Леонид Ярмушевич
Ритм нашей жизни такой, что люди перестали странствовать. Они перемещаются. Разве можно, находясь в автобусе, поезде, самолёте, почувствовать всю прелесть окружающего мира, проникнуться поэзией осени, дождя, радуги, ощутить аромат трав, листвы, костра, уснувшей воды, падающего снега?
Мы перестаём чувствовать, как черствеет душа, притупляются взгляд и слух, всё больше становится пропасть между нами и природой.
Вспомнился урок ботаники в краеведческом музее. Стало грустно и тоскливо. Учитель, вероятно, отнёс это к вершине педагогического мастерства, забыв, что ранее были походы с учениками в степь, лес и т.д., где и совершенствовался познавательный процесс.
Но вернёмся к поэзии странствий. Именно она привела Константина Паустовского в Старый Крым, спустя два года после смерти Александра Грина. Он поселился в стареньком домике на той же улице, где проживал любимый писатель.
Его пленило загадочное величие восточного Крыма, обрамлённого мусульманскими мечетями, караван-сараями, армянскими монастырями и православными Храмами. Позднее он написал: «Восточный Крым был полон цветения и тишины. Это была особая замкнутая страна, не похожая на все остальные части Крыма».
Здесь побывало множество знаменитых людей, учёных, но только он рассказал, что древний Солхат (Старый Крым) пил росу, которая накапливалась в горах, в специальных чашах.
О пребывании К. Паустовского в Крыму написано много. Но главным его мерилом стало то, что в те непростые тридцатые годы прошлого столетия, он приложил неимоверные усилия для создания Дома-музея опального фантаста. Мало того, издание сочинений А. Грина тоже его заслуга. Даже с высоты нашего времени мы отчётливо осознаём, какие могли быть последствия при осуществлении задуманного.
Время не стёрло значение его поступка и осталось справедливым к нему. Известно, что Надежда и Александра Садовские на свои средства приобрели дом, в котором жил Паустовский и передали его в дар музею-заповеднику «Киммерия М. А. Волошина». Эстафету памяти приняла его заведующая Котюк Ирина Владимировна. Благодаря ей, мы снова попадаем в сказку, в которой «среди бушующих нордов и трамонтан, муссонов и сокрушительных тайфунов, есть жаркий ветер Соранг, дующий один раз за многие сотни лет. Соранг знаменует начало весёлых и великолепных праздников…». На протяжении десяти лет в канун дня рождения писателя (31 мая) этот ветер приносит в Дом-музей великолепный праздник романтиков «Соранг». Участие в нём принимают поэты, барды, писатели, художники, музыканты, музейные работники, литературные объединения и просто поклонники творчества писателя, дирекция заповедника М. А. Волошина, сотрудники музея А. Грина и др. Пространство заполняется перезвоном колоколов, свежим морским бризом, пением птиц, и сердце каждого волнуют слова писателя: «Жить нужно странствуя».
Присутствующие переносятся в другое измерение, из которого не хочется возвращаться в реальность. Звучат лучшие стихи и песни авторов. Разве это не является составляющей духовности, долга, тем светлым и чистым мгновением, ради чего стоит жить?
Всё это прекрасно, но заслуга Ирины Котюк и её единомышленников ещё и в том, что в сложный период предыдущей власти на полуострове, ей удалось сохранить эту священную обитель русского языка, литературы на старокрымской земле. Хочется верить, что «Соранг» получит более качественное развитие при поддержке общественности, местных и республиканских властей. К этому призывают и слова писателя: «Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить».
Праздник, не имеющий окончания, остаётся в сердцах, воспоминаниях, примером благословенной любви к людям, природе, Родине. Она бескорыстна, неувядаема, передаётся по наследству, как и проникновенные строки писателя.
Леонид Ярмушевич,
член Межрегионального союза писателей,
член РОО «Союз писателей Республики Крым».
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.