В НАРОДНОМ ЕДИНСТВЕ
Приближается День народного единства – 4 ноября. Этот праздник, сравнительно недавно учрежден в Российской Федерации. Традиции всенародного празднования, вызывающие глубокие патриотические чувства, еще только закладываются. Но с каждым годом этот праздник приобретает все большее значение, становясь символическим и многолюдным. И мы, луганчане, сразу воспринявшие его как свой, не один год собирались в этот день на собраниях и культурных мероприятиях, в крестных ходах и Русских маршах, вызывавших негодование властей Украины. Сегодня наша Республика отмечает его на официальном уровне. Потому, что мы и есть русский народ. И это наш день. Народное отношение к государству - вот та ось, на которую нанизываются самоотверженность и готовность идти до конца, не оглядываясь назад, ради долга перед Отечеством.
ЧТО ЕСТЬ НАРОД.
Говоря о русском народе, стоит остановиться на понятии – что же такое народ. Ведь в социальном плане человеческим наполнением исторически состоявшейся страны является не население, не совокупность индивидов, а именно народ. Определения народа многообразны. В дореволюционной и советской России существовало устойчивое понятие народа, вытекавшее из понятий Родина-мать и Отечество. Народ - надличностная и «вечная» общность всех тех, кто считал себя их детьми. Но и этого мало. Общие этнические, культурные и языковые связи могут укрепить фундамент народа. Но даже не они главное. В русский народ вливались, становились русскими, независимо от крови, текущей в жилах. Как я считаю, народ – это прежде всего историческая общность, порожденная исторической памятью и общим неявным знанием, глубинной исторической задачей и мировоззрением.
Если подумать, как удалось нашей стране выжить после постоянных княжеских распрей – своего рода гражданской войны, помноженной на чужеземное татаро-монгольское нашествие? Каким чудом она сохранила свою культуру и традиции? Как оправилась от разрухи и постепенно
устроила хозяйство? Но уже в 1462 году оформляется Русское централизованное государство, которое заявляет о своих претензиях на имперское величие. К концу XV века Россия числилась в европейских лидерах. В эти десятилетия она не только на равных конкурировала с традиционными соперниками – Ордой и Польшей, но и с самыми развитыми западноевропейскими странами – Англией, Францией, Германией. По свидетельствам путешественников-иностранцев, наши города того времени были больше, чище и, если можно так выразиться, обустроеннее большинства европейских столиц. Это было золотое время могучей юности Русской цивилизации.
Это стало возможным лишь благодаря единству русского народа и тем его духовным скрепам, которыми стало Православие. России еще предстоит испытать и нашествия вражеских орд и времена смут. Но именно православное сознание русского народа будет путеводной звездой и опорой в самые нелегкие времена. И благодаря ему страна выстоит и победит. Даже после революционной ломки всего и вся, начавшейся после 1917-го, страна постепенно придет в себя и начнет восстанавливать свой народный духовный стержень. Уже во второй половине 30-х возродится уважительное отношение к своим традициям и истории. Силу этого очень хорошо понимал, более того – чувствовал Сталин. «Реформы неизбежны, – писал он, – но в своё время. И это должны быть реформы органические, опирающиеся на традиции при постепенном восстановлении православного самосознания. Очень скоро войны за территории сменят войны «холодные» – за ресурсы и энергию. Нужно быть готовыми к этому». В этих строках вождь предсказал не только события, развернувшиеся на рубеже XX–XXI вв. Он зафиксировал и необходимость реформ в области психосферы, понимая, что военные действия со временем переместятся и туда. И что реформы должны опираться на традицию (на сознательное и бессознательное), а не отвергать и не ломать её. Поэтому, например, в 1936г. постановлением Комитета по делам искусств была снята пьеса Демьяна Бедного «Богатыри», поставленная в московском Камерном театре, в частности, «за глумление на Крещение Руси». В предвоенные годы много внимания уделялось прославленным героям Отечества, в том числе и событиям, послужившим исторической канвой Дня народного единства. В 1939 году на экраны страны вышел замечательный фильм «Минин и Пожарский», созданный одним из самых выдающихся мастеров советского кино Всеволодом Пудовкиным. Михаил Булгаков (по просьбе композитора Бориса Асафьева) пишет либретто оперы «Минин и Пожарский» — для постановки в Большом театре, которая, правда, не осуществилась. Лидеры страны осознавали свое единство с исторической судьбой народа. И именно это послужило достижению Победы в самой страшной войне, которую довелось испытать нашей стране. Тогда на кону стоял вопрос о самом существовании русского народа, точно так, как и четыреста лет назад, в период Смутного времени.
ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ.
Краткая схема Смутного времени такова. После Ивана Грозного Россия остается без династии. Выбранный по «заслугам» царь Борис Годунов был, в сущности, неплохим правителем. Он многое успел сделать, в том числе для нашей Луганщины, в то время окраинной земли Государства Российского. Это при нем окольничьим Бельским был возведен город Царевоборисов (на месте нынешнего Старобельска), откинуты ногайские орды и укреплены стрелецкие сторожи по Айдару. Да только у всяких Шуйских и Воротынских закрадывалась мыслишка: а чем, спрашивается, я, природный Рюрикович, хуже Годунова?
Остатки удельной аристократии предают царя Бориса, организуют через подставного «царевича Димитрия» польскую интервенцию, осложненную внутренними неурядицами в стране (три неурожайных года подряд). После смерти Годунова вокруг Престола возникают самые фантастические комбинации - до семибоярщины включительно и приглашения шведских интервентов. Борьба верхов за власть погрузит страну в анархию и разорение. Будет ожесточенная крестьянская война, массовый разбой, дикие рейды по Руси жестоких казацких шаек, наравне с поляками и татарами грабивших православных братьев. От страны отложится Новгородская земля, став марионеточным «государством» под контролем Швеции.
Но на пути полного развала встанет народ! За весь период Смутного времени, несмотря на предательство верхов, государственное чувство в нем не угасло.
Вот такой пример - оборона Смоленска. Армия польского короля Сигизмунда осаждала Смоленск с 21 сентября 1609 года по 3 июня 1611 года. За время осады успело рухнуть Московское царство: в 1610 году Василий Шуйский был свергнут с престола, бояре для защиты Москвы от Лжедмитрия II («Тушинского Вора») впустили в нее польское войско гетмана Жолкевского и отправили в стан Сигизмунда посольство, чтобы просить у него сына, королевича Владислава, на русский трон. Сигизмунд соглашается, но требует от послов Смоленск. Послы передают его слова смолянам.
Смоляне согласились впустить Владислава как русского царя, но не как польского королевича с польскими ратными людьми. Сигизмунд же настаивает на последнем. Верховной власти нет, никто не осудит смолян за сдачу города. Церковь разрешила всех от клятвы верности низложенному царю. Смоленск - ключ к Москве, но зачем хранить ключ, если сбит замок? Превосходство польской армии очевидно. Многие города уже признали Владислава царем, и поляки на этом основании называют смолян изменниками. Но смоляне решили стоять до последнего, и Смоленск ответил королю: «Нет!»
И начался приступ. Не единожды поляки врывались в город и откатывались назад, засыпали Смоленск пушечными ядрами, вели подкопы, взрывали укрепления. К лету 1611 г. число жителей Смоленска сократилось с 80 до 8 тыс. душ, а оставшиеся в живых дошли до последней степени изнурения. И когда 3 июня 1611 г. войско Сигизмунда наконец вошло в город, часть смолян, закрывшись в церкви Богородицы, взорвали под собой пороховые погреба. Оставшиеся в живых тоже не просили пощады. Король Сигизмунд смилостивился и разрешил защитникам покинуть Смоленск. Ушли все, кто мог идти, побрели по разоренной Руси.
Казалось бы, бесцельная и бессмысленные жертвы, при всей верности долгу и России? Однако именно они в конечном итоге оказались победителями. Утомленная долгой осадой шляхта отказалась продолжать путь на Москву, несмотря на все посулы короля, и разошлась по домам.
