Виталий Свиридов
«Кажется, нет предмета в мире, о котором бы сказано было с такой претенциозностью и столько банальных гипербол, как о поэзии. Один перечень метафор, которыми люди думали подойти к этому явлению, столь для них близкому и столь загадочному, можно было бы принять за документ человеческого безумия…»
Ироничное, тонкое эссеистическое посмертное полотно Иннокентия Анненского, предназначавшееся как «вступительное слово» к сборнику своих стихов «Тихие песни» (1903г.), с завершающей определённостью выражает невыразимое. «Что такое поэзия?» — во весь голос, обращаясь к читателю, вопрошает автор знаменитого «Кипарисового ларца»… И тут же сам отвечает: «Этого я не знаю, — и добавляет далее, — вообще есть реальности, которые, по-видимому, лучше всего не определять. Разве есть покрой одежды достойный Милосской богини?..»
Невольно вспоминается предание о Большом Сфинксе пирамиды Хефрена в Гизе: «Когда будет разгадана последняя загадка Сфинкса, он расхохочется, и мир прекратит своё существование»…
Пока мир судит да рядит, что-де такое существо «Поэзия», живые, воплощённые носители её Величества рождаются, развиваются, самоосуществляются и уходят в Вечность непостижимыми, как звёзды различной величины.
Во мгле тысячелетий скрыт этимологический корень родства ( vip...- «vipra») таких символических образов-понятий, как «поэт» и «певец». В сакральных дебрях ведической культуры, в самом основании мифопоэтической модели мира «Ригведе» обнаружим мы истоки единства «трепета души», и «вдохновения»... Кажется, писатель Иван Шмелёв, публицист и православный мыслитель, впервые озвучил крамольную мысль о том, что боговдохновенный Орфей был последним Поэтом на Земле… Неисчислимы пути продвижения лукавства!
Не надо гадать на кофейной гуще мантики античного мира, чтобы быть оптимистом: божественное искусство мыслить «музыкальным образом» — непреходяще!
В звёздном хоре гармонических голосов современности в нынешний период общественно-политической дисгармонии между материальным и нравственным началами голос поэтического Донбасса звучит всё в том же — широком — диапазоне традиций Павла Беспощадного, Николая Анциферова, Николая Чернявского, Владимира Сосюры, Эмиля Кроткого, Василия Хмары, Аркадия Коца, Пантелея Михина, Мирослава Руденко, Максима Газизова, Артёма Ольхина, Евгения Нефёдова… Голоса поэтов, по определению Райнера Марии Рильке, призваны восстановить гармонию земного и небесного… И, однако же, так чрезвычайно редки поэтические дарования, способные осуществить гармоническое, едва ли не космогоническое триединство – подземного, наземного и небесного!.. В этом направлении Иван Нечипорук – безусловный примат современной поэтической мысли в шахтёрском крае, «без творчества которого, как справедливо заметил однажды замечательный луганский поэт Владимир Спектор, вероятно, уже трудно представить поэтический облик Донбасса».
Надо сказать, что литературно-личностный масштаб Ивана Нечипорука впечатляет: малую одежонку мимолётного взгляда на крепкую, не по годам развитую, фигуру горловского поэта не примерить! От природы обладая недюжинной энергией неформального лидера, он с очевидным постоянством — в буквальном смысле — «сжигает» себя на ниве литературно-общественной деятельности. Поэт Нечипорук — член Межрегионального союза писателей и член Правления МСП; член союза писателей России и публицист; внештатный корреспондент ряда периодических изданий и участник созданного им донбасского сетевого литобъединения «Стражи весны»; член Горловского литобъединения «Забой» и Международного клуба православных писателей «Омилия»; смотритель литературного горловского портала и редактор литературного журнала «Пять стихий»; член редколлегии литературного журнала «Метаморфозы» и... это ещё не всё…. Он — автор многих творческих публикаций, нескольких поэтических сборников и лауреат целого ряда литературных премий.
Отсутствие брутальности и мелкотемья, навязчивых клише, пошлости и банальных сентенций в поэтическом активе Нечипорука буквально облагораживает искушённого читателя очистительной аурой душевно-духовного просветления…
«Добрый, порядочный, совестливый… талантливый…» — это не «украшающие эпитеты», эмоционально выплеснутые Владимиром Спектором в адрес поэта Ивана Нечипорука, это — «необходимые эпитеты», определяющие гуманистические и профессиональные качества служителя муз, традиционно принятые ещё в античном мире.
У всякого поэта есть свои сильные стороны. У Лиры Нечипорука, похоже, вместо струн натянуты нервы Эвтерпы и Калиопы: Она обладает редкой способностью звучать одновременно в нескольких регистрах поэтического мироощущения — от камерно-тончайших душевных переживаний до могучего эпического пространственного воодушевления. Примеров тому найдётся множество в любом из шести изданных сборников вдохновенного горловчанина. Однако, самое сильное, на мой взгляд, самое яркое полноголосие донбасского поэта раскрылось в реализованной им по праву шахтёрской теме «Трудоприношения»!
Небольшая книжечка стихов с одноимённым названием, изданная в Донецке (2009г.) в качестве скромного поэтического приложения к журналу «ДОНБАСС» Национального союза писателей Украины, — не просто маленькая литературная жемчужина шахтёрского края, это — воистину торжественная Песня, посвящённая не только «угольной» донецкой земле и «адскому» жертвенному шахтёрскому труду, это ещё и Гимн высокой созидательной силе русского Слова:
Внедряюсь в тело матушки-планеты,
И ощущаю, вопреки всему:
Я в этой глубине — источник света…
Я коногонкой разрезаю тьму.
Эстетика «трудоприношения» Ивана Нечипорука выстрадана и заквашена на драматических коллизиях горняцкой действительности:
В час предутренне-зябкий,
в объятиях зыбких туманов,
Возвышаются – хмурые
словно осенние сны –
Терриконы, сродни погребальным
сарматским курганам –
Монументы шахтёрам,
погибшим в глубинах земных.
Не выработанный автором до конца мощнейший «сапфировый» пласт шахтёрской тематики прерывается грозно и неожиданно трагическими событиями 2014-2015гг. в Донбассе… Героика трудовой жизни Донбасса на глазах преображается в героику блокадного выживания. Эстетика «трудоприношения» спонтанно перетекает в «горькую эстетику» гражданской войны. Как говорится: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Этой удивительно симптоматичной строкой поэт-фронтовик Алексей Недогонов гениально угадал грустную иллюзию метастабильности в условиях перманентной разобщённости мира.
Собственно говоря, новая книга поэтико-мировоззренческих откровений Ивана Нечипорука под общим названием «НЕМОЛЧАНИЕ», которую держит в руках читатель, продолжает традицию посрамления крылатого латинского изречения — перефразированной мысли Цицерона: « Inter arma silent Мusae» Когда говорят пушки — музы умолкают. У изрядно потускневшего афоризма более чем за две тысячи лет осыпалось пёстрое оперение. «Снаряды и Музы, — иронизирует Иван Нечипорук, — где-то рядом!..»; «Нет, музы не молчат, они кричат — у вдохновенья есть своя отвага!…» — поэтической строкой перекликается с ним поэтесса Ольга Дмитриева.
Вообще искусство строится на столкновениях, на конфликтах. Искусство поэтического мышления исключением не является. Тема «мирного» шахтёрского труда и тема войны — социального искупительного страдания — органически не совпадают по амплитуде возможных выражаемых чувств, но эти темы суровой сутью своей способны соединиться в новом неожиданном качестве, в виде параллелизмов и реминисценций, усиливающих образ всеобщей людской трагедии.
Как сравнимы и как масштабно несопоставимы два лика сердечной боли, отражённые в поэтическом сознании горловского поэта; в одном случае — в бытийно-производственном жанре, в другом — в военно-патриотическом :
Рыданий поток апогея достиг,
Уходят ребята в донбасские недра,
Закончится спуск на отметке – 2 метра…
А нам остаётся молиться о них.
(«Последний горизонт»)
Даже постороннему читателю душевный ступор «засядькинской трагедии» не видится непреодолимым. В православной традиции внутренняя молитва богоутешительна в любой жизненной, казалось бы, самой неутешительной, отчаянной ситуации. Однако, не формальной декларативностью облагорожена ритуальная картина захоронения погибших в мирное время шахтёров, но исключительно утончённым пониманием христианского земного пути самим поэтом!
С другой стороны, тема войны на родной для поэта донбасской земле напряжена до апокалипсического накала и финальной бескомпромиссности, как библейское Откровение Иоанна…
Край мой родной, я душою с тобой непрестанно
Там, где твои терриконы – наследье титанов,
Вместе с курганами тайны столетий хранят,
Там, где вся степь стала чёрною огненной раной,
Там, где твои города превращаются в Ад.
(«Над Росью»)
Или: От разрывов, пожарищ устала душа,
Смерть всё чаще проносится рядом…
А часы, как назло здесь ползут не спеша,
Превращаясь в безвременье Ада.
(«Чёрный дым над степями…»)
Поэтическая символика военного времени чаще всего архаизирована смутными аллегорическими формами, образами и картинами последних дней существования Мира… Архетипы христианизированного сознания не укладываются безотчётно, сухо и машинально в «Строки боли и мужества», но, резонируя с культурными традициями, способны оживить в душе и музыкальные образы «органной мессы» и реминисценции «полёта валькирии»…
Снимается с книжного свитка седьмая печать:
И вот – Украина в дыму и по локоть в крови,
Какая звезда пала с неба – уже не понять,
И Ангел какой нам по счёту уже вострубил?
(«Конь бледный»)
Как правило, непосредственные, дружеские контакты с автором благотворны для умопостижения не только психотипа самого литератора, но и способствуют более глубокому погружению в специфику его творческого труда. Зная незлобивую, доброжелательную, общительную и совестливую личность Ивана Нечипорука, не могу не думать о той, редкой, посреднической миссии, дарованной ему от природы, благодаря которой сама Боль Донбасса вопиёт о себе его Голосом. В стихотворениях «Прочь», «Молись и призывай», «Майданит Киев», «Счастливая могла бы быть весна», «В сегодня», «Народ застыл..», «Весною этой не рыдали соловьи», «Чего ты стоишь, мир в изгнанье?», - боль кажется уже запредельной!
Можно продолжить ссылки в этом направлении, но я хочу остановиться, и, не ограничивая волеизъявления читателя, всё же обратить внимание на православный дух авторского «НЕМОЛЧАНИЯ», заряженный неизбывным смирением и всепрощением, выраженный апофеозом человеческого милосердия и добротолюбия в Заповеди не от лукавого: «Возлюби врага своего, как самого себя».
Не печалься, брат – Каин,
Всё будет у нас хорошо,
И призрит наш Господь
На твои и мои подношенья.
Как же в мире безумном
Непросто быть чистым душой,
Но спасёмся всевечной
Любовью к земле и смиреньем.
Любовь к земной колыбели своих предков, к Отечеству священна, жертвенна и неколебима. Вера и Надежда – императивны для всех предыдущих и последующих поколений. На звёздном куполе поэтического Донбасса ярко горит звезда Павла Беспощадного, а в анналах донбасской поэзии «клинописью на граните памяти» его, ставшие уже самой вечностью, заповеданые строки:
«Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано!»
В таком же оптимистическом контексте неистовой убеждённости, натянутой струной напряжённого внутреннего смысла, чисто и высоко, будто голос самого шахтёрского края, звучит и высокий лирико-драматический тенор нашего молодого талантливого современника — поэта Ивана Нечипорука: «Донецкий Кряж, я верю, что ты выстоишь,..», и далее — туда, где поэтическая мысль , кажется, уходит за границы нынешней, ещё сумрачной, бытийности…
Всему назло, я сберегу сыновье
Святое чувство, помня каждый час,
Что я живу тревожною любовью
К родной земле по имени Донбасс!
Виталий СВИРИДОВ,
член Межрегионального союза писателей,
лауреат литературной премии им. Б.Л. Горбатова
Комментарии 3
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.