встречался со специалистами…
В альманахе "Полнолуние" №1, приложении к журналу «Чудеса и приключения» (кстати, это один из самых популярных на сегодня журналов – один только тираж его подписчиков составляет 30 000 экземпляров) вышел мой роман «Сезон зверя». Кстати, я «Лучший автор 2013 года» этого журнала.
Среди персонажей книги – три медведя, прямо как в сказке. Сначала задумал одного, потом ввел еще одну мистическую линию – медведя-оборотня, который превращается в человека.
А потом вошел во вкус и добавил третьего, фантастического – представителя высокоразвитой космической цивилизации. Когда писал эту книгу, произошел какой - то «вброс» в мои шаманские взаимоотношения с духами и с тех пор медведь мне снился только добрым и хорошим, видимо я выполнил свою миссию первого ребенка…
Снег в августе и глобальное потепление
- Вам довелось общаться с шаманами?
- Когда я писал свои книги, уже знал, что в 1980-е годы в Якутии еще существовали «настоящие» мощные шаманы, например, самый знаменитый из них - Никон.
И пошел процесс притяжения информации – новые люди, события, вышли в свет 4 книги – две в издательстве «Вече» и две в Якутии.
В 2007 году я попал на Всемирный Форум Шаманов в Гренландию, посвященный глобальному потеплению и методам борьбы с ним, поскольку официальная наука пока бессильна бороться с этим явлением.
Меня пригласили в качестве писателя – эксперта, а ездили мы вдвоем с шаманом-эвенком Савэем, он умер два года назад.
Когда мы приехали, шаманы всего мира поняли, что Савэй – самый «крутой» из них и отдали ему право проводить самый главный ритуал.
Савэй
- Удалось ли сделать что-то, чтобы замедлить процесс потепления?
- А Вы заметили, что сейчас об этом стали меньше говорить? После этого Форума на протяжении 2 лет Европу заваливало снегами. И Гренландию тоже. Скоро, наверное, опять созовут шаманов и попросят, чтобы стало теплее…
Шаманы, как никто другой, способны влиять на погоду, климат.
Приведу пример: один человек, получивший дар самым необычным образом (об этом чуть позже) приехал в Германию с фольклорным ансамблем, где впервые проявился его дар. Истосковавшись во время гастролей за своей родной Якутией, снегом, он взялся демонстрировать перед немецкими телекамерами обряд вызывания снега. Это было в августе, и вдруг пошел снег, который...завалил весь город!
Что тут началось! Якутского волшебника увозили на машине с темными стеклами, потому что ажиотаж был необыкновенный…
- Владимир, а свои способности Вы проверяли?
- Интересуясь всем этим в первую очередь, как журналист и писатель, я, вероятно, обладаю, как все поэты, какими-нибудь необычными способностями.
Одно точно: когда в 1990-е был мощный всплеск интереса ко всему этому, я тоже ходил на курсы, посвященные паранормальным явлениям.
Там выяснилось, что когда я фотографирую вместе с другими людьми, только у меня получаются какие-то необычные эффекты…
«Промежуточный аэродром» в другие миры
- Расскажите подробней о самом известном якутском шамане Никоне…
- Он жил в деревеньке возле города Верхневелюйска. Интересно, что прямо на дверях его дома (а он был скорее целителем) висело распоряжение Министра здравоохранения Якутии, запрещающее ему вести прием больных.
Но еще удивительней было то, что при этом сам Министр раз в год приезжал на консультацию к Никону. Когда в поликлиниках не могли поставить диагноз больным, их негласно отправляли опять-таки к шаману.
Существовало некое тайное сотрудничество властей с целителем, к нему ездили люди со всего бывшего СССР. Между районным центром и его поселением установили авиалинию – раз в день маленький самолет возил пациентов.
Никон заранее знал дату своего ухода из жизни – нанял рабочих, которые построили ему добротный склеп, почти бункер. Там стояла лавка с припасенным гробом, стол, на столе – коньяк (шаман почему-то предпочитал этот светский напиток) и табакерка с нюхательным табаком, который он любил, несмотря на здоровый образ жизни.
Он заранее оповестил родню и ушел из этого мира день в день, велев одеть на себя в дорогу меховую куртку и шапку, будто знал, что там будет холодно…
По его завещанию нельзя было входить в склеп и беспокоить три года, а по истечении этого срока, человек, которому очень нужна помощь или совет, мог открыть мощную дверь и спуститься туда, даже посидеть за столом и выпить коньяк.
