из архива. Памяти Ивана Компанийца (1956-2017)
ДОРОГА РОЖДАЕТ ПОЭЗИЮ
Руководитель одного из лучших в Украине моторвагонных депо, опытнейший машинист-инструктор, специалист, досконально знающий не только конструкцию локомотивов, но и методы организации их ремонта, автор научных и публицистических статей, а также нескольких книг стихов, член Межрегионального писательского союза, внештатный корреспондент газеты «Магистраль» - всё это Иван Компаниец, начальник локомотивного депо Родаково.
Иван Семёнович делится своими рассуждениями о жизни и творчестве, без которого немыслима любая дорога, в том числе, и железная.
«СОЛОВЬИ ВСТРЕТИЛИ СВОИМ ПЕНИЕМ…»
- «Откуда вы приходите, слова, исполненные доброго доверья? По-моему, оттуда, где трава. По-моему, оттуда, где деревья...» Откуда истоки Вашего творчества, профессии, жизненной позиции?
- Я родился 14 мая 1955 года в шахтерском поселке Камышеватка, что недалеко от города Дебальцево. Мой отец Семен Иванович так увлекся отмечанием этого факта, что, когда поехал оформлять метрики, ошибочно в них записал не 14 мая, а 17-го. Так я стал на 3 дня моложе. Стараюсь, чтобы ощущение молодости не покидало и сейчас. Моя мать Антонина Фоминична рассказывала, что накануне моего рождения близ родильного отделения больницы поселка Булавинка очень красиво пели соловьи. И она тогда сказала своим соседкам в палате, что соловьи встречают пением поэта или певца.
Наверное, от матери я унаследовал любовь к поэзии, к русской и украинской песне. К четырем годам я уже знал много стихов, которым научила меня мать. Она, не скрывая гордости за сына, вечерами, когда вся улица собиралась на лавочках, ставила меня на высокий камень, с помощью которого когда-то молотили колоски на гумне, чтобы я с этой импровизированной сцены читал стихи и пел песни. Тогда же мать заметила, что я начал читать какие-то простенькие стихи, которым она меня не учила, а когда узнала, что это я их сочинил, была очень горда этим. Так я заслужил на своей улице почетное звание «наш поэт». До пятого класса я был отличником. Любимые предметы были все, а уже позже - литература, химия, история. Я даже учился на факультативе по истории и собирал материал о родном крае, начиная с появления первых поселений в наших местах. О фамилии Компаниец и нашем поселке хотелось бы остановиться немного отдельно.
Компаниец – это украинская фамилия, которая имеет свои корни из Запорожской сечи и переводилась она как «конный казак». Еще в те далекие времена, лет 350-400 тому назад, на границе Дикого поля в Украине были поселки компанийцев, которые вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и разведением лошадей. Они были основными поставщиками коней для казаков с Днепра, которые ходили в походы в Дикое поле в Крымское ханство через эти поселки. Вместе с ними уходили на войну и молодые компанийцы. А когда возвращались из похода, то вновь становились хранителями казацкого общего добра в виде табунов лошадей. За их сохранность они отвечали перед атаманами своими головами.
В нашем поселке жило более сорока семей Компанийцев, зачастую с одинаковыми именами и отчествами, что являлось постоянной мукой для почтальонов, если не дай Бог, неправильно был написан на письме номер дома.
Среди уважаемых Компанийцев был первый председатель колхоза в нашем поселке, который имел два ордена Ленина и много других орденов, звали его Иван Пантелеевич. Был он командиром партизанского отряда, который базировался в наших лесах и успешно воевал против фашистов. Компаниец - один из конструкторов первых украинских комбайнов, есть поэтесса Наталья Компаниец и много других людей, которые много сделали, чтобы эта украинская фамилия находилась в списке уважаемых и древних наших казацких родов.
И В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ УЧИЛИЩЕ ПОЭЗИЮ НЕ ЗАБЫВАЛ
- Как поэтический строй души совпал с ритмом колёс железной дороги? И со строем солдатским, ведь вы часто в творчестве возвращаетесь к армейским воспоминаниям?
