Андрей КАНАВЩИКОВ
21 марта и принимал поздравления, и сам поздравлял с Днём поэзии, а потом задумался. Нужно ли пишущим в России этак легко вестись на заокеанские штучки?
Ведь, вообще-то, 21 марта так называемым мировым сообществом отмечается не только Всемирный День поэзии (с 1999 года), но ещё и Международный День борьбы за ликвидацию расовой дискриминации (объявлен в 1966 году), Международный День лесов (1971), Международный День кукольника (с 2003 года) и Международный День человека с синдромом Дауна (2005). Поэзия в этом перечне далеко не на первом месте и даже не на втором.
При оглашении полного перечня «праздников» всего одного дня невольно мысли от собственно радости уклоняются в совсем иную сторону. Провозглашение ЮНЕСКО Дня поэзии в подобном причудливом соседстве способно разве что навести на идею о возможном провозглашении Международного Дня недоумения от несочетаемости праздников.
Ничего не имею против людей с синдромом Дауна. Расовую дискриминацию тоже оправдывать ни к чему.
Но ситуация в принципе напоминает борщ с шоколадными конфетами. Поскольку суть праздника ведь и заключается в том, что он приходится на отдельную дату и эту дату собой полностью подчиняет.
Глупо в День Победы отмечать День работника торговли, а работников торговли глупо чествовать вместе с работниками строительной отрасли. Даже если по отдельности праздники и могут выглядеть достойно, то в смеси наступает лишь День полной каши в голове. Не более того.
Тогда, спрашивается, зачем различным международным структурам ЮНЕСКО и ООН вся эта чехарда с праздниками? Зачем, нанизывая так называемые праздники один на другой, добиваться их взаимного уничтожения и полной эклектической мешанины из информации?
Видимо, именно в этом прямом действии и кроется разгадка. Ведь если праздников много, то их нет ни одного. И если мы празднуем всё, то фактически не празднуем ничего.
Параллельно происходит девальвация самого понятия праздника, превращая понятие праздничной даты в нечто утилитарно-бытовое или необязательное. Вроде Дня хорошего настроения. События, которое принципиально оторвано и от какой-либо профессиональной ипостаси человека, и от его социальной роли в обществе.
Буржуазная машина жёстко стремится лишить современного индивида любой привязки к времени и пространству. Выхолостить в человеке всё человеческое, превращая личность лишь в функцию.
Максим Горький прекрасно показал эту особенность буржуазного подхода к действительности в интервью 1906 года «Один из королей республики»:
«– Что вы думаете об искусстве?
– О! – спокойно отозвался он. – Я не думаю о нём, я просто покупаю его...
– Мне это известно. Но, может быть, у вас есть свои взгляды и требования к нему?
– А! Конечно, я имею требования... Оно должно быть забавно, это искусство, – вот чего я требую. Нужно, чтобы я смеялся. В моём деле мало смешного. Необходимо вспрыснуть мозг иногда чем-нибудь успокаивающим... а иногда возбуждающим энергию тела. (…)
– А как вам нравятся стихи? – спросил я его.
– Стихи? (…) О, да! Мне очень нравятся стихи. Жизнь будет очень весела, когда все начнут печатать рекламы в стихах.
– Кто ваш любимый поэт? – поспешил я поставить другой вопрос.
Старик взглянул на меня в недоумении и медленно спросил:
– Как вы сказали?
Я повторил вопрос.
– Гм... вы очень забавный малый! – сказал он, с сомнением качая головой. – За что же буду я любить поэта? И зачем нужно любить его?».
Несмотря на почти столетний промежуток времени ничего по большому счёту не изменилось. Ни суть капитализма. Ни система координат в буржуазной системе ценностей.
Не изменилось и отношение к поэзии. Которая, если не может сделать «смешно», то и не должна вообще отвлекать внимание. В крайнем случае, пускай себе маячит где-то между расовой дискриминацией и синдромом Дауна. Там ей и место.
Пока не разжаловали окончательно, переместив в календаре куда-нибудь ко Дню борьбы с целлюлитом или ко Дню солидарности с больных ОРЗ.
Через искусственно назначенные и назначаемые в неограниченном количестве праздники происходит реальное манипулирование сознанием людей. Которые привыкают механически грустить, механически радоваться и ничего глубоко не воспринимать.
Происходит своего рода бытовая психологическая война по Евгению Месснеру (1891-1974). Когда человек оказывается лишён стабильности, упорядоченности и не находит своей уютной гавани даже в праздник.
Даже откровенные рабы имели особые праздники, чтобы иногда получать передышку для покоя и размножения. Буржуазное низведение человека до функции отбирает у него даже эти иллюзорные передышки.
Буржуазная машина даже праздники превращает в перманентный Диснейленд. Не оставляя человека один на один со своими мыслями ни на мгновение. Лишая праздники их сакрального значения и желания их праздновать.
Поэтому и получается сейчас такая парадоксальная ситуация, что, если хочешь поздравить поэта, то не поздравляй его со Всемирным Днём поэзии. Что только и остаётся делать.
С непраздником и пусть сбудется всё то, чего не хотят персонажи Максима Горького!
21 марта 2016 г.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.