Совсем недавно мы отметили очередную годовщину нашей славной Победы. Как поется в знаменитой песне, это «праздник со слезами на глазах». Невиданные ранее испытания довелось выдержать нашему народу. Они прошли через каждую семью, преломили жизнь целых поколений. Было много трагического и героического в войне, которая по праву называется Великой Отечественной. Которая началась в самый длинный день в году – 22 июня 1941 года.
«22 ИЮНЯ, РОВНО В ЧЕТЫРЕ ЧАСА»…
В этот день наша страна оказалась лицом к лицу с переступившим наши границы объединенным врагом континентальной Европы. Начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии Франц Гальдер записал сказанные 30 июня 1941г. слова Гитлера, констатирующие положение вещей: «Европейское единство в результате совместной борьбы против России». И это была вполне верная оценка положения. Геополитические цели войны фактически осуществляли не 90 млн. немцев, а более 300 млн. европейцев, объединенных на различных основаниях – от вынужденного подчинения до желанного содружества, - но так или иначе действовавших в одном направлении. Вот состав военнослужащих, взятых в плен нашей армией в ходе войны: из общего количества 3 770 290 военнопленных основную массу составляли, конечно, германцы (немцы и австрийцы) – 2 546 242 человека; 766 901 человек принадлежали к другим, объявившим нам войну нациям (венгры, румыны, итальянцы, финны и т.д.), но еще 464 147 военнопленных – то есть почти полмиллиона! – это представители других, вроде бы не воевавших с нами европейских наций (Статистическое исследование. – М. 1993).
Вряд ли тут стоит говорить о «жертвах» германского насилия. Едва ли германское командование пошло бы на очевидный риск, пополняя свои вооруженные силы заведомо враждебно настроенными военнослужащими: всего таких было 1.8 млн. И, скажем откровенно, как бы сегодня Европа не изображала себя как гитлеровскую жертву, пока эта объединенная армада одерживала победы на русском фронте, она была, в общем и целом, на гитлеровской стороне.
Сегодня до сих пор не открыты все тайны начала войны. Например, перелет в Англию Рудольфа Гесса. 10 мая 1941г. Гесс заместитель Гитлера по партии, совершил (по официальной версии — втайне от нацистского руководства) перелёт в Великобританию с целью предложить британскому правительству заключить мир и дать ему свободу действия в Европе (о действиях Германии против СССР, согласно официальной британской информации, Гесс умолчал). Содержание переговоров с ним британцы хранят до сих пор в секрете (до 2050г.). Загадочна и его смерть в 1987г. в тюрьме Шпандау. Но ясно, что англичане что-то пообещали Гессу. Едва ли мы когда-либо это узнаем. Можно лишь предположить. По крайней мере 2-3 года не воевать. Иначе Гитлер вряд ли рискнул бы начать войну с СССР, имея в тылу воюющую Великобританию.
Не был готов к длительной войне и военно-промышленный комплекс Германии, о чем сообщала советская разведка. Впрочем, данные ее были противоречивы. Главное, что она просмотрела – рассредоточение вооруженных сил Германии, в частности группы «Центр». Немецкая разведка тоже грешила в сведениях. Преувеличивала слабость Красной Армии, не обнаружила, что РККА имеет три эшелона обороны. Имей Гитлер полные сведения, весьма вероятно, что вопрос начала войны не был бы так однозначен. Впрочем, впоследствии шеф абвера В.Канарис был арестован и расстрелян как британский агент.
Руководители СССР понимали, что война неизбежна и к ней готовились. С1939г. в несколько раз были увеличены вооруженные силы. Из-за этого не хватало командиров. Состав армии по качеству тоже был слабее германской, потому, что страна еще недавно была на 80% сельской, и не так просто было вчерашним крестьянам или крестьянским детям овладевать техникой, с толком использовать все ее возможности. За Германией же стояли многие десятилетия индустриальной культуры. У нас не хватало вооружения, особенно современных разработок. Хотя оборонная промышленность в предвоенные годы трудилась бешеными темпами. Рост составлял 39%. Немыслимая цифра, если подумать. Возможно, к 1942г. и успели бы.
Но Гитлер начал раньше. Несколько странновато выглядит рассредоточение его сил по армейским группам «Юг», «Север» и Центр» - как бы удар не кулаком, а растопыренными пальцами. Однако стратегия блицкрига предполагала не только авианалеты, охват танковыми клиньями и пр., расчет строился еще на психоудар, наведение паники и дезорганизации в рядах противника. Как уже было в Европе. Мол, несколько чудовищных окружений – «котлов», разгромленных армий и взятых городов – и Сталина вполне могут сместить заговорщики, которые затем, ради сохранения власти, пойдут на капитуляцию. И надо сказать, немцы для этого сделали очень много.