- Уже где-то в 5 классе я начал понемногу печататься в нашей школьной стенгазете, потом при газете «Енакиевский рабочий», начал заниматься в литературном объединении, где познакомился с настоящими поэтами и прозаиками. Начал понемногу думать о литературном институте, но жизнь распорядилась по-своему, и я пошел по стопам своего деда по материнской линии, Фомы Андреевича Бондаренко, который всю свою жизнь отдал железнодорожному транспорту. Он был машинистом паровоза и всю войну водил поезда по различным фронтам. После окончания школы я пытался поступить в Одесское мореходное училище, но из-за давнего перелома ноги не прошел медицинскую комиссию. В итоге оказался в Славянском железнодорожном училище.
В Славянске я стал членом городского литературного объединения, очень много печатался, ездил с выступлениями вместе с другими молодыми поэтами по многим городам Донецкой области. Появились публикации в «Железнодорожнике Донбасса», журнале «Электрическая и тепловозная тяга». Литературное объединение выдвинуло мои стихи в областную комиссию для издания в Донецке сборника стихов. Но вышел он намного позже, и уже в Луганске. Помню, на конкурсе молодых поэтов Донецкой области мне вручили диплом П степени.
После окончания с отличием Славянского училища получил профессию помощника машиниста электровоза и паровоза. Начал трудовую деятельность в депо Красный Лиман в должности помощника машиниста электровоза, где и проработал до ухода в армию в 1974 году. Служил в Чехословакии. Стал комсоргом батальона, мы создали с ребятами свой театр, ставили «Разгром» Фадеева, другие спектакли. Очень много писал для стенгазет батальона, печатался в газете «Советский солдат» Писал частушки и песни для нашего вокально-инструментального ансамбля. В батальоне выпускалось до 10 стенгазет, служба была интересная, и очень быстро ее время пролетело. За задержание двоих нарушителей, которые пытались проникнуть в штаб группы ЦГВ, приказом начальника батальона был направлен в отпуск, а позже премирован недельной путевкой по территории Чехословакии. В армии написал около 300 стихотворений в четырёх больших блокнотах, которые, к моему сожалению, перед самой демобилизацией исчезли. Думаю, они были позаимствованы остающимися служить солдатами.
Для многих из них я написал немало стихов, которые в письмах рассылались девушкам, родным и близким. Я не огорчился, обнаружив пропажу, ведь, значит, эти стихи кому-то нужны, и, значит, не пропали даром. Был еще такой случай, когда нас, дембелей 1976 года, автобусами везли на аэродром, откуда мы должны были вылететь в Союз. И вот на одном перекрестке нам встретилась танковая рота, которая, идя строевым шагом, пела мою песню «Любаша». Все ребята в автобусе начали поздравлять меня, говоря, что песня остается служить. Этот случай меня растрогал до слез.
ИВАН ЛИК ПОМОГАЛ ПРЕОДОЛЕТЬ СОМНЕНИЯ
- Поэзия и проза жизни, работа и творчество – они мешают друг другу или, всё же, взаимосвязаны, дополняя и обогащая эмоциями и опытом, знаниями и вдохновеньем?
- Действительно, всё познаётся на опыте. Причём, только собственном. Вернувшись из армии, я вновь стал помощником машиниста электровоза в депо Славянск. Всего я там проработал 15 лет, из них 5 лет помощником машиниста электровоза. В этот период я подготовился и сдал экзамены на машиниста электровоза. Потом в колонне машиниста-инструктора Бориса Никифоровича Соколова поехал машинистом электровоза. А до этого целый год ездил помощником машиниста электровоза с Николаем Васильевичем Гончаровым, машинистом первого класса. Они, по сути дела, и сделали меня машинистом.
На обкатку машинистом я вышел легко с приличным опытом вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов. Позже, когда стал машинистом первого класса, а затем и машинистом-инструктором колонны грузового движения, это мне очень помогло в работе. Тогда я уже учился в Харьковском институте железнодорожного транспорта, который окончил в 1989 году. После этого был назначен заместителем начальника локомотивного депо Дроново, которое возглавлял Николай Алексеевич Парасич. Он во многом мне помог стать компетентным заместителем по эксплуатации и ремонту подвижного состава.
Через год я был переведен начальником этого локомотивного депо, и проработал там 10 лет. И уж после этого был назначен начальником локомотивного депо Родаково. Стихи я продолжал писать, но публиковался очень редко, и под псевдонимом. Конечно, работа, серьёзная и ответственная, отнимала много времени и сил, требовала полной самоотдачи. На железной дороге иначе нельзя. Но иногда после работы или в отпуске рука тянулась к перу, в душе рождались строки, и это были радостные мгновения. Именно в Родаково я пришел к мысли, что созрел для того, чтобы выпустить первую книгу стихов. Моим редактором стал замечательный поэт Николай Данилович Малахута. После выхода сборника стихов «Черное и белое» я перестал печататься под псевдонимом – Иван Лик. Посчитал, что пришло время ставить под стихами свою фамилию. Сборник «Черное и белое» выдержал три переиздания. Вторая книга «Калиновая любовь» - два издания. Потом вышли сборники "Горобинове сяйво” и «Праздник солнца».
СИЛИКОН В ГРУДИ ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ УДРУЧАЕТ
- По долгу службы вам приходится, практически, каждый день отвечать на вопросы технические, профессиональные. Состояние подвижного состава, дефицит запасных частей, организация ремонта, безопасность движения… Всё это вопросы чрезвычайно важные. Но сейчас – о творчестве. Что волнует писателя Компанийца, что он читает, над чем размышляет?
- Наверное, как все, размышляю о жизни, о её поворотах. И о литературе, о том, как нелегко пробиться к читателю, завоевать его внимание. Хочу поблагодарить редакцию альманаха «Свой вариант», который стал известным уже не только в Украине, но и за ее пределами. Мне повезло четыре раза напечататься в этом альманахе. Одно пожелание – пусть он выходит почаще. Публиковался и в журнале Межрегионального союза писателей «Отражение», еще в нескольких коллективных сборниках. Сейчас работаю над новой книгой. На мои стихи композиторами Михаилом Квасовым и Александром Дубровым написаны несколько песен, что, конечно, тоже стало радостным событием.
Очень люблю стихи Сергея Есенина, Василия Федорова, Эдуарда Асадова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Бориса Чичибабина, Леонида Филатова, Владимира Высоцкого. Читаю произведения своих земляков Геннадия Сусуева, Владимира Гринчукова, Александра Сигиды, Елены Руни, Ирины Гирляновой, Виктории Мирошниченко и многих других. На Луганщине много талантливых поэтов, и я горд тем, что со многими знаком лично и имею их книги в своей библиотеке.
Много добрых слов можно сказать о «Литературной гостиной» в Луганском доме творческой интеллигенции «Светлица». Здесь раз в месяц собираются писатели, композиторы, художники, чтобы послушать друг друга, обсудить новые произведения. В «Светлице» проходят презентации новых книг, альманахов, выступают барды... Наверное, есть смысл в том, чтобы поэты чаще выступали на предприятиях, думаю, там их с удовольствием послушают, невзирая ни на какие кризисы. Всем уже приелись телевизионные полуобнаженные девицы со своими дутыми бюстами и настолько же дутым «душевным» силиконом.
Надо ставить вопрос по выделению эфирного времени на радио и телевидении для пропаганды украинской и русской поэзии, авторской песни. А не то наши дети и внуки скоро совсем перестанут читать книги, заучивать стихи, кроме тех песенных текстов, которые предлагают нам телевидение и радио. Типа «Восемнадцать мне уже. Ты целуй меня везде». Ещё немного - и русский и украинский язык будут вытеснены молодежным сленгом или вездесущим, укрепляющим свои позиции матом. Воистину прав тот, кто сказал: «Самое дорогое в любом государстве, это культура. Но на её развитие у государства всегда не находится денег». Если так будет продолжаться и дальше, то кроме как о Тарасе Шевченко, на Украине больше ни о ком не останется ни памяти, ни доброго слова. Это страшно и губительно для культуры страны.
Я за то, чтобы каждая школа, каждое предприятие, каждый район знали своих поэтов, прозаиков, композиторов. Чтобы было больше фестивалей, смотров, встреч. Где вы, спонсоры? Вкладывайте средства не только в строительство банков и офисов, но и в развитие культуры родного края, в воспитание нового поколения наших детей и внуков.
беседовал Владимир Спектор
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.