Творческие люди
Хочу рассказать о встрече в Харьковском Доме ученых, в клубе Юрия Визбора. Мое внимание привлекла женщина, которая читала стихи о Донбассе. И я решила познакомиться с ней поближе. Завязался разговор. Женщина оказалась интеллигентной, умной и приятной в общении.
— В последнее время я часто вижу Вас на различных творческих встречах. Вы харьковчанка?
— Нет, я не харьковчанка. В вашем прекрасном городе я недавно. Имею статус переселенки. Но Харьков очень люблю.
— Вы совсем не похожи на переселенку. У вас светятся глаза и в них сверкают жизнерадостные искорки. Пожалуйста, расскажите о себе.
— Я — Людмила Машковская. До войны — литератор, редактор, зам. председателя правления Луганской областной организации Межрегионального Союза писателей. Сегодня — руководитель литературного объединения «Родники Счастья», что находится в полукилометре от линии фронта. Это мой родной Донбасс. Я люблю эту землю и никогда не предам ее. Мы хлебнули горя: в 2016 г., в последний день августа, вечером попала под обстрел, прямо на улице, чудом уцелела. А искорки… Когда человек многое пережил, он умеет ценить жизнь — каждое ее мгновение!
Долгое время я жила в городе Счастье. Было все — любящий человек, с которым было тепло и спокойно, квартира, дача, машина. Все это в прошлом!
Меня спас Бог. Сегодня я здесь, на съемной квартире, и я не знаю, что нас ждет. Как и все переселенцы живу одним днем! Спасает любимое дело — редактирую материалы, что дает кусок хлеба и, главное, востребованность — приглашения в литературные студии, на творческие вечера и презентации книг, за что я бесконечно признательна Михаилу Босину, Олегу Бондарю, Анне Щербак, Людмиле Боровой, Миле Машновой и Андрею Костинскому.
— Многострадальный Донбасс — это наша общая боль! А где конкретно Вы родились?
— Родилась я в небольшом шахтерском городке Донецкой области, который так и называется — город Шахтерск, в семье потомственных шахтеров. Родители работали на шахте, более того, и мой дед, и прадед, тоже были шахтерами.
— Что более всего запомнилось из детства?
— В семье шахтера труднее всего — ждать! Взрывы, обвалы в шахтах — явления, которые уносили и сегодня продолжают уносить жизни людей. Мой дедушка так же пострадал от взрыва в шахте, в 40 лет стал инвалидом — лишился ноги.
Малейшая задержка отца на работе и мама, выйдя на улицу, с тревогой смотрела на дорогу, по которой он возвращался домой. Мама обнимала меня, и мы вместе стояли, ждали, пока на горизонте не появлялся его силуэт. Я бежала навстречу, и отец, огромный (2 метра ростом) подбрасывал меня вверх. У меня захватывало дух, я радовалась его сильным мозолистым рукам, его теплу и вечно накрашенным угольной пылью глазам, которые не отмывались. Это самое яркое впечатление, оставшееся из детства, в памяти навсегда.
— Когда в вашу жизнь пришла литература?
Я очень рано научилась читать, и меня хотели отдать в школу с 6 лет, но я была слишком мала ростом, поэтому меня не взяли. Именно в этот период мама подарила мне детскую энциклопедию, благодаря которой я, в отличие от соседских ребятишек, никогда не скучала. Для меня, ребенка, — это были первые серьезные книги, с которых я начала познавать мир. Я могла с утра до позднего вечера листать страницы, вникая в неведомые мне имена, события, даты. В свои шесть лет я помнила наизусть все столицы республик нашей многонациональной страны. В детский сад я не ходила, так как для своего возраста я была уже достаточно взрослой, ответственной и послушной, с четким пониманием хорошего и плохого. В доме была приличная библиотека. Я читала все подряд, не понимая порой смысла взрослых книг.
— Кто из классиков Вам нравился больше? И когда литература стала частью Вашей жизни?
— Всю школьную программу по литературе я изучила самостоятельно, причем, в полном объеме, а в школе ее проходили по хрестоматии в сокращенном виде. Больше других любила Лесю Украинку, Лермонтова (поэму «Демон» знала наизусть), знала наизусть почти все сказки Пушкина; а как можно не любить произведения Антона Павловича Чехова? А вот, частью моей жизни литература стала уже в пятом классе.
Проживание рядом с дымящимися терриконами не могло не отразиться на моем здоровье. Я часто болела, и вместо физической отработки в школе мне с 5-го класса поручили в библиотеке (как сегодня бы сказали) делать презентацию новых журналов — «Юность», «Работница», «Нева», «Москва». Я перед школьниками на внеклассном часе представляла публикации молодых авторов. И так — пять лет! Таким образом, и сама, не осознавая до конца, я примкнула к литературному миру, и он затягивал все глубже. Со временем я стала отличать качественные произведения от нелепых опусов графоманов.
— Людмила, где Вы учились после школы, где работали?
— Вначале был энергетический техникум. Училась, получала стипендию и тайком от родителей дважды в неделю работала в местном ВИА солисткой. Еще подрабатывала на заводе уборщицей (на полставки). Хотелось быть материально независимой.
После окончания учебы получила распределение на Луганскую ГРЭС, и, вопреки наставлениям мамы (она уже тогда на заводе имела солидную должность и могла помочь с трудоустройством), отказавшись от должности инженера, поехала на Луганщину. На Луганской ГРЭС было сложно. Выматывали ночные смены и осознание того, что от твоей работы зависит безопасность людей. Приходилось разбирать схемы мощных двигателей. Руки сбивала до крови. Коллеги, в основном мужчины, ждали, что сдамся, напишу заявление. Не сдалась! Как говорится, против характера не попрешь! Спустя полгода тайком, не сказав никому ни слова, отвезла документы в ДГУ на заочное отделение гуманитарного факультета. Потом было еще много различных должностей и даже очень высоких! Но те люди, с которыми начинала свою трудовую стезю, по сей день остались моими друзьями.
— Новый город, чужие люди. