Юбилеи – это всегда хлопоты и волнения. В жизни человека творческого, к тому ж публичного – период испытаний медными трубами. Однако известный поэт и писатель Андрей Ефимович Медведенко, которому 22 февраля исполняется 70 лет, не раз успешно проходил тестирование на славу и скромность. Он поэт востребованный временем, самой жизнью. Поэт зрелый с юношеской задоринкой.
Подтверждением признания заслуг нашего поэта перед Луганщиной, его вклада в развитие отечественной литературы стали многочисленные награды и знаки отличия. Ордена «За развитие региона» от областной власти, «За особые заслуги перед украинской литературой», премия имени Г. Сковороды «За философию человечности и гуманизм в творчестве» — от межрегионального союза писателей Украины, а также решение Кировского городского совета о присвоении Андрею Медведенко звания «Почётный гражданин г. Кировска».
Названы только основные награды, фактически их больше.
Крепыш
Есть в нем сила воли и духа. Устойчив и к ветрам перемен, как на земле, так и во взгляде на жизнь. Усерден в труде и по жизни упорен. Парень с Голубовского района, с «Сотой», выросший на улице Нагорная, в семье фронтовика, переживший ни одну жизненную трагедию и утрату, стал известным на Луганщине, Украине и России поэтом. Это о нем не без гордости земляки говорят: « Наш корешь!», «Свой парень!».
Линия жизни А. Медведенко проста, такая ж как у многих. Он человек и поэт советской закваски. Но мир его поэзии многообразен и интересен. Автор более 30 книг стихов и прозы, историк и воспитатель, Андрей Медведенко живет в ритме времени и востребован. Не так давно он читал свои стихи о войне, о Донбассе москвичам Поэт и сегодня ищет новые строфические и интонационные формы, новые слова с глубоким содержанием. Служивый поэзии, голос края: Луганщины, Донбасса.
Поэт и наставники
Наставники и наставители есть у каждого. В разные периоды жизни и при разных ситуациях. Учитель в школе, преподаватель вуза – наставники по обязанности, а наставитель тот , кто может заняться этим случайно. Так, наставителем Андрея Медведенко на поэтической стезе стала Алла Николаевна Маспанова, в прошлом первый редактор кировской городской газеты «Рабочее слово». Было это в начале 70-х. Как вспоминает Маспанова, Андрей принес в редакцию очень хорошие легкие стихи, которые почти сразу опубликовали в газете. Эта встреча и предопределила судьбу поэта. Она-то и нацелила юношу на продолжение образования непременно в литературном институте, подчеркнув, что московский ВУЗ как и «Рабочее слово» более всего ценят тему труда. Тут же был и непраздный вопрос, навеянный песней: « Что ты знаешь о шахте, если в шахте ты не был?» С подачи Аллы Николаевны, пошел Андрей в шахтопроходку, потом на шахту. Далее, как в песне: «Там, на шахте угольной паренька приметили, руку дружбы подали, повели в забой…». Этот шаг, точнее, поступок в его жизни надо понимать, как «преодоление» самого себя.
Ещё в 9-м классе Андрюха (так по-свойски к нему обращались одноклассники) был выпровожен классным руководителем из школы со славами: «Больше не приходи!». Девять классов он-то окончил, поступил в Харьковский техникум медицинского оборудования. Стал младшим специалистом по эксплуатации и ремонту медицинской техники и рентген аппаратуры. Работал в родном городе. После армии вновь занялся тем же. Работалось «в кайф» – сам себе хозяин – единственный специалист на весь город. И сочинял стихи. «Но чувствовал, – рассказывал Медведенко, – что были они какими-то неосязаемыми, без плоти». Речь шла о пределах достоверности понимания шахтерского труда (и не по рассказам отца и старшего брата, насквозь пропитанных запахом шахты), которые делают поэта неотделимым от объекта повествования. И разговор был ни о дефиците слов и поиске телесных метафор, определяющих мышление, а о том знании, которое есть участное, знании приближенном к истине. Такое понятие мог дать только труд. Труд без права на ошибку – когда всю рабочую смену «в балку крепи давит порода, как черное небо».
Общение в литкружке редакции, советы редакторов газеты А. Н. Маспановой, потом Е. Ф. Вербило – людьми неравнодушными, неординарными помогли первоначальному становлению стихотворца, но не более. А до этого, свой первый стих Анрюша сложил в 5-ом классе, на уроке. Учительница, обращаясь к классу, пообещала поставить «пятирку» тому, кто сложит «вирш» о Тарасе Шевченко. «Творчество» мальчугана на скорую руку учительница оценила иронической улыбкой, но пятерку, как обещала, в журнале и дневнике выставила. Вспоминая этот эпизод, поэт считает ту «5» своим первым гонораром. Окрыленным, примчался домой и сходу за бумагу – стихи сочинять. Чем смутил родителей – простых тружеников, к сожалению, без образования. Поэту помнится, недоумение отца на только что сочинённую им строку – «на распилах как звери лежат топоры…»: «Сынок, разве такое в жизни бывает?». «Я же в ответ, –рассказывает Медведенко, – «Дай рубль! Отвезу стихи в редакцию. Напечатают!» А позже, заметив мои муки творчества, папа как-то спросил: «Может тебе рубль дать? А ты – в редакцию?» Он меня зауважал, стал обращаться как к директору шахты. Я ж потом перестал дерзить. А мама – наоборот, мои занятия литературой воспринимала, как пустое несерьезное дело. До тех пор пока я тетке, бухгалтеру с Самсоновской, не помог разрешить жалобу, через газету.
Тогда пели: «Шахтеры – гвардия труда, тепло и свет приносят людям». На свой манер об этом начал писать и Андрей. Проходчики подземных угольных пластов стали героями его стихов. Настоящих шахтерских поэтов выдвигает время. В 30-годы минувшего столетия певцом труда горняков стал Павел Беспощадный. Уголь и сталь – вот, что надо было стране. Индустриализация плюс поэтизация рабочих будней..
В 50-е в шахтерскую поэзию пришел Николай Анциферов, глухо спросив «По стихам кто здесь работает?». Так макеевский паренек с юмором потеснил плакатного «солнцеруба». Иначе не родились бы эти лихие строки, вырвавшиеся на свет из каменных недр:
Я работаю, как вельможа,
Я работаю только лежа.
В 70-е в поэтику шахтерского труда вошел и там остается поныне Андрей Медведенко. В 1977 году вышла его первая книга «Уголь и вишни», До этого никто не сравнивал уголь с вишней. В этом увидели свежую символическую метафору – вот она работа и лирика! Труд вроде ладился, В родном для поэта городе на шахте им. Кирова был плакат: «Кировск – родина непрерывного потока угля». И стране была нужна теперь лирика. «У горняков особенная нежность к травинке, к солнцу, дали голубой» – это строки из поэмы поэта «Живая крепь» (1976 г.).
В 1977 году Медведенко был принят в Союз писателей СССР и в Литературный институт имени Горького (курс Егора Исаева). Выдержав трех этапный конкурс. Так, на пять лет, наставником Андрея стал один из самых титулованных советских поэтов – лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, кавалер двух Орденов Ленина и других советских наград. Творческие семинары поэзии, в институте на Тверском бульваре, 25, которые вел мэтр, проходили по вторникам. Именно здесь осваивалась премудрость, как вооружать мысль рифмами; внушалось понимание, что такое русский стих; истина, что художественное содержание – это вино, а форма – сосуд. Однажды на занятиях, со слов Медведенко, гуру советской поэзии Егор Александрович Исаев сказал: «Талант – явление тягловое, но на нем одном далеко не уедешь, потому что писатель – самая коллективная профессия. Талант имеет один, а принадлежит он миллионам». Под стать учителю и его ученик – Андрей Ефимович Медведенко, понимающий, что сила поэта в его тесной связи с родным краем, с людьми и основной рабочей профессией – профессией горняка. Так, настоящий шахтерский труд высек поэтическую искру.
С 1982 года в течение 10 лет возглавлял Луганское областное литературное объединение имени Сосюры. Он уже сам наставник. Но парадокс времени, когда на финише перестройки сокращали аппарат обкома комсомола, то сократили только двоих – уборщицу и наставника литобъединения
С 2001 года – был председателем Луганской областной организации Национального союза писателей Украины. Однако так случилось, что сегодня поэт оказался меж трех писательских Союзов, как человек меж трех сосен… Нет, он не заблудился. У Андрея Медведенко была и есть своя тема, не литературно нарочитая, не просто случайная, а собственная. Но, уж больно он правильный человек. Без вредных привычек – не пьет, не курит, порядочный семьянин. К тому же скромен, честен и прямолинеен. Рабочее место писателя – письменный стол. Однако поиск мысли и необходимых слов не ограничен пространством кабинета и регламентом. Он всюду.
