Иван Голубничий: «Даже лауреаты неведомы широкой публике»



Времена, как известно, не выбирают. В них живут и умирают. Работают, влюбляются, читают книги… Какие – у каждого свой выбор. Кто-то предпочитает лёгкое чтение, от дамских романов до детективов, кто-то – классическую литературу, которая всегда современна. А кто-то – своих современников, прозаиков или поэтов. А, кстати, кто из поэтов в наше время популярен в Москве? Вопрос для украинского читателя непростой. Мы и своих-то особенно не знаем. А уж российских… Что ж, знакомьтесь, -- главный редактор газеты «Московский Литератор», известный поэт и журналист Иван Голубничий.

- С чего начинался Ваш путь в литературе, как складывается творческая жизнь сегодня?


- Моя первая поэтическая подборка появилась в 1992 году. Особенность того исторического периода применительно к литературе состояла в том, что тогда ещё не распалась массовая читательская аудитория, да и сами писатели были более внимательны к творчеству друг друга и к новым именам. Возможно, это была инерция советского времени, не знаю…
В начале девяностых для литературы, как и для постсоветского общества в целом, было характерно острое разделение по признаку приятия или неприятия грядущих «перемен», подлинной цены которым не ведали тогда ещё ни их «сторонники», ни их «противники».
Значительную роль в моём творческом становлении сыграло, конечно же, обучение на Высших литературных курсах, где я получил опыт жёстких литературных критериев, и познакомился с такими замечательными поэтами, как Юрий Кузнецов, Валентин Сорокин, Владимир Фирсов.

- Вы являетесь сторонником традиционной поэзии? Ваше отношение к модернистам и их произведениям?


- Наверное, я озвучу некое общее место, если скажу, что или поэзия есть, или её нет. Что такое «модернизм»? Сколь претенциозен термин, столь, как правило, бывает убого содержание…
Могу высказать предположение, что модернизм в сегодняшнем проявлении не дал литературе ни одного сколько-нибудь существенного дарования, и способствовал деградации нескольких небездарных поэтов. Впрочем, это их личные проблемы, без них литература не оскудеет…

- А кто ваши любимые поэты? И те, которые оказали влияние на творчество, и, может быть, молодые, неизвестные украинским читателям…


- В последнее время было «открыто» неожиданно много молодых дарований, имеющих все данные для того, чтобы стать полновесными писателями. Достанет ли им сил и желания? Посмотрим.
Мои любимые поэты?.. В соответствии с более-менее общепринятой иерархией – Александр Блок, Георгий Иванов, Георгий Адамович. Это – самые любимые, хотя в русской поэзии каждое сколько-нибудь значимое имя несёт своё высокое предназначение.

-В свое время в Исполкоме Международного сообщества писательских союзов вы координировали взаимодействие с литераторами СНГ. Кого из них можете выделить в творческом отношении?


- Общаюсь, в основном, с представителями Межрегионального союза писателей. Но главное – не принадлежность к организации, а то, что составляет суть твоих книг. Мне по душе поэзия Юрия Лебедя,  Валерия Сурненко, Светланы Скорик, Наталии Морозовой-Мавроди, Ивана Нечипорука, Ирины Гирляновой… Да, они мало известны. Но это – примета времени, а не их творчества.
Вообще, знакомлюсь с творчеством коллег по сайту и альманаху «Свой вариант», который издаётся в Луганске. Это издание дает представление об уровне современной литературы.

- Как вы считаете, литературные премии, которых в последнее время появилось достаточно много, объединяют или разъединяют писательское сообщество?


- В современном литературном процессе достаточно «шумным» событием стало присуждение премии Букера некоему писателю, имя которого большинству читающих граждан ни о чём не говорит.
Проблема в том, что ежегодно это сугубо этническое и периферийное мероприятие получает публичную огласку в обществе, фактически претендуя (во всяком случае, на международном уровне) на событие общенациональное и культурное.
Практически, все лауреаты этой премии, более или менее известные, а иные и доселе неведомые широкому читателю, были скорее персоналиями либеральной диаспоры, нежели общенациональными литературными дарованиями. Всё это было бы частным делом частных «кругов», если бы не наносило большой ущерб репутации России как страны высокой национальной духовности и богатейшей литературной традиции…
Так что, судите сами, объединяют или разъединяют премии, престижность которых сомнительна.

- Одна из премий носит имя великого Есенина. Он стал героем одноименного телесериала, вызвавшего полярные оценки – от восторга до уничтожающей критики. Как вы оцениваете экранную версию судьбы поэта?


- Очевидно, сериал был изначально запрограммирован на создание «неоднозначного» образа русского поэта, от которого даже наше невзыскательное общественной мнение пришло в состояние лёгкого шока.
Есенин в сериале дерётся с Пастернаком, свински обращается с женщинами, вообще ведёт себя крайне пошло и глупо… Исполнение главной роли «народным любимцем», актёром Безруковым, в известной степени, казалось, гарантировало позитивное восприятие сериала «широкими народными массами». Но…
Все эти конспирологически-алкогольные фантазии не имеют никакого отношения ни к Есенину, ни к соответствующему историческому периоду, и об этом уже сказали своё слово специалисты. Гораздо хуже то, что народ получил очередной плевок в душу, и как обычно, в массе своей, даже не заметил этого.
Безруков играл какого-то самовлюбленного, взвинченного, избалованного дамами нахала. Его "Есенин" развязен, готов хоть танго сплясать, хоть стишки продекламировать – да ещё и вульгарно завывая. Ухмыляясь, подмигивая, обожая свою знаменитость, ломаясь, как капризная дамочка, этот манерный комедиант выдает себя за великого русского поэта Есенина.
И это искусство? Вообще, проблема масс-культуры является одной из самых болезненных для нашего общества, поскольку именно она агрессивно формирует менталитет нации и, в первую очередь, молодёжи. Современный ритм жизни, ориентирующий людей, прежде всего, на физическое выживание и преумножение материальных благ, почти не оставляет большинству людей возможности для критического отношения к моральным и духовным ценностям. Единственное, что можно посоветовать нормальному человеку – не включать телевизор вообще…

Так на самом ли деле смотреть интересней, чем читать, а читать интересней, чем жить? Жизнь во всех своих проявлениях, всё же, остаётся главной темой творчества писателей, создателей фильмов. Талантливо ли их творчество и является ли оно таковым по сути? Ответы на эти вопросы в какой-то мере определяют востребованность, а также меру известности и популярности нынешних «инженеров человеческих душ».

^Владимир СПЕКТОР

* * *

«России нет. Она себя сожгла…»
Максимилиан Волошин



Лихие времена. Тоска в глазах.
Над темной далью колокол усталый
Плывет – и вдруг теряется впотьмах,
Как будто сердце биться перестало.

Что, Русь моя? Ужели это ты
Во тьме времен умолкла тихим стоном?
Но чу! – опять с невемой высоты
Душа блаженным освятится звоном.

О звон иной, нездешней чистоты,
Как благодать пьянящая молитвы!
Горит Восток – что золото разлито,
И золотятся в пламени кресты…

-- Ты говоришь – она себя сожгла?
Что ж до утра звонят колокола?
Иван Голубничий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.