Сегодняшняя литература – это рынок минус государство. Падение престижа профессии писателя и произвол издательств-монополистов. Многостраничные договора, согласно которым писатель не имеет права ни на что, кроме (если повезёт) ничтожного гонорара и мифических роялти, в отличие от издательства, которое овладевает его произведением, как барин крепостной девкой – быстро, грубо, как говорится «всухую», не тратя времени на ненужные ухаживания.
Из тысячелетней русской литературной традиции вырван живой нерв любви к Родине («Слово о полку Игореве») и защиты униженных и оскорблённых (Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов). Постсоветская литература – мёртвый зуб, выбеленный до унитазного блеска, покрытый сверкающей алмазной крошкой. С хоть и горького, но вечнозелёного пастбища «не могу молчать» и вечной борьбы за достоинство человека литература откочевала в сухие степи сферы услуг, где единственная возможность выжить – премиальное орошение. Оргкомитеты и кураторы премий уподобились тоталитарным, распределяющим полив, сектам со своими иерархиями, правилами и порядками. На входных дверях в любые премиальные циклы дантовское предупреждение – оставь надежду всяк (без приглашения и предварительного согласования) сюда входящий.
Разрыв между поколениями писателей сегодня не просто велик, но непреодолим. Бывшие советские (старших поколений) и современные тридцати-сорокалетние литераторы существуют в разных мирах. Первые ностальгически жмутся к союзам писателей, остаточно верят в то, что власть обратит на них внимание и даст денег на книги. Вторые чётко усвоили, что творческий (за исключением ТВ и шоу-бизнеса) труд в современной России принципиально не оплачивается, а потому ищут себе прокорм в других занятиях.
В разделённом, униженном и обобранном писательском сообществе, как на тонущем «Варяге» зреет бунт против узаконенной нищеты и бесправия литературного сословия, против устранения государства от одной из первейших своих обязанностей – создания нормальных условий для профессиональной работы писателей, соблюдения разумного баланса на книжном рынке между произведениями позитивной (в плане традиций и нравственности) и негативной, отрицающей эти понятия, направленности.
У современной русской литературы есть будущее. Но только в том случае, если писатели разных поколений смогут объединиться, чтобы отстоять своё право на достойную оплату творческого труда, а государство определит свои интересы в литературе и (как минимум) составит конкуренцию издательствам-монополистам, владельцы которых (сплошь миллиардеры, в отличие от нищих авторов) живут за пределами России и меньше всего думают о том, как оплачивать труд писателей и «сеять разумное, доброе, вечное».
https://vm.ru/news/544923.html
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.