Поэт и война
Когда есть страдания – счастье откладывается. Нет, это не нотки пессимизма. Луганцы мужественно, с достоинством преодолевают тяготы войны, блокады и изоляции от внешнего мира.
«Война нас научила, — замечал М. Шолохов, — говорить очень прямо». Так – предельно точно, с обнаженными нервами, говорит о войне поэт Андрей Медведенко… Андрей Ефимович сам не был в боях, на блокпостах и передовых противостояния, но сердцем пережил и честно передал, глубже других, состояние народа на этой войне – весной-летом 2014 гола.
Его книга «Весна в огне», вышедшая в Луганске в ноябре 2015 года быстро нашла читательский интерес и отклик.
Буквально на исходе минувшего года «Луганское землячество» в Москве пригласило Андрея Ефимовича принять участие в литературно-музыкальном вечере военной поэзии. В главной «штаб-квартире» Союза писателей России на Комсомольском проспекте собрались российские литераторы, общественность. В напряженной тиши зал внимал стихам луганского поэта, его рассказу о том, как он пережил варварские обстрелы города, и что легло в основу поэтически строк. В этих стихах боль и надежда, как в скупой мужской молитве, он говорит о пережитом и поэтическим набатом призывает к стойкости духа:
«Родимый край, за честь свою борись, за день грядущий радости и долю!»
Да, патриотизм воспитывает школа, еще – гуманитарное образование – история, философия, литература.
К теме войны, той 1941-1945годов, Великой Отечественной А. Е Медведенко обращался ни один раз. Недавно пришлось быть невольным свидетелем его разговора по телефону с редактором одной из программ российского телеканала «Звезда». На том конце, накануне Дня освобождения Луганска от немецко-фашистских захватчиков (14 февраля 1943 г. – авт.), уточняли и интересовались некоторыми подробностями подвига юного партизана-разведчика Виктора Пятеркина.
Мало кому известна скромная кропотливая повседневная работа А. Медведенко как историка и редактора «Книги памяти. Победители». Ныне в качестве заведующего Научно-издательским информационным отделом краеведческого музея ЛНР. Идет работа по сбору материалов 10-го тома о людях Кременского и Славяносербского районов,
Поэт и скульптор
На левом берег Северского Донца осталась израненная Трехизбенка и
бронзовый памятник Кондратию Булавину. Основание памятника — земляной курган. Железобетонный постамент выполнен в виде скального выступа коренных пород. Установлен памятник в 1998 году. Скульптор Николай Васильевич Можаев. Известно, что всякая идея должна быть материализована. К счастью, идею и образ памятника ненавязчиво скульптору подсказали поэт А. Медведенко и его поэма «Сказ о Булавинском бунте».
Справочно, Кондратий Афанасьевич Булавин (родился ок. 1660, станица Трехизбянская — 1708) — войсковой атаман донских казаков, предводитель народного восстания.
Интересна история написания этой драматической поэмы. Будучи пытливым читателем А. Медведенко случайно в шахтной библиотеке сделал для себя открытие, обнаружив, что Кондратий Булавин входит в число 10-ти самых знаменитых людей Луганщины. Заинтересовался, подумав об исторической несправедливости: о Пугачеве писал сам Пушкин, а потом и Есенин; о Степане Разине – Евгений Евтушенко, а о Булавине - ? Однажды, чуть позже в руки попала книжица писателя Николая Задонского «Донская либерия». Оказалось, что это историческая хроника известного советского писателя-историка, где он рассказывает о народном восстании на Дону под предводительством атамана Кондратия Булавина. Все описанные в книге события были основаны на архивных документах. Многие из документов впервые были обнаружены автором при создании хроники, а позже дополнились и Медведенко из архивных документов 17-го века. Писалось, по словам Андрея Ефимовича, одновременно легко и трудно. Легко потому что слова и рифма приходили как бы сами, трудно – не хватало конкретных знаний и исторических фактов. В 1975-76г.г. первый вариант поэмы уже был написан, по наитию. Потом, в Москве, сверяя написанное с документами истории, убедился и удивился тому, что выдуманное, казавшееся авторским воображением во многом имеет документальное подтверждение. Убежден, говорит Андрей Ефимович, ноосфера, Космос хранят историческую информацию и в определенных обстоятельствах делится ею. Вероятно, существует некая телепортация, процесс создания информации о внутренней структуре и свойствах материального объекта, находящегося в одной точке пространства. Иначе, откуда Андрей Ефимович узнал слова, язык и манеру общения далекого, для него неизвестного, прошлого.
Но поэма, словно заговоренная, с трудом пробивалась к читателю. Очевидно, или вероятно, строки «правду жизни в очи некому сказать» дали повод цензуре запретить поэму и не допустить её к защите даже как дипломную работу. И её приключения ещё не завершились.
А со скульптором поэта свел случай. Оба оказались соседями по больничной палате. Болезнь сближает людей, делает их более открытыми. Медведенко и дал почитать Можаеву свою поэму о Булавине, Понравилась. Даже потом читали её повторно вместе, вслух. Коренного донского казака отроду Николая Можаева сказ о бунте задел за живое, а там ещё и рассказ «Наумовна» потряс. Подружились. Было это в конце 70-х. Николай Васильевич решил сделать скульптурный портрет друга. За пять сеансов у себя, в студии сделал первые наброски бюста, сказав, что главное он уже для портрета уловил.
Пять лет тому назад, на юбилей Медведенко Заслуженный художник Украины Н. Можаев передал юбиляру в дар уменьшенную копию памятника К. Булавину, установленного в селе Трёхизбенка, и бюст самого поэта. Бюст А. Е. Медвеленко. Мне кажется, что Николаю Васильевичу превосходно удалось изобразить зрелость поэта и передать черты его характера. Взгляд и высокий чуб в прическе говорит о том, что перед нами глубоко думающий и решительный человек. Большой психологической остроты требует от художника скульптурный портрет: поиск сильного характера, яркой индивидуальности, возвышение до символа простого образа, движение мысли, выразительность и точное воспроизведение. В галерее портретов Можаева среди скульптурных портретов и бюстов Шолохова и Шевченко, писателя Владимира Даля и рудознатца Григория Капустина, полагаю, портрет Медведенко не затеряется..
Скульптора и поэта, объединила любовь к родным местам, близкая каждому исторический тема, сам факт о котором Андрей Медведенко мастерски рассказал в драматической поэме «Сказ о Булавинском бунте».
В 2011 г. местное издательство «Янтарь» издало проэму номерованной миниатюрной книжкой, (168 с.: ил.; 62х85 мм. – Тир. 100 нум. экз. - авт.) Раритет, уже раритет!
В настоящее время скульптор вернулся на родину в Ростовскую область и проживает на хуторе Можаевка, где активно продолжает свою творческую деятельность. В Ростове-на-Дону с 5 августа по 3 сентября 2015 года состоялась персональная выставка Николая Васильевича «Миры скульптора Можаева»,
Вот так, каждый по-своему раскрывает собственный талант – смысл творчества. Общее у них одно – талант и неповторимость художника. У поэта Медведенко – мыслями и красками слова, у скульптора Можаева – глубиной замысла и выразительностью пластики. Оба - заслуженные, дипломанты различных конкурсов… И не разорвать их никакими кордонами.
Эпилог
Интересный мир поэзии и прозы А.Е. Медведенко. Простотой величия. Живы еще те, кто помнит его босоногим, по-мальчишечьи шустрым и не по-детски совестливым. Начало всему здесь – на Луганщине. И первые шаги, и первые штрихи, и жизненные уроки, на всю жизнь «затесанные на лбу», и родные могилы. Здесь – корни, дающие силу, которая питает душу поэта и писателя вдохновением. Казалось и чего ещё более?
Доброго здоровья и долгих лет жизни! Признания! Международного признания, ведь Нобелевскую премию присуждают только при жизни. Премии делает человека более популярным, хорошо, что они есть, но с другой стороны – плохо, когда господствуют политические пристрастия...
Б. Москалюк,
г. Луганск
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.