4 ноября - День народного единства. Этот праздник, сравнительно недавно учрежденный в Российской Федерации, с каждым годом приобретает все большее значение, распространяясь по стране, становясь все более символическим и многолюдным. Но и мы, луганчане, сразу воспринявшие его как свой, не один год собирались в этот день на собраниях и культурных мероприятиях, в крестных ходах и Русских маршах, вызывавших негодование властей Украины. Однако с каждым годом этот праздник становился все более массовым. И вот сегодня Республика отмечает его на официальном уровне. Потому, что мы и есть русский народ. И это наш день.
РОЖДЕНИЕ НАРОДА.
Говоря о русском народе, стоит остановиться на понятии – что же такое народ. Ведь в социальном плане человеческим наполнением исторически состоявшейся страны является не население, не совокупность индивидов, а именно народ. Он может быть структурирован в разных странах по- разному: в сословное, классовое или иное гражданское общество, связанное религиозными, этническими, прочими связями. Определения народа многообразны. В дореволюционной и советской России существовало устойчивое понятие народа, вытекавшее из понятий Родина-мать и Отечество. Народ - надличностная и «вечная» общность всех тех, кто считал себя их детьми. Но и этого мало. Общие этнические, культурные и языковые связи могут укрепить фундамент народа. Но даже не они главное. В русский народ вливались и люди, становились русскими независимо от крови, текущей в их жилах. Как я считаю, народ есть общность с более прочными связями – это прежде всего историческая общность, порожденная общей исторической памятью и общим неявным знанием, глубинной исторической задачей и мировоззрением.
Рождение русского народа неразрывно связано с подвижнической деятельностью св. Сергия Радонежского. Именно он стал духовным собирателем русского народа, с ним связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще).
Как удалось нашей стране выжить после постоянных княжеских распрей – своего рода гражданской войны, помноженной на чужеземное татаро-монгольское нашествие? Каким чудом она сохранила свою культуру и традиции? Как оправилась от разрухи и постепенно
устроила хозяйство?
Все произошло в значительной степени благодаря монастырям. В ходе кровавой, длящейся десятилетиями междоусобицы на Руси центрами русской культуры и регулярного хозяйства стали монашеские обители. Там никого не грабили и не обирали, Там шла культурная жизнь, развивались ремесла и технологии. Там люди обретали грамотность, получали врачебную помощь, разрешали возникающие конфликты, обеспечивались защитой.
Сергий Радонежский – уникальная фигура. Он за свою жизнь перевоспитал целое поколение людей, вдохнул в них светлую веру в Святую Русь, заставил их совсем по-другому смотреть на мир. Хотя формально этот монах был никем, не носил громких титулов, не был обречен властью.
Краеугольные камни учения Сергия Радонежского – это жизнь для «ПЛЪЗЫ», то есть призыв к братьям жить в любви, сеять добро и благо. Это - понимание созидательного труда, как основ богоугодной жизни. Это - нестяжательство.
Сергий Радонежский пользовался огромным авторитетом. Согласно его житию, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий благословил не только князя, но и добровольно пожелавших отправиться с ним, чтобы явиться на поле брани не только с крестом, но и мечом, двух иноков боярского рода, хорошо знающих военное искусство. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму (высший монашеский чин).
Куликовская битва, которой в этом году исполнилось 635 лет, считается тем знаковым историческим событием, с которого ведет отсчет русский народ. Описание битвы, где Дмитрием Донским было запланировано три тактических поражения подряд, чтобы татары основательно застряли в сече и лишь затем внезапный удар конного засадного полка, решивший исход битвы, не входит в план статьи. Но вот один из ярчайших ее эпизодов. Установившиеся на Западе и Руси рыцарские традиции предусматривали, что герцоги, рыцари и дружинники служили лично королю или князю. Дмитрий понимал, что если его убьют, то князья и дружинники освободятся от этой клятвы и могут побежать с поля боя. А за ними и крестьянское ополчение. Это был бы разгром.
И он ставит последнюю точку в подготовке к битве. Когда татары уже появились на горизонте и стали строиться для атаки, он выехал из строя своих войск и на их глазах снял с себя золоченый шлем, серебряные княжеские доспехи и надел их на Андрея Бренка – своего друга детства. Тот в доспехах великого князя сел на коня и возглавил войска под княжеским знаменем. А Дмитрий в простых доспехах на глазах у всех ушел в передовой полк, стал в ряды воинов, которым по его плану суждено было погибнуть.
Видевшие это князья и дружинники (а это видели все) были поставлены в сложное морально-правовое положение. Теперь, если знамя князя упадет и человек в серебряных доспехах будет убит, покинуть поле боя без потери чести они не смогут – это не Дмитрий убит, не его знамя упало. А судьбу князя в течение всего сражения не дано будет знать, только после боя можно будет выяснить, жив он или нет.
Обратите внимание на мужество Дмитрия, его способность во имя Руси, своего народа пойти на смерть без колебаний, без шума, его презрение ко всей мишуре и почестям, окружавшим должность великого князя, выделение из нее только службы народу, службы, ответственней, чем у других и только.
И главное. Если на Куликовскую битву собирались: москвичи, тверичи, коломенцы, ярославцы, суздальцы.., то возвращались же с нее люди, осознавшие себя единым русским народом.
ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ.
У каждого народа есть исторические периоды, когда его состоятельность как народа проверяется на прочность. Для Руси таким периодом стало Смутное время.
Краткая схема Смутного времени такова. После Ивана Грозного Россия остается без династии. Выбранный по «заслугам» царь Борис Годунов был, в сущности, неплохим правителем. Он многое успел сделать, в том числе для нашей Луганщины, в то время окраинной земли Государства Российского. Это при нем окольничьим Бельским был возведен город Царевоборисов (на месте нынешнего Старобельска), откинуты ногайские орды и укреплены стрелецкие сторожи по Айдару. Да только у всяких Шуйских и Воротынских закрадывалась мыслишка: а чем, спрашивается, я, природный Рюрикович, хуже Годунова?
Остатки удельной аристократии предают царя Бориса, организуют через подставного «царевича Димитрия» польскую интервенцию, осложненную внутренними неурядицами в стране (три неурожайных года подряд). После смерти Годунова вокруг Престола возникают самые фантастические комбинации - до семибоярщины включительно и приглашения шведских интервентов. Борьба верхов за власть погрузит страну в анархию и разорение. Будет ожесточенная крестьянская война, массовый разбой, дикие рейды по Руси жестоких казацких шаек, грабивших православных братьев наравне с поляками и татарами. От страны отложится Новгородская земля, став марионеточным «государством» под контролем Швеции.
Но на пути полного развала встанет народ! За весь период Смутного времени, несмотря на предательство верхов, государственное чувство народа не угасло.
Вот такой пример - оборона Смоленска. Армия польского короля Сигизмунда осаждала Смоленск с 21 сентября 1609 года по 3 июня 1611 года. За время осады успело рухнуть Московское царство: в 1610 году Василий Шуйский был свергнут с престола, бояре для защиты Москвы от Лжедмитрия II («Тушинского Вора») впустили в нее польское войско гетмана Жолкевского и отправили в стан Сигизмунда посольство, чтобы просить у него сына, королевича Владислава, на русский трон. Сигизмунд соглашается, но требует от послов Смоленск. Послы передают его слова смолянам.
Смоляне согласились впустить Владислава как русского царя, но не как польского королевича с польскими ратными людьми. Сигизмунд же настаивает на последнем. Верховной власти нет, никто не осудит смолян за сдачу города. Церковь разрешила всех от клятвы верности низложенному царю. Смоленск - ключ к Москве, но зачем хранить ключ, если сбит замок? Превосходство польской армии очевидно. Многие города уже признали Владислава царем, и поляки на этом основании называют смолян изменниками. Дети боярские, дворяне, колеблются. Но черные люди посадские, ремесленники и купцы настояли на обороне до последнего, и Смоленск ответил королю: «Нет!»
И начался приступ. Не единожды поляки врывались в город и откатывались назад. Днем и ночью засыпали Смоленск пушечными ядрами, вели подкопы, взрывали укрепления. К лету 1611 г. число жителей Смоленска сократилось с 80 до 8 тыс. душ, а оставшиеся в живых дошли до последней степени изнурения. И когда 3 июня 1611 г. войско Сигизмунда наконец вошло в город, часть смолян, закрывшись в церкви Богородицы, взорвали под собой пороховые погреба. Оставшиеся в живых тоже не просили пощады. Король Сигизмунд смилостивился и разрешил защитникам покинуть Смоленск. Ушли все, кто мог идти, побрели по разоренной Руси.
Казалось бы, бесцельная и бессмысленная жертва, при всей верности долгу и России? Однако именно они в конечном итоге оказались победителями. Утомленная долгой осадой шляхта отказалась продолжать путь на Москву, несмотря на все посулы короля, и разошлась по домам.
А в это время на Руси поднималось народное восстание. Страна собиралась снизу. Так же, как во времена Сергия Радонежского страна заново сложилась как бы сама собой, из отдельных городов, посадов, монастырей и сел. Кто скрепил это возрождение России? Дух русского народа, настоенный на вере. В Смуту Россию подняли письма, направляемые во все концы Русской земли архимандритом Троице-Сергиевского монастыря Дионисием. Именно он достучался и докричался до русских людей. И народ спас страну! Обычные люди – дворяне, ремесленники, торговцы, ратники, монахи – собрали заново державу, казалось бы навсегда рассыпавшуюся. Именно единство русского народа предотвратило тогда уничтожение России. Достаточно посмотреть на самые громкие имена той поры, чтобы подтвердить эту очевидную истину. Кем были лидеры движения за спасение России? Мясной торговец Минин. Не самый крупный воинский начальник – стольник Пожарский. Архимандрит Дионисий. Все они – обычные, далекие от власти люди. Но в критический момент именно они, а не знаменитые роды, не приближенные царя, не известные государственные деятели, смогли встать на пути хаоса и мрака, смогли остановить Смуту.
Неисповедимыми путями и защитники Смоленска попадут в Нижний Новгород как раз тогда, когда Минин бросает свой клич. Потом в рядах народного ополчения дойдут до столицы. Они будут вместе отражать у Новодевичьего монастыря и Крымского моста самый страшный последний натиск войск гетмана Ходкевича, прорывающегося к осажденному в Кремле польскому гарнизону. Будут и принимать на Каменном мосту во главе с Пожарским капитуляцию королевских войск.
В 1612 г. народные низы, мужики тяглые и посадские взяли на себя ответственность за будущее государства Российского. Они, придя в Москву, разогнали поляков, бродяг и воров, восстановили самодержавие и ушли домой на свои пожни и промыслы, погрозив своим кулачищем всем будущим кандидатам в диктаторы и олигархи. В тот же год состоялся и Земский Собор, собравший представителей земель и сословий, следовательно и нашей Луганщины, сколь бы малозаселенной в те времена она не была. Тогда русский народ в первый и последний раз выбрал царя. Ни до, ни после русская история такого не знала. Почему самодержавие? В те времена это была наиболее испытанная форма правления, республиканские идеи начнут появляться пару столетий позже. Тот строй, который установили русские мужики, даже с учетом Петровских реформ, просуществовал три столетия. И, добавим, при всех издержках самодержавия, русские цари все-таки не разворовывали собственное государство в ожидании перевыборов.
* * *
События тех лет знаменательны для всех нас. Для Луганщины это своя история. Но и для Украины, сколь бы не велась сегодня разделительная политика, она тоже не может быть чужой. Ведь наиболее существенные обстоятельства заключаются все-таки в том, что Русь Московская выстояла и выжила. Выжив сама, она спасла и все племена русского народа (украинцев, великороссов, белорусов) да и все славянство. Если бы не Москва, то со славянством было бы кончено - в этом никаких сомнений быть не может.
Осознание народного единства будет еще не раз спасать наше Отечество в самых тяжких испытаниях. Будут еще и тяжкие войны, и новые смутные времена. Из последних (смуты начала и конца 20 века), благодаря глубинному духу русского народа, осознания им своей исторической задачи, страна неизбежно будет возрождаться как сильное государство, пусть с иной формой правления и социального устройства. Измена же этому принципу исторического единства, грозит самыми тяжкими бедами. Так на наших глазах происходит крах такого искусственного и ущербного проекта как сегодняшняя «Украина» - государства, в котором была сделана попытка наполнить смыслом его существования противостояние и вражду к России. Тем же объединить и его население. Как и создание из южнорусского народа отдельной «украинской нации», объединенной национальной враждой и русофобией. Отсутствие культурно-исторических скреп такого конструкта попытались подменить отдельными этнографическими особенностями. Пропагандой и созданием «окремой украинской истории» - не системной науки, а по сути, тенденциозно изложенным и надерганным рядом отдельных исторических фактов: здесь читаем, здесь не читаем, здесь сало заворачиваем. Вплоть до историй про древних укров, охотящихся на динозавров. Сколько еще осталось жить такому противоестественному проекту - неизвестно, но вряд ли век его будет долог. Смута же в головах населения Украины неизбежно пройдет, хотя для этого и потребуется приложить немало усилий, чтобы люди вновь влились в единую семью нашего народа.
И на наших же глазах происходит новое возрождение России, преодолевшей смуту и хаос 90-х. Россия, которая сегодня является одним из мировых лидеров, уверенно устремлена в будущее. Потому что этому есть надежная опора – наше народное единство.
Александр Акентьев
газета "XXI век"
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.