Размышления о мединституте
В связи с празднованием 60-летия со дня открытия Луганского медицинского института, «ничтоже сумнящеся», отдаём на суд читателя некоторые достоверные факты, так сказать, эпизоды развития института, которые никогда не попадали в предыдущие публикации о нём. Полагаем, возможно, они имеют какую-то особую историческую ценность. То есть, это совсем не историческое исследование, как можно было-бы подумать, а просто «действительность», как исторический факт, по большому счёту, входящий в историческое знание.
В достойной манере, часто – красочно уже рассказывалось о тысячах и более выпускников нашего вуза и сотнях научных сотрудников – кандидатах, доцентов, докторов наук и профессорах.
Открытие новых кафедр, факультетов, проведение симпозиумов, презентаций, конференций, съездов, научные достижения – всё это заслуживает самого пристального внимания, каждый фрагмент исторического движения института к университету, к высотам научной мысли – это наша гордость, особенно в канун юбилея.
То есть, всё это важно и значимо. Мы же хотим высветить сторону, можно сказать, - административную. О том, как наш институт четыре раза хотели ликвидировать, во что сегодня трудно поверить…Но, волею судеб и обстоятельств он выжил и достиг, можно сказать, сияющих вершин.
Итак, начнём сначала. В 1955 году председатель Ворошиловградского областного Совета народных депутатов с челобитной просьбой обратилась к формальному руководителю страны Климу Ворошилову с просьбой об открытии в областном центре медицинского института. Экономическое обоснование и необходимость в организации вуза, возможно, и сохранились в архивах, всё же возникает недоумение, о чём ходят легенды, - открытия нового медицинского института рядом с такими близлежащими, можно сказать, «монстрами» по производству врачей в Донецке, Харькове, Воронеже, Днепропетровске и Ростове-на-Дону!
Польщённый тем, что он может хоть «что-то сделать», Клим, что называется «пробил» этот вопрос. Фактически, на «голом месте» - где не было ни учебных, ни клинических площадей, ни кадров – в общем, - «чистая степь»!
Как студентов, так и преподавателей собирали по принципу «с мира по нитке…». Под институт отдали бывшее здание техникума по улице Оборонной № 1 с пристроенными позже аудиториям и № 1 и № 2.
Практическим организатором и исполняющим обязанности ректора на первых порах был главный врач областной больницы Ващенко Иван Данилович. Он сделал всё, чтобы «вдохнуть» жизнь «рождённому вне срока младенцу». Но нужен был, всё-таки, настоящий ректор, владеющий технологией учебного процесса.
Таким первым стал профессор Пальчевский Евгений Иванович, прибывший из Львовского медицинского института, во что сегодня даже трудно поверить! – Из Львова – в Луганск, вернее – Ворошиловград!?
Прибыв в город на «собеседование» с партийными «знатоками» медицины, Пальчевский Е.И. поставил немыслимые для них проблемы его бытовых условий: для жилья – двухэтажный коттедж, круглосуточно – авто с водителем, консьерж и…повар! Европейский стандарт! Представьте себе, что всё это фантастическое ни тогда, ни даже сейчас(!), было выполнено!
Профессор поселился в коттедже по улице Садовой, рядом с парком имени 1-го Мая и начал свою плодотворную «почти» независимую деятельность. Прибывали кадры из разных городов, в основном, из Украины.
Но, в жизни правящих, основополагающим в той нашей жизни был партийный вектор. Поя вившийся новый, в будущем, «канонизированный» первый руководитель области, узнав о барине-ректоре медицинского института, предписал ему: «Вон с моей(его?) вотчины!». Сам, кстати, после этого вселился в этот коттедж, но уже без ректора!
Правда, Киев в этот период не остался в стороне и прислал на должность ректора медицинского института доцента-микробиолога Повелицу Фёдора Дмитриевича. Это был очень интеллигентный, образованный и отзывчивый руководитель. Вместе с тем, особых достижений в развитии вуза при нём не наблюдалось. Его кратковременность в должности ректора наталкивает на мысль о том, что он «нужнее» был в Киеве, при условии, что в биографии должна быть запись о предшествующем ректорстве. Были такие игры в партии – «не может стать «этим», если прежде не был «тем» - формировалась преданность идеалам!
Опять без ректора!
Но, партия всегда знала: что и как. В партийном поднебесье, увидев, что развитие вуза почти «нулевое», нарастающее недовольство центра самим его существованием, определило желание «добить» его формально, прислав малозаметного ординарного доцента-хирурга из Днепропетровского медицинского института Корчикова Доната Григорьевича. Так, фактически, наметилось первое закрытие института, о чём никем, никогда даже не упоминалось!
Однако, Донат Григорьевич отказался быть «мальчиком для битья». Укрепив связи с Министерством здравоохранения и с «горем пополам» с областным руководством, совершил определённого рода чудеса. В хорошем темпе было завершено строительство общежития по улице Херсонской, выстроен корпус для кафедр судебной медицины и патологической анатомии по улице Шёлкового, заложен замечательный корпус на Медгородке.
Вопреки «воплям» старожилов о «преступном отношении к «историческому» зданию на улице Оборонной, № 1, он активно развивал идею о вынесении медицинского института и областных медицинских учреждений в пригород, подальше от перегруженного центра. Примерами такой возможности тому было осуществление великолепных проектов в Минске и Запорожье. И, всё было сделано – здорово! Институт даже обзавёлся собственной спортивной базой в Крыму, Алуште!
Но! Опять же беда не приходит одна! В это время в стране поднималась волна антисемитизма. Мы помним, как нас «просили» подписывать гневные письма против «этих»! Определённые органы предъявили ректору Корчикову Донату Григорьевичу претензии в том, что он…еврей с фамилией «Корчик», что он сам добавил, якобы, приставку «ов», чтобы начиналась новая фамилия. И правда»: «И вам смешно, и нам смешно!». Но в те годы особенно не смеялись. А тут ещё и семейные неурядицы добавили «масла в огонь». Участь ректора была предрешена. И опять! – в который раз, - институт остался без ректора! А тучи на вузом всё сгущались…Опять, во второй раз, заговорили о его закрытии.
Но, как говорится, - «нет худа без добра!». Несмотря на волну антисемитизма в Украине стали проявляться и ростки здорового национализма с надеждой на хоть на какую-то независимость от центра. Руководство в Киеве и области даже стало появляться в «вышиванках», в моду стала входить украинская «мова». Всё это поощрялось «сверху». В тот период на различных партийно- хозяйственных и прочей белеберды-мероприятиях от медицинского института часто выступала с потрясающе красивой украинской речью и броской внешностью, секретарь партийного комитета института, заведующая кафедрой нормальной анатомии, профессор Чайковская Ирина Иосифовна. Лично руководитель области был от неё в диком восторге. Вопрос о том, кому быть ректором, был решён попутно со снятием вопроса о закрытии вуза.
Последующие несколько лет были «золотыми» для института. Отказа не было ни в чём. Совершенствовалась учебно-методическая работа. По согласованию с Министерством здравоохранения и Кабинетом Министров увеличивалось число кафедр, улучшалось оснащение их. Расширялись учебные и клинические площади. Завершилось строительство корпуса № 1 на Медгородке, началось строительство общежитий № 1 и № 2. В институте процветали демократические веяния, чему в полной степени способствовала сама Чайковская Ирина Иосифовна, которая в его истории занимает действительно легендарное место! Немыслимые ранее диспуты, многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, КВН, фестивали авторской песни, создание собственного журнала и фирменного знака института – всё это те же веяния и дух, казалось бы, вечно й свободы.
Но! – Недолго музыка играла! Москва не дремлет! Придавив разных своих демократов, полетели головы повсюду, в том числе и в Киеве, по всей Украине. Её первый руководитель Подгорный Н.В. летит в «тьму-таракань», - в Белокаменную, якобы «на повышение». Лубянка знала, как вправлять мозги инакомыслящим! Соответственно начались расправы и с руководителями нашей области, в том числе и со знаменитым первым секретарём обкорма Компартии Украины…
Естественно, вынуждена уйти из ректората и профессор Чайковская И.И. В наступившем безвластии на всех уровнях наступил «звёздный час» нашего соперника «по площадям» - педагогического института. Вопрос о закрытии медицинского института с передачей всех площадей педагогическому, студенты которого из-за нехватки площадей занимались в три смены – встал «ребром»!
Силы были неравные. В медицинском нет ректора, а ректор педагогического стал академиком и депутатом Верховного Совета страны. Дело дошло до того, что бывший второй секретарь Луганского обкома Компартии Украины, став первым секретарём Николаевского обкома Компартии Украины, предложил перевести медицинский институт из Луганска в Николаев вместе со всеми студентами и преподавателями. Обосновывал он этот проект тем, что военно-морской флот страны остро нуждается в медицинских кадрах. От Одесского мединститута, обязанного выполнять эту задачу, толку не было никакого. Отсюда - медицинский институт в Николаеве принёс бы, дескать, огромную пользу стране. Кстати, жена этого руководителя была доцентом кафедры луганского медицинского института – не отсюда-ли следы этого планируемого «мародёрства» и желания стать там ей, в Николаеве, ректором?
Так это было или не так, но, по некоторым данным, этот проект был в канцелярии самого Генерального Секретаря ЦК КПСС. А исполняющим обязанности ректора в этот «мёртвый сезон» был профессор Скрипка Владимир Константинович – милейший, добродушный, но лишённый каких-либо организаторских способностей и признаков лидера человек.
Новое руководство города и области понимало, какой удар по их престижу принесёт закрытие медицинского института. Здравый смысл, конечно, преобладал, но открытым оставался вопрос: где взять ректора разрушающегося и трещавшего по всем швам института. Корпус на ул. Оборонной был официально признан аварийным и запрещён для использования. Оставшийся единственный корпус на Медгородке не мог взять на себя непосильную для него нагрузку.
Молодые партийные руководители и новые чиновники из Министерства здравоохранения Украины нашли оного. Ректором был назначен(опять – не избран!) доцент кафедры судебной медицины Одесского медицинского института Фаддеев Анатолий Николаевич. Таким образом, в третий раз был сохранён сам медицинский институт в Луганске.
В ряде ранее опубликованных материалах из истории Луганского медицинского института роль ректора Фаддеева А.Н. в сохранении и «спасении» вуза незаслуженно занижена по меркантильным соображениям по вине своих же сотрудников вуза, мечтавших стать ректором.
Фаддеев А.Н. провёл невероятно труднейшую реконструктивную операцию по сохранению самого института. Практически вуза не было! Педагогический институт агрессивно наступал и требовал «отдать» ему всё, принадлежащее медицинскому. Трудно представить себе даже сейчас(!) как можно было найти крайне необходимые учебные площади для существования института. А они были изысканы и взяты «напрокат» не где-нибудь, а у Министерства образования и просвещения, в подчинении которого находился наш постоянный соперник – педагогический институт.
Двенадцать тысяч квадратных метров на квартале Молодёжном– где ранее находился интернат с учебными, спальными, бытовыми и прочими площадями позволили разместить все кафедры, бывшие на ул. Оборонной № 1, в том числе кафедру анатомии, ректорат и студенческую столовую. В этом – выдающаяся заслуга ректора Фаддеева Анатолия Николаевича!
Всё это позволило спасти от закрытия Луганского медицинского института в третий раз!
Фаддеев А.Н. был человеком высокой культуры, обаятельным и образованным, честным и просто прекрасным человеком. К нему всегда хорошо относились руководители и не руководители всех уровней, сотрудники разного ранга, студенты и просто все те, кто с ним общался. Дверь в его кабинет, как говорится, всегда была открыта. Он никогда не повышал голос. При входе посетителя он всегда из-за стола вставал первым и протягивал руку для приветствия и при прощании также. Плюс к этому, - его аристократическая внешность, манеры, умение вести разговор и изысканная одежда добавляли ему шарма. Ведь он несколько лет был в Одессе проректором по работе с иностранными студентами.
Все ещё живые сотрудники вуза помнят начатую им «народную» стройку: гигантский корпус № 2, библиотека, спортивный дворец, общежитие № 5 при расширении и создании новых клинических площадей. Все эти многочисленные объекты, кажется, строила вся страна. Созданная им команда из числа сотрудников безвозмездно, за свои, часто, «кошты», «выбивала» в различных регионах страны необходимые материалы, оборудование и комплектующие, так как все объекты строились вне плана. Появились новые кадры – кандидаты наук, доценты, доктора и профессора.
Фаддеев А.Н. занимался и обширной общественной деятельностью. Был председателем украино-французского общества, неоднократно выезжал в города-побратимы за рубеж во Францию, Англию и другие страны, принимал многочисленные зарубежные делегации, был делегатом ХVII съезда профсоюзов страны…
Всё это было потрясающе!!! Но и здесь произошёл «облом»! При странных а, некоторым, полагаю известным обстоятельствам в клинике гинекологии погибает жена первого секретаря обкома, кстати, ничего хорошего для области не сделавшего. Всю вину за гибель женщины возлагают на…ректора?!! Нечистоплотные обкомовские клерки организовали настоящий остракизм против него при участии некоторых собственных сотрудников, ранее бьющих себя в грудь с уверениями в верности и преданности за участие ректора в их судьбах. Ну, что же – се-ля-ви(такова жизнь!).
Начавшаяся против ректора травля вынудила его, что называется, в ореоле предшествовавшего восторга бежать в ночном халате и домашних тапочках, с двумя бюллетенями(инфаркт миокарда) в родную Одессу. Но и там его трагически добила ещё та карающая рука партии.
И, вновь, в четвёртый раз, возник вопрос о закрытии «надоевшего» руководству области медицинского института и «тянущего» к нему руку педагогического института. Против его существования нашёлся действительно серьёзный и существенный аргумент – недостаточный уровень подготовки научно-педагогических кадров. Вот она – «ахиллесова пята»!
Возвращаясь к «колыбели» вуза, следует напомнить, что для его открытия были приглашены из Киева, Харькова и других городов научные «середнячки», можно сказать, «целинники», не представлявшие, что такое Донбасс «на краю планеты всей». Научная же «подпитка» вуза прибывающих группой замечательных профессоров ничему положительному не способствовала по причине их принудительной «ссылки» в Луганск как возможных прообразов будущих диссидентов(профессора Смык М.М., Ган Г.С., Ордынский С.И. и другие).
Ученики первых были слабоваты в научном плане, ученики вторых были «вне закона», хотя и талантливы и из них лишь один(сын профессора Смыка М.М. – Николаев В. Стал лауреатом Государственной премии Союза).
Итак, в институте вновь хаос и грань закрытия уже в четвёртый раз! Не много ли? Но, несмотря и вопреки Луганский медицинский институт вновь отстояли! Киев прислал нового ректора, профессора Ковешникова Владимира Георгиевича, до этого несколько раз побывавшего в Луганске и отчасти знакомого с нашими проблемами. Профессор Ковешников В.Г. был человеком чудовищной работоспособности, исключительно честным, замечательным педагогом и научным руководителем. Профессионально вникал в самые-самые животрепещущие вопросы.
Но, проблемой № 1 оставалась ситуация с кадрами. Количество кандидатов и докторов наук упало до самого низкого уровня! И опять повезло нашему вузу…К этому времени взошла «звезда» появившегося ещё при Фаддееве А.Н. профессора Фролова Валерия Митрофановича. Он-то и развернул настоящую «кузницу кадров»! Сегодня подавляющее большинство кандидатов и докторов наук – подготовленные им научные кадры.
Таким образом, произошло редчайшее сочетание в деятельности двух неординарных личностей на благо института – потрясающая административно-научная работа профессора Ковешникова В .Г. и научно-педагогическая активность профессора Фролова В.М.
При ректоре профессоре Ковешникове В.Г. по количеству кандидатов и докторов наук наш институт вышел на первое место среди медвузов Украины. При его руководстве было выстроено несколько учебных корпусов, лучшие среди медицинских вузов, да и вообще – вузов. Появилась современная библиотека, реорганизованы ректорат, проректорат и факультеты. Особое внимание было уделено укреплению клинических баз – расширению их площадей и оснащение современным оборудованием. Строительство новых корпусов позволило отказаться от арендуемых на квартале Молодёжном площадей. Ковешников В.Г. становится почётным профессором Варшавского университета.
Участники IXКонгресса Всемирной федерации украинских врачебных обществ, проведенного в Луганске в 2002-м году были потрясены увиденным! И, именно при ректоре Ковешникове В.Г., Луганский государственный медицинский институт получил статус университета. А посетивший университет глава Парламента Украины Мороз А.А. отметил все достижения, но в статусе Национального отказал. Приходится лишь посетовать на то, что в Киеве, куда обратился ректорат с просьбой присвоить университету «имени Даля», врача по профессии, вне всякой «ложки» дали это имя техническому, в прошлом, машиностроительному, университету?!
Итак, четырежды стоявший на грани закрытия Луганский медицинский университет в последнее время по рейтингу занимал второе место в Украине(нельзя же быть впереди Киевского медицинского университета!).
Последующие события известны всем. Сегодня их ещё трудно комментировать. Можно лишь, и нужно – добавить добрые и очень слова о предпоследнем ректоре университета профессоре Ивченко Валерии Константиновиче, сумевшем сохранить и преумножить авторитет вуза, получившего международное призвание, отмеченного многочисленными премиями, дипломами и медалями мирового масштаба. Можно быть уверенными в том, что и сегодняшняя ситуация будет благополучно разрешена.
P.S. В изложенных воспоминаниях мы справедливо не упоминали ни дат, ни конкретных фамилий некоторых «засветившихся» негативно и гиперболизированно превозносимых в истории вуза лиц. Мы излагали лишь суть и последовательность происходивших событий. Будем рады получить от читателей уточнения и предложения для дальнейших редакций.
К сему – кандидат медицинских наук, доцент Селезнёв В.А., бывший секретарь комитета комсомола и проректор Луганского государственного медицинского университета.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.