Конец прекрасной эпохи? Итоги и результаты 32-го Московского международного кинофестиваля

Конец прекрасной эпохи?
В Москве завершился 32-й Международный кинофестиваль. Итоги и результаты

Очередной, 32-й по счёту, Московский кинофестиваль закрыт. Награды вручены, фильмы частично просмотрены, киношная Москва отправляется в отпуск до осени — самое время подводить итоги.
Кинофестиваль официально закрыт. Люк Бессон вскоре уедет домой, но это ненадолго, до следующего «Такси» или чего-нибудь в этом духе. Мэтр Россию любит — не зря же у нас взаимный год друг друга, да и с политической точки зрения у нас много общего.
Мы вообще любим поддерживать своих. Вот и Гран-при дружественный Люк Бессон в родной Москве вручил за фильм с таким знакомым названием «Брат» режиссёру Марселю Раскину из дружественной Венесуэлы. И разумеется, неудивительно, что приз зрительских симпатий и кинокритиков достался тому же «Брату».

Всё по-честному: нам всем действительно очень понравилось.

Хотя удивительно: почему-то в блогах про «Брата» не писал никто. Писали про полный секса «Это начинается с конца», ужасающий и впечатляющий «Ливан» с его лавиной звуков, сумасшедший, но душеспасительный новый «Социализм» беседующего с богами Годара и даже про более или менее пристойную «Брестскую крепость» в духе «Предстояния»; про фантастически зрелищные «Океаны» Перрена, соперничающего с Кэмероном, небезынтересных этнических «Прогульщиков» Лозницы и неплохого аргентинского «Соседа». Вот только про «Брата» не писал никто. Ну да ладно.
«Воробей» Юрия Шиллера представляет на ММКФ российское кино. Что мы себе пытаемся показать — как в наших душах происходит перелом к неведомому, но неизбежно прекрасному лучшему? Или не себе, а Западу? Потому картина и попала на ММКФ?
Малым вниманием простого народа пользовались и другие лауреаты, например «Албанец» Йоханнеса Набера, получивший спецприз жюри и принесший награду за лучшую мужскую роль Нику Хелилаю. Или чешская лента «Как рай земной», сделавшая известную чешскую актрису Вильму Цибулькову не просто чешской актрисой и обладательницей «Чешского льва», а лучшей актрисой ММКФ-2010.
Поддержали и поляков, с которыми и ссориться сейчас не надо, и кино они вообще-то снимают отличное. Вполне солидаризуясь с рассуждениями Андрея Плахова о посткатыньском синдроме, лучшим режиссёром стал Ян Кидава-Блоньский с картиной «Розочка» о коммунистической беспринципности 1960-х.
Ну и конечно, лучшим в конкурсе «Перспективы» — наш ответ венецианским «Горизонтам» — стал молодой документалист Борыс Ланкош с дебютной полнометражкой «Реверс».

Но кто и куда?

Ах да, возвращаясь к году России—Франции. Всё очень символично: если жюривший ленты в Москве француз Бессон олицетворял собой год Франции в России, то вручение приза «За вклад в мировой кинематограф» Лелушу, а специальной награды «За покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы Станиславского» Эммануэль Беар — это своего рода ответ, год России во Франции.
И пусть школа Станиславского уже лет восемьдесят как устарела и в Европе сказать, что ты играешь по принципам Станиславского, значит подчеркнуть ученический характер игры. Это всё неважно.
Нет, конечно, всё это смешно. Понятно, что «Брату» дали награду не потому, что он венесуэльский брат, да и Беар получила награду не потому, что француженка или у Кесьлевского играла. По крайней мере, не так осознанно. Но вот серьёзно: вглядываясь в список наград, трудно отделаться от вопроса — зачем всё это? Зачем это всё было нужно? Как на это реагировать?
Это не «Оскар», который утверждает тренд, и не Канны, которые утверждают другой тренд. Не Берлин или Санденс, сообщающие о близких и далёких перспективах развития кинематографа, и не Венеция, следящая, что происходит здесь и сейчас. А что же?
Видимо, основная и даже единственная проблема ММКФ — отсутствие понимания формата. Зачем мы это делаем? Что мы пытаемся сказать? Для кого это? Почему мы вручаем награды именно этим фильмам?
Концепция может быть совершенно любой, главное, чтобы она была. И кажется, она всё-таки начинает прослеживаться — в венесуэльско-французской дружбе, в неожиданной поддержке вечных неприятелей-поляков. Видимо, была она и в прошлый раз, с Лунгиным и торжеством православного славянства, — просто как-то смешно поверить было. На сей раз всё тоньше, глубже и лучше организовано.
Чем же решил Михалков удивить гостей на сей раз? Состав жюри. Программа основного конкурса и программа конкурса «Перспективы». И всего один российский фильм. Какой? Как показали недавние исследования, русские смотрят артхаусное кино меньше жителей других стран, поэтому и фестивали, изначально колыбель именно арт-хауса, у нас проходят с местным колоритом.

Доживём ли до Венеции?

Любопытно, что параллельно с ММКФ у нас появился второй Союз кинематографистов, теперь уже официально и с разрешения Авдеева. Это, разумеется, не «другая Россия», лица-то там прежние, всё те же. Но вот же новость — на тебе! — Михалков вдруг не исключил, что может уйти из своего Союза добровольно, если всё будет о'кей. То есть опять непонятно — один у нас будет Союз или два?
Во всяком случае, что-то явно меняется. Даже не важно, уйдёт Михалков из Союза или нет, воссоединится ли Союз или их будет два. Сама политика отечественного кино, что заметно на примере последних нескольких фестивалей, радикально меняется. Хорошо бы куда-то в другую сторону, а не то же, только в профиль.

Награды ММКФ – 2010:

Гран-при «Золотой Георгий» за лучшую картину — «Брат» (Hermano). Режиссёр Марсель Раскин (Marcel Rasquin), Венесуэла.

Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» — «Албанец» (Der Albaner). Режиссёр Йоханнес Набер (Johannes Naber), Германия, Албания.

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссуру — Ян Кидава-Блоньский (Jan Kidawa-Błoński), фильм «Розочка» (Rózyczka), Польша.

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую мужскую роль — Ник Хелилай (Nik Xhelilaj), фильм «Албанец» (Der Albaner), Германия, Албания.

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую женскую роль — Вильма Цибулькова (Vilma Cibulková), фильм «Как рай земной» (Zemský ráj to na pohled), Чехия.

Приз «Серебряный Георгий» за лучший фильм конкурса «Перспективы» — «Реверс» (Rewers). Режиссёр Борыс Ланкош (Borys Lankosz), Польша.

Приз за вклад в мировой кинематограф — Клод Лелуш (Claude Lelouch), Франция.

Специальный приз «За покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского» — Эммануэль Беар (Emmanuelle Béar), Франция.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.