Для нашей армии наступили трагические и героические дни. Да, были поражения, но было и мужество в сопротивлении. Сражались насмерть. Мало кто знает, что уже 22 июня советские летчики сбили свыше 200 немецких самолетов и совершили 10 таранов. Через 25 минут после начала войны лейтенант Иван Иванов таранил «Хейнкель -111» вблизи города Дубно. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
И была с первых дней напряженная работа по наведению порядка в стране и в ее обороне, создания структур ГКО и Совета по эвакуации. Сталин, заранее признавая неудачу военной кампании 1941г., готовился к затяжной многолетней войне. Таково было лекарство от блицкрига.
ПОЭТ ПРОТИВ ХУДОЖНИКА.
Думается, стоит дать набросок психологических портретов лидеров стран, вступивших в смертельное противоборство. Об этом пишут редко, но в них давно с интересом всматриваются психологи.
Ставший в 1933 г. вождем немецкого народа Адольф Гитлер к поприщу военного вождя готовил себя с самого начала своей политической деятельности. Однако в юности Гитлер начинал как художник и мыслил свое будущее только в этой сфере. Уже став политиком, он рисовал много, до самой смерти, на его столе всегда были листы бумаги для рисования. К тому же он считал себя великим архитектором, ни один серьезный архитектурный проект в Германии не проходил без его участия, правки и контроля.
Гитлер был натурой творческой и артистической, как отмечали все, далеко не лишенной талантов. Идея блицкрига была порождением художника-экспрессиониста. В его военных решениях было много импровизации. Но никто до него в военном деле не был столь революционным, никто не внес для своего времени в военное дело столько революционных новшеств. Деятельность Гитлера до войны и в ходе ее – это, по сути, история его непрерывной борьбы с косностью немецких генералов. Даже они, по-своему самый выдающийся генералитет мира, не способны были сразу понять того, что Гитлер задумывал. Но его идеи побеждали. В 1940 г. европейские государства падали одно за другим к ногам Германии. По-настоящему его, возможно, понимал только Гудериан в области танковых войск и Геринг в области военно-воздушных сил. Что ж, как говаривал фюрер: «Великие художники и зодчие имеют право на то, чтобы быть избавленными от критического созерцания со стороны ничтожных современников».
Таким был наш враг. Пошло выставлять его в качестве полусумасшедшего ефрейтора – это оскорбление памяти наших солдат, павших в боях с армиями, ведомыми Гитлером. Эти оскорбление памяти и тех, кто эту фашистскую Германию все же победил.
По-настоящему противостоять такому врагу мог также нестандартный лидер, способный к творческому мышлению. Жизнь Иосифа Сталина была окрашена литературой. Его стихи еще в юности печатались в букваре для грузинских детей (как в наших букварях стихи Пушкина) – это говорит об уровне его таланта. По некоторым воспоминаниям он писал стихи до самой кончины. Идеалист, вначале решивший посвятить себя служению Богу, а затем нашедший приложение своим идеалам в марксизме. Что ж, «поэт в России больше чем поэт». Вспоминаются и слова Маяковского:«Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». И Сталину было присуще во всех делах, за которые он брался, трудолюбие, склонность к анализу, умение прорабатывать многие варианты. Он сам готовил свои речи, где каждое слово было логически выверено. Каждый день он прочитывал до 300 страниц и старался быть в курсе литературного процесса. Творческая личность с образным мышлением. В чем-то он напоминает сегодняшних лидеров КПК, где даже протоколы заседаний Политбюро окрашены поэтической образностью. Впрочем, это давняя китайская традиция. Стоит заметить, что в Китае личность Сталина пользуется большим уважением.
В отличие от Гитлера Сталин военным вождем стать не мечтал. На него навалился такой огромный объем работы по народному хозяйству, что глубоко вникать в военное дело в мирное время он просто не успевал, предоставив его генералам. Можно быть семи пядей во лбу, но не о семи головах, и в сутках всего 24 часа. Но на своем поприще Сталин совершил то, что названо «русским чудом», по выражению Черчилля он «принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой». Постигать военное дело ему пришлось уже в ходе войны.
Пожалуй, только в воспитании граждан Гитлер и Сталин занимались в одинаковом объеме. Оба пожертвовали талантами, данными от Бога. Один мог стать хорошим художником-пейзажистом и архитектором, а другой прекрасным поэтом. Каждый из них связывал свое будущее с будущим своей страны и собственным понятием о справедливости. Гитлер (как бы мы не относились к его идеологии) – со справедливостью для германской нации, а Сталин – с социальной справедливостью и благом народа нашей страны. Ни одному из них не было присуще стремление к самообогащению, это вообще не в характере творческих личностей.
СЛОВО В БОЮ.
Но в лице Сталина гитлеровская экспрессия натолкнулась на волю человека, для которого главным было слово. Известны слова поэта: «Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести». Как же вырабатывалась та идеология, тот дух патриотизма, которые помогли воспитать советского солдата-победителя? В 30-х годах в стране произошло важное и переломное для массового сознания событие. К молодому читателю (а страна становилась массово читающей) пришли великие светочи, мастера слова и высокого духа, патриоты России. Перед ним открылась сокровищница отечественной истории, литературы, искусства. Поэтому так резко отличаются моральный дух и стойкость советского солдата от солдат времен первой мировой. А с тех пор прошло всего четверть века. Представляете, если бы к нам тогда хлынул поток американских комиксов, детективов, пошлости и порнографии, что идет сегодня к молодым? Встала бы молодежь тех лет на защиту Отечества?
Сталинское слово «Братья и сестры!» и «Враг будет разбит, победа будет за нами!» проникало в сознание каждого. И каждый мог нарисовать себе картину будущей победы. Эта вера передавалась миллионам людей и становилась фундаментальной опорой. А информационно-психологическому аспекту войны Гитлер цену знал. Не случайно «врагом №1» для него стал диктор Левитан, чей голос, охватывая общественное сознание, доносил и горечь поражений, и радость побед.
Уже в первые дни войны была создана бессмертная песня «Вставай, страна огромная!», ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Она приобрела всеобщую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. С осени 1941 года «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлевских курантов. А сколько прекрасных воодушевляющих песен было создано за время войны! Они стали советской классикой. Ничего подобного не было в других воюющих странах.
Вставали в строй труженики слова: писатели и поэты, журналисты и работники кино. Слова знаменитого стихотворения К.Симонова «Жди меня» бойцы заучивали наизусть, как и слова из ярких обращений И.Эренбурга и многих других. И те, кто шел «с «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом» старались донести до сограждан всю информацию, в которой нуждалась страна, переходя в атмосферу новой, военной реальности. Чем дальше разворачивалась картина зверств, мучений, разрушений, тем сильнее становилось чувство ненависти к врагу, оно прорастало с каждым новым убитым, с каждым сожженным селом, с каждым разбомбленным городом.
И еще главное, что вошло в жизнь всей страны в 1941 году, - великий поворот к Вере, к Богу, к душе. Русская Православная церковь проявила себя в эти грозные дни как духовный поводырь народа, с первых часов нашла точные и верные слова, обращенные к соотечественникам. Незабываемо яркое слово было сказано митрополитом Ленинградским Алексием, будущим Патриархом, 10 июля 1941г.: «Патриотизм русского человека ведом всему миру. По особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой глубокой, горячей любви к своей родине. Эту любовь можно сравнить только с любовью к матери, с самой нежной заботой о ней. Кажется ни на одном языке рядом со словом «родина» не поставлено слово «мать», как у нас. Мы говорим не просто родина, но мать-родина, и как много глубокого смысла в этом сочетании двух самых дорогих для человека слов! Русский человек бесконечно привязан к своему отечеству, которое для него дороже всех стран мира».
Вот как! Иерархи гонимой и притесняемой Православной Церкви видели, что Советский Союз спасает мир и человеческую цивилизацию! И в самые тяжкие времена молились об укреплении духа и даровании Победы
* * *
Да, тот день 22 июня стал народной трагедией. И потребуются еще долгие четыре года, чтобы прийти к долгожданной Победе. Это был подвиг наших отцов и дедов. Искажение же сегодня истории войны, что наблюдается повсеместно, особенно на Украине, по сути, оскорбление и предательство их памяти. Киевской властью пресекается употребление даже названия той войны – Великая Отечественная и всеми способами возвеличиваются пособники врага, с которыми предложено «примиряться».
Вряд ли сегодня на Украине что-либо делается без руководства заокеанских наставников. Особенно в идеологической сфере, где трудятся специалисты информационных войн. Но такова идущая сегодня война, война с нетвердыми перемириями и информационными атаками, война целеполаганий и обретения смыслов. И мы обязаны в ней победить. Таков наш долг перед памятью поколения, сумевшего отстоять наше Отечество и донесшего до нас пламя великой Победы!
Газета "XXI век"
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.