Но прошло уже 20 лет, а никто так и не рискнул туда спуститься…
- Шаманы – единственные из магов, кто постоянно летает в другие миры. Это уникальный дар, о котором известно очень мало…
- Меня часто спрашивают: чем отличается шаман от колдуна? Колдун занимается воздействием на объект, чаще всего человека. А шаман, кроме прочего, еще и путешествует. У него, как у всех северных народов, три мира: Верхний, Средний (мир людей) и Нижний.
В зависимости от обстоятельств и задачи, шаман отправляется на одно из 9 небес (у якутов, как и у древних греков, их такое количество). В каждом небе – свое Божество.
Например, если у просителя заболела лошадь, шаман летит на 4 небо, туда, где живет бог Джэсэгей – покровитель лошадей.
Были чисто «белые» шаманы – это целители, летающие только в Верхний мир. Но были и «черные» - летающие в Нижний мир, к ним отношение обычно негативное.
Однако в жизни нужны не только психотерапевты, но и хирурги, поэтому не обошлось и без Черных шаманов.
Если похищали душу человека или он заболевал вследствие затягивания ее в Нижние миры, шаман отправлялся туда, чтобы исправить ситуацию.
Есть интересные остановки между мирами – «олохи». Когда шаман пролетает один интервал, он там останавливается и отдыхает. Это место обычно изображают, как скалу над бездной, промежуточный аэродром.
У Якутов, например, летящий шаман превращается в гагару – птицу, которая может глубоко погружаться под воду, либо в другую птицу или даже человеко-птицу.
Для колдуна костюм не имеет никакого значения, а для шаманов – огромное, знающий человек сразу определит, кто перед ним – прапорщик или генерал? Ни одна нашивка, деталь на костюме не является случайной. Либо это отличительные знаки технологий, которыми он владеет, либо духи, которые его поддерживают. У каждого шамана есть своя «группа поддержки», свои зооморфные или антропоморфные духи, как правило – звери, птицы…
- Среди шаманов много женщин?
- Еще бы! Среди них были очень знаменитые, например, Анна Павлова.
В эпосе якутов, я сам подсчитывал - в Верхнем мире летают 78 шаманов, остальные в Среднем и Нижнем мирах. Так вот, в этом Верхнем мире, самом сильном, мужчин – всего 5 или 6 человек.
Чукчи считали – чтобы стать настоящим шаманом, нужно быть женщиной. Поэтому их шаманы часто перевоплощались в женщин и так входили в роль, что использовали их внешний вид по жизни.
У эвенков удаганка (шаманка) явно сильнее мужчины.
У меня в книге даже есть глава «В бой идут одни удаганки», ведь первой шаманкой, как и первой колдуньей, была женщина. Позже начал формироваться общинно-родовой строй, мужчины прибрали к рукам административную власть племени, за ней – религиозную.
А вот навсегда переселиться в другое тело шаманы, видимо, не могут или не хотят: они просто передают свою силу более молодому последователю.
В «Доме Ростовых»
- Владимир, как в дальнейшем складывалась Ваша творческая судьба?
- По роду своей нынешней работы я вовлечен во многие литературные проекты, поскольку являюсь главным редактором газеты Международного Сообщества Писательских Союзов.
В свое время этот творческий союз создал Сергей Михалков, а ныне возглавляет Иван Переверзин. Формально в эту организацию входят Союз писателей России, Российский союз писателей, Московский СП России во главе с Владимиром Бояриновым и все региональные отделения СП России.
Изначально идея создания этого Сообщества заключалась в том, чтобы объединить в какой-то форме разрушившийся Союз писателей СССР. Например, в редколлегию нашей газеты входят представители многих Союзов Писателей некогда союзных республик, ныне независимых государств.
Наша газета не является коммерческим проектом, она бесплатно рассылается во все Литературные фонды России и зарубежные писательские организации – от Франции и Германии – до Турции. Идут переговоры о сотрудничестве с нами писательских организаций Китая и Кореи…
Подобное сотрудничество важно для русскоязычных писателей за рубежом, у которых там нет читательской аудитории.
- Расскажите о литературных проектах Содружества.
- Ежегодно совместно с Россотрудничеством проводится Форум русских писателей Зарубежья, на который приезжают литераторы из самых отдаленных мест, даже из Австралии, собираем около 100 участников. По итогам Форума издается большой коллективный сборник участников.
В проектах – издание литературного журнала «Дом Ростовых» (мы располагаемся в этом историческом здании по ул. Поварской, 52, которое Л. Толстой описал в «Войне и мире»).
Кроме того, МСПС является соучредителем журнала «Поэзия» (продолжателя старого альманаха «Поэзия» в годы СССР), который выходит 3-4 раза в год.
И альманаха «Академия Поэзии», который выходит один раз в год. Со всеми этими изданиями я в той или иной мере связан.
Впервые на постсоветском пространстве мы провели 2 года назад Международное Совещание молодых писателей, собрали около 100 человек, издали книги лучших поэтов и общий коллективный сборник.
Сейчас обратили внимание на театры. Не знаю, как в Украине, а в России наблюдается кризис драматургии, многие театры пошли на поводу у неразборчивого зрителя, поддались сомнительным тенденциям и пришли к выводу, что хорошая драматургия в России исчезла.
Сами театральные коллективы обратились к нам с просьбой провести совещание и конкурс драматургов…
Избушка на курьих ножках и домик-музей
- В Ваши творческие планы по-прежнему входит шаманская тема?
- Конечно. Хочу написать отдельную книгу о шаманских захоронениях. Я сделал небольшое открытие: еще сохранились старые шаманские захоронения (у якутов они воздушные, как у древних славян) и я сразу увидел «избушки на курьих ножках» - стоят 4 дерева, их обвязывают на определенной высоте, делают помост, что-то типа воздушного дома. Чтобы деревья от старости не упали, не сгнили их корни, их выкапывают и очищают. Это очень напоминает лапы, на которых стоит избушка Бабы-Яги. Внутри покоится сама колдунья или колдун…
По шаманским правилам, почивший шаман должен там находиться, пока деревья не истлеют и дом не рухнет. Затем строят еще один домик и останки перезахоранивают туда. Он опять стоит, пока не рухнет, за это время проходит 100 лет, и все это время шаман «действует» - можно подойти к этому «арганасу» (так называют воздушный дом) и попросить помощи или защиты. Лишь на третий раз шамана хоронят в землю и ставят над ним наземный «домик», который также ещё долго сохраняет волшебную силу своего хозяина.
Возвращаюсь к шаману, вызвавшему в августе в Германии снегопад: он получил свой дар совершенно необычным образом – будучи в детстве сиротой, часто убегал в лес, однажды осенью заблудился, замерз и увидел на поляне такой вот наземный домик.
Ничего не зная в силу детского возраста, залез туда, согрелся и уснул. Утром проснулся и убежал домой к своим обидчикам - дяде с тетей. Однако все изменилось: как только дядя схватился за палку, чтобы наказать беглеца, малыш посмотрел ему в глаза – и палка выпала из рук. С тех пор его и пальцем не трогали…
- Сейчас Вы приезжаете в родные места?
- Начну издалека: соседний поселок, где я учился в школе после 4 класса, назывался по-современному «Промышленный», а на якутском - Ойун-Хая (в переводе «Шаманская Гора»).
Живший за чертой этого поселка старожил рассказал мне в детстве, что и там жить нельзя из-за захоронения шамана, а поселок этот все равно исчезнет.
Так и случилось – через 25 лет поселок исчез с лица земли, так же как и мой родной поселок.
Но по иронии судьбы остался один-единственный дом, в котором родился я…
Круг замкнулся. Наверное, я – как Змей Горыныч – пока дом стоит, я живу.
Даже в этих далеких местах, в крошечных селах есть учителя литературы, фанатично преданные своему делу – они организовали экскурсии детей на лодках к этому месту, рассказали обо мне и моих книгах.
Даже мраморную табличку к дому приколотили.
Дети рассказали о доме родителям, три деревни собрались и за неделю построили мне рядом со старым маленький новый дом. Устроили праздник, пели, читали стихи, торжественно вручили мне ключи от дома. Был заложен камень о том, что здесь был поселок, на котором выгравировали мои строки. Так я вошел в историю своего села и родного Кобяйского района.
Медведь, наверное, доволен!)))
И теперь каждые два года приезжаю в родные места, нельзя быть неблагодарным…
Интервью взяла Наталья Вареник,
Полоцк – Киев – Москва.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.