РУХ ДО САЛА.
«К власти в СССР после 1953-го года пришли националисты и карьеристы,
взяточники. Покрываемые из Кремля. Когда придет время, они сбросят
маски, выбросят партбилеты и будут в открытую править своими уездами как
феодалы и крепостники…»
Мао Цзэдун «Новый Китай», Пекин, 1964г. №12
В этом году исполнилось 30 лет со дня объявления пресловутой «перестройки», закончившейся разрушением великой страны – Советского Союза. Я недаром привел в начале статьи одно из провидческих высказываний Мао Цзэдуна. В Китае сегодня работают целые институты, которые скрупулезно изучают все детали развития и упадка СССР, чтобы избежать повторения наших ошибок. Приведу еще одно из высказываний председателя Мао: «У нас под боком спят люди типа Хрущева… Хрущев начал предательство со Сталина, а завершат это дело он или его преемники – Советским Союзом… Правление его не будет долгим, но последствия его правления будут сказываться десятилетиями…».
Сегодня и у нас существует немало аналитических работ, посвященных периоду заката СССР. Тогда, с началом горбачевской «перестройки и нового мышления», все начиналось с удара по сознанию. Поднялся оголтелый всплеск антисталинизма, который быстро перерос в крушение всей коммунистической и государственнической идеологии. Не жалели ничего из тех основ, на которых столетиями стояло общество и Русское государство. Взамен усиленно навязывались фальшивые ценности и либеральные фантазии. Страна погружалась в идеологический хаос, закончившийся разгромом великой державы.
Отрадно, что Россия, пережившая упадок и разброд 90-х, сегодня взяла курс на возрождение. Укрепилось патриотическое сознание, идет поэтапное избавление, в том числе и от антисталинизма, который имеет свою нишу лишь среди либералов, все более превращающихся в маргинальные слои.
А что Украина? Страна, заблудившаяся в идейном хаосе 90-х, так из него и не выползла. Зато примерила под себя ошметки «украинского национализма» и бандеровщины. Вспомнилось, что в сентябре исполнилось 26 лет со дня основания ныне почти забытого Народного Руха. Был он, конечно, «куча мала»… Но все пошло с него.
В НАЧАЛЕ.
Сегодня ветераны Руха рассказывают, что он создавался для борьбы против коммунизма и уж точно за развал СССР. Как бы не так! Непосредственно по директиве ЦК КПУ и ведал им лично заправляющий тогдашней партийной идеологией Леонид Кравчук. В Москве и других городах уже во всю разгорались страсти, а Украина все пребывала в статусе «заповедника застоя». Тогда и были призваны представители «национальной творческой элиты», выведенной ранее, в общем-то, искусственным путем. Несмотря на навешанные официальные регалии, собственно творческие достижения этого народца были сомнительны. Зато на бывшем всесоюзном уровне они выделялись лакейством в совсем уж неприличных формах. Вдохновенно уже в перестроечные времена они продолжали «дихать Ленiним» (Иван Драч), писали «Оди комуністичній силі» (Дмитро Павлычко) и т.п. Все шло по накатанной дорожке, но вдруг получили «пысьменныки» указание сменить безудержную алилую КПСС на перестроечно-демократические лозунги.
Их флюгерное сознание дружно ответило: «Есть!». Так и появилась в официальном органе правления Союза писателей УССР, газете «Літературна Україна» программа «Народного Руха України за перестройку». По сути, из проекта программы следовало, что создается некая организация в помощь …КПСС. Как было прописано уже в первых строках: «Основная цель Руха – содействие Коммунистической партии…» и «проведение в жизнь решений XXVII съезда КПСС».
И вот 8-9 сентября1989г - съезд. На нем присутствуют партийные чиновники и текут привычные славословия партии. Один из лидеров Руха Владимир Яворивский, впоследствии бютовец, в выступлении тогда подчеркивал: «В двадцатом столетии мы пошли за коммунистами, потому что поверили в идею социализма...». Впрочем, уже и тогда мало-помалу появились сине-желтые ленты, этот «жовто-блакитный гний», как сорок лет подряд именовал их ныне свидомый Дмитро Павлычко. Сидевшему в президиуме Леониду Кравчуку какой-то делегат из Кременчуга повесил на лацкан пиджака сине-желтый значок. Хитрый Кравчук не отцепил значок, а снял пиджак и просидел все заседание в рубашке.
Съезд завершился принятием Программы НРУ, в которой отмечалось, что она базируется на принципах интернационализма и решенияхXXVII съезда КПСС. Во всех бедах СССР объявлялся виновным Сталин, а главной целью Руха провозглашалось заключение «обновленного Союзного договора» и укрепление на его базе СССР. Единогласно были приняты обращения:«К народу УССР», «К рабочим и крестьянам Украины», «Ко всем неукраинцам на Украине» и даже отдельно к евреям Украины. Всюду заверялась руховская народность, белость и пушистость. Партократы обещали бороться с партократией, нынешние националисты тогда горой стояли за интернационализм, а нынешние антикоммунисты на все лады расхваливали партию.
ИДЕЙНЫЙ СТЕРЖЕНЬ.
А все-таки Руху недоставало главного - так сказать, идейного стержня. В белокаменной во всю уже буйствовали славянофилы и западники, анархисты и монархисты, либералы и демократы, левые разных несоветских оттенков, а Украина все пребывала в идейном анабиозе. Провинция-с! Теории о древних украх – ровесниках динозавров еще только сочинялись, понятие «незалежности» пока не доходило, а блуждало среди воспоминаний о петлюровщине и бандеровщине. Разве что утвердилось словцо «демократия», как вроде бы нечто очень полезное. Что оно такое по смыслу мало кто понимал, аналогично как и сегодня. А в чем понимали? В сале! Вот оно то и стало главным идейным стержнем - так появился знаменитый лозунг «Хто з’їв моє сало?». Плакатики с такими надписями быстро завоевали популярность на руховских митингах. Подразумевалось, что Сало с большой буквы «з’їли» москали или партократы - в общем, все «нехорошие» люди, которые мешают жить свидомому украинцу. Если для одних смысл этого Сала заключался именно в сем продукте, то другие вкладывали в него все свои шкурные интересы: шмотки, машины, валюту и заграничные вояжи…
В 1990-м Рух отбросил в своем названии слово «перестройка», но не идейную жажду Сала. Иван Драч, избранный его руководителем, заговорил о «скарбах Полуботька», которые якобы достанутся каждому украинцу при въезде в «незалежность». И уж тогда они закидают весь мир пшеницей и салом! Но это по мелочи. В предчувствии хапка Большого Сала забурлила вся Украина…
С тех пор прошло 26 лет. В 90-е появилась и поговорка: «Спасибо Руху за рзруху», а сам Рух начал колоться, рассыпаясь на партии и партейки, менялись его начальники, а к нашему времени он оказался на маргинальной обочине. Кто-то из прежних руховцев сумел схватить Большое Сало в политике, кто-то в бизнесе, а кто и отправился в герои, которые «не вмирають». Может им и «слава», но, думается, от сала они тоже бы не отказались. Некоторые ветераны Руха еще ностальгируют: «За что боролись?»:
ГЕРОЯМ САЛА!
Більш як чверть століття
З тих пір промайнуло.
Знову лихоліття.
Може ви забули,
Як колись вставали
З гаслом старовинним:
«Хто з’їв моє сало?»
В бій за Україну.
Незалежність маси
Хутко добували.
Не за крам чи касу,
Щоб «Героям сала!»
Майоріли в ліфтах
Площах і на стінах
«Моє сало з’їв хто?» -
Гасла України.
А тепер що стало?
Всі похмурі ходять.
Дє, здається, сало,
Хоч живуть в свободі?
Уронили сало,
Сало уронили!
Всі герої встали:
«Що ж не боронили?»
Як без нього бути,
Бо життя дістало.
Схаменіться, люди!
А героям сала!
Однако, как сообщает украинская поговорка: «Бачили очі, що купували». Прежняя десятая экономика мира скатилась в тройку самых нищих стран Европы (в ней еще Албания и Молдавия). Тут уж не до сала! Мало того, за годы «демократии и незалежности» стремительно идет вымирание, на сегодня Украина не досчиталась каждого пятого. Но что-то никто не стоит с плакатами: «Геть демократию и нэзалежность!». По-прежнему поносят «москалей» и валят памятники советских времен – «жестокого тоталитарного режима».
Ладно, уж «демократия», не одно столетие людям в сознание вбивается, что это хорошо. Хотя, если откровенно, ни в одной стране нет власти народа, есть лишь механизм получения власти с помощью денег и легитимации этой власти посредством ритуала голосования.И жертвы самого демократического в мире американского режима в 20-м веке исчисляются десятками миллионов – куда там Гитлеру с его газовыми камерами! Однако, представьте, насколько абсурдно звучит словосочетание «преступления кровавого демократического режима»?
Почти то же и с «нэзалежностью». Украина превратилась в жалкую попрошайку и марионетку заокеанских хозяев, однако в сознание свидомых масс и прочих украинцев вколочено, что это достойно и патриотично. Поэтому и боязно ответить на простецкий вопрос – а зачем она нужна такая «нэзалежность»? Какой в ней смысл, если из-за нее лишь руина, вырождение, нищета, а теперь еще – кровь и смерть? Нет, слишком неуютные вопросы! Так вспомнили хотя бы старое: «Хто з’їв моє сало?»
P.S. Почему-то вспомнилась цитата из Дж. Оруэлла («Скотный двор»): «Те, кто остался снаружи, переводили взгляды от свиней к людям, от людей к свиньям, снова и снова всматривались они в лица тех и других, но уже было невозможно определить, кто есть кто».
Александр Акентьев.
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.