А в это время на Руси поднималось народное восстание. Страна собиралась снизу. Так же, как во времена Сергия Радонежского страна заново сложилась как бы сама собой, из отдельных городов, посадов, монастырей и сел. Кто скрепил это возрождение России? Дух русского народа, настоенный на вере. В Смуту Россию подняли письма, направляемые во все концы Русской земли архимандритом Троице-Сергиевского монастыря Дионисием и келарем Аврамием. Они достучались и докричались до русских людей. И народ спас страну! Обычные люди – дворяне, ремесленники, торговцы, ратники, монахи – собрали заново державу, казалось бы, навсегда рассыпавшуюся, предотвратили уничтожение России. Достаточно посмотреть на самые громкие имена той поры, чтобы подтвердить эту очевидную истину. Кем были лидеры движения за спасение России? Мясной торговец Минин. Не самый крупный воинский начальник – стольник Пожарский, Архимандрит Дионисий. Все они – обычные, далекие от власти люди. Но в критический момент именно они, а не знаменитые роды, не приближенные царя, не известные государственные деятели, смогли встать на пути хаоса и мрака, смогли остановить Смуту.
Это было уже Второе ополчение. В 1611 году, после смерти Лжедмитрия II, воинское сословие во главе с рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, объединившись в Первое ополчение, попыталось изгнать из страны поляков.
Однако вставшие под знамена Ляпунова (в значительной части казацкие ватаги) скорее походили на кочевую орду, чем на регулярное войско. Поляков из Москвы им выгнать не удалось и ополченцы, погруженные во взаимные распри, всерьез и надолго расположились в ближнем Подмосковье.
Когда в сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение, он подступал к его созданию совсем иначе. Прежде всего, Минин взялся по- деловому за организационные вопросы, обеспечив порядок в выплате жалованья ополченцам. По его призыву горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. Оно было выплачено и защитникам Смоленска, которые неисповедимыми путями как раз в это время доберутся до Нижнего Новгорода и вольются в ряды ополчения.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Он не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе Второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.
Во всенародном ополчении за освобождение Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, ополчение сумело в августе 1612 года разбить войско гетмана Ходкевича, прорывавшегося на выручку засевшего в Кремле польского гарнизона, взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из столицы.
Так в 1612 г. народные низы, мужики тяглые и посадские взяли на себя ответственность за будущее государства Российского. Народ спасал и воссоздавал именно государство. Минин, Пожарский и Дионисий, возглавив городских и посадских людей, боролись не только с поляками, но и с казацкой вольницей, с бессмысленной и жестокой стихией бунта, стремящегося уничтожить любые организационные структуры на русском пространстве. Тогда движение за русское возрождение победило не только иноземных захватчиков, но и внутренних бунтовщиков. Ему удалось одержать победу над силами внешнего и внутреннего врага, олицетворявшими надвигающийся на наши земли бессмысленный, темный и злой Хаос. Народ спас свою отчизну. Восстановил строй хозяйственной жизни, заново отстроил города и посады. Навел порядок на дорогах. И самое удивительное – установил государство! В феврале следующего года состоялся и Земский Собор, собравший представителей земель и сословий. Тогда русский народ в первый и последний раз выбрал царя. Почему самодержавие? В те времена это была наиболее испытанная форма правления, республиканские идеи начнут появляться пару столетий позже. Тот строй, который установили русские мужики, даже с учетом Петровских реформ, просуществовал три столетия.
А икона Казанской Божией Матери с тех пор стала предметом особого почитания. По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). Таким образом, День народного единства, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
* * *
Четыре столетия назад не в первый и не в последний раз в русской истории вера, труд и воля подняли страну из мерзости, запустения и позора, явили чудо преображения. Таким был и Красный проект, который принял и которым пошел народ в Октябре 1917-го. Хотя он в корне отличался от предшествующих, но именно он спас страну от смуты и хаоса, сохранил для нас территорию великой России в политической форме СССР, подняв ее на недосягаемую ранее высоту. И сохранил наш народ, одержав Победу в Великой Отечественной войне.
Александр Акентьев.
Газета "XXI век"
Комментарии 2
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.