Уроки праздника

Уроки праздника

Роскошным салютом закончилось празднование 65-ой годовщины Великой Победы в Москве. Оно проходило с имперским размахом, державным величием, языческой избыточностью и некоторым почти истерическим надрывом. Москва - столица славянской империи, а империям нужны символы, нужны гордые мифы и славные легенды. Без них им не сохранить свой статус и жизнеспособность, а величественное сказание о Победе над фашизмом - едва ли не самый значительный, самый высокий и самый важный миф как для власти, так и для простых граждан огромной страны. Никакой другой праздник не сочетает в себе настолько гармонично простые человеческие чувства - скорбь, печаль, гордость, радость, единение - и напористый государственный идеологический посыл: мы сильные, победоносные, уверенные и никого не боимся.

Празднование юбилея в этом году проходило на фоне особенно ожесточенных дискуссий о причинах войны, о ее виновниках и героях, о ее течении и завершении, цивилизационном значении для всей мировой истории. О Сталине, который, согласно новейшим веяниям, был в войне, но не был в Победе. Как если бы сегодня из-за ужасного садистического характера Петра Первого и его жестоких деяний мы бы начали считать, что Петербург был построен кем-то другим. Интенсивным мифотворчеством занимались как сторонники десакрализации Великой Отечественной, нивелирования подвига советского народа в этой грандиозной войне, так и идеологи его сверхвозвеличивания. И если деятельность первых у человека с совестью и памятью вызывает однозначное презрение и брезгливость, то со вторыми все не так просто.

Мы хорошо помним, тем более, что прошло совсем немного времени, как Виктор Ющенко сумел опошлить и опорочить идею скорби по погибшим от страшного голода наших соотечественников. Своей бестактной настырностью, круглосуточными мантрами, попытками использовать трагическую страницу украинской и всей советской истории в качестве антироссийской карты, которую бывший Президент с носорожьим упрямством разыгрывал все 5 лет своего пребывания у власти. Своей идеей-фикс о необходимости расставлять памятники Голодомору на каждом метре украинской земли, да что там - в школьных рекреациях, где особо услужливые администраторы организовывали кладбищенские оградки и ставили гробы. Дошло до того, что вообще-то добрые, приличные и порядочные люди перестали воспринимать жуткую трагедию нашей страны сердцем - неумелый мифотворец перешел все границы разумного.

Вот эта проблема вкуса, такта и меры, на мой взгляд, сильно подвела организаторов нынешних торжеств в России. Слишком много имперскости, слишком много державности, слишком много официоза и триумфа воли, слишком много, проще говоря, понтов. Да, был замечательный величественный военный парад, был фантастически красивый салют, народные гуляния, концерты, отличные старые и новые военные фильмы, дух единения и подъема. Однако нельзя не сказать об увесистых ложках дегтя. Идея с георгиевской ленточкой, вполне удачная по первоначальной задумке, из-за излишней ретивости исполнителей чуть не превратилась в самопародию. Символ, а именно в этом качестве задумывалась ленточка, не может быть поругаем, не должен быть опошлен заземленно-бытовым к нему отношением, иначе ему не жить. Когда ленточки стали привязывать куда попало, включая щиколотки, прически и собачьи ошейники, когда ими стали шнуровать кеды - в символе, увы, не осталось ничего священного, и тогда - зачем он нужен? Ощущение какой-то дикой дьявольской гримасы, ставящей все с ног на голову бестактности, жестокого подстмодернистского трюка не покидает. Перестарались - и добились обратного задуманному эффекта.

И ленточки - не единственный пример. Любое, даже максимально удаленное от патриотического смысла, мероприятие в этом году непременно посвящалось Дню Победы. Апофеозом подобной вульгарной и даже похабной бестактности стало проведение конкурса... танцев на шесте. Практически обнаженные девицы извивались в недвусмысленных позах, уместных исключительно в постели и ночных клубах, на фоне огромной растяжки с посвящением Дню Победы и с той же неизменной георгиевской лентой. Хотите убить пафос, как нигде более уместный при праздновании величественного события истории, Дня Победы, - растиражируйте его символы и опустите их ниже плинтуса. Вряд ли здесь был дьявольский умысел, скорее - паскудство и вульгарность организаторов шоу, хотя даже поверхностный обзор праздничных мероприятий в других странах - бывших республиках СССР позволяет заподозрить некую систему.

Молдавия

Поздравительные лозунги к Дню Победы в этой стране сочли правильным разместить... на мусорных баках. Если бы власти просто подошли и плюнули каждому ветерану в глаза, и то было бы менее обидно. Интересно, до какой степени скотства дойдут в своем стремлении принизить подвиг освободителей Европы от фашизма новые, радикально европейские, власти Молдавии? Не осматривают ли уже хозяйским глазом стены передвижных сортиров? И.о. президента страны Михай Гимпу отказался участвовать в московских торжествах - мол, побежденным нечего делать на празднике победителей. А как быть с теми сотнями тысяч молдаван, которые воевали на стороне Советской Армии?

Литва

Долгое и нудное рассматривание заявок ветеранских организаций на проведение парада победителей в Вильнюсе закончилось разрешением - но без советской символики. Т.е., войну выиграли с советской символикой, а парады следует проводить без нее. Как в том забавном анекдоте про пятую точку, которая есть, но слова для ее обозначения нет. И это бы еще ладно, но хитроумные, хотя и медлительные, литовские власти назначили на 8 Мая, а именно этот день отмечается в ЕС как день завершения мировой войны, гей-парад. В календаре не нашлось более подходящей даты. А как же - ведь Польша и Литва, последние оплоты консервативной религиозности, до сих пор еще не приветствуют передовой опыт демонстративного гомосексуализма. Вот, именно 8 Мая решили потрафить евроинституциям, озабоченным этим прискорбным фактом. Почему похабно размалеванные голуби не могли бороться за свои права в другой день - один Бог весть.
И все-таки ветераны Второй мировой 9 Мая отметили юбилей Великой победы, и что особенно отрадно - как русские, так и литовцы.

Эстония

Президент Тоомас Хендрик Ильвес провел 9 Мая в Москве, на почетной трибуне, среди глав государств и правительств десятков стран мира. Но в субботу, 8 Мая, накануне вылета в Москву на празднование 65-летия Победы, почтил память погибших во время Второй мировой войны эстонских солдат, в том числе, входивших в дивизию СС. Мол, они тоже отдали жизнь. За что они ее отдали? Неужели за свободу Эстонии, жизнь и гуманистические идеалы? Они воевали в самой агрессивной и захватнической армии в истории человечества.

Грузия

Согласно новой государственной парадигме имени батоно Саакашвили, Грузия пожизненно была оккупированным государством, страдавшим от русского сапога. Из памяти тех, кто знал, как оно было, и из школьных учебных программ вычеркивается все, что свидетельствует об обратном. О том, например, что именно русские штыки спасли Грузию от исчезновения с карты мира. Еще в 16-ом веке грузины просили русского царя о вассалитете, а затем и о полном правлении Грузией. Сегодня помнить об этом не модно. Участие Грузии в Великой Отечественной войне преподносится исключительно как результат насильственной мобилизации ее граждан властью советской империи. Между тем, почти треть граждан Грузии воевали на фронтах той войны, и это были смелые, отважные и честные воины. 93 этнических грузина стали Героями Советского Союза. Сегодня официальный Тбилиси приступил к героизации своих эсэсовцев, хотя на Нюрнбергском процессе Waffen-SS были объявлены преступной организацией. Забарылся как-то кум нашего Ющенко, еще 6 лет назад приступившего к тотальной героизации вояк УПА.

Украина

7 миллионов украинцев воевали на фронтах Великой Отечественной. Едва ли не половина высшего командного состава - этнические украинцы или выходцы с Украины. Второе место по числу Героев Советского Союза. Потрясающая славная история подвигов и ратного труда. Сегодня у нас в полный рост разворачиваются жаркие дискуссии на темы - была ли война освободительной? Разве плохо ли бы мы жили, если бы победили немцы? Почему мы должны праздновать день окончательного порабощения украинского народа? Из Интернет-дискуссий мы узнаем, что немецкие оккупанты вовсе не были злыми садистами, напротив - едва ли не все они являли собой образцы человеколюбия, великодушия и доброты, а детей так просто обласкивали и баловали как родных. Немного саднит вопрос - а кто же убил миллионы мирных жителей, кто угнал их на рабские работы, кто сжег в печах, расстрелял в ярах, замучил в концлагерях наших мирных сограждан?

Видимо, они, глупые, сами разбежались и убились апстену исключительно с целью дискредитации рыцарей немецкого гуманизма и человеколюбия. Мы также теперь должны понимать, что баварское пиво лучше местного, и всего дело-то и было бы, что пристраститься к лучшему, если бы немцы победили. Из советских воинов-освободителей лепят демонов, садистов, скотов, изнасиловавших полтора миллиарда немок и отобравших у побежденных все имущество. Коричневую чуму рисуют безобидным насморком, а фашизм - полезной и достойной доброжелательного изучения идеологией, Советскую же армию показывают сбродом безруких и безмозглых гоблинов, заваливших немцев трупами. Ее поражения злорадно смакуются, а победы нивелируются.

Если это - новые мифы украинского системного национализма, то на их фоне мне уже поневоле не кажется избыточным имперское напористое и громкое празднование Дня Великой Победы над фашизмом.

Да, в этом году мы у себя дома праздновали Великую Победу достойно. Киевские торжества были вполне соразмерными, человечными и тактичными. Наши дети смогли увидеть и понять нашу гордость и скорбь по погибшим, ощутить, насколько дорог нам этот великий весенний день. Со временем, хочется верить, уйдет излишняя помпезность, официоз и глупые переборы по части вкуса, стиля и такта. Праздник станет более тихим, более интимным, спокойным. Ведь каждому из нас, или почти каждому, есть о ком вспомнить в эти майские дни.

Елена Привен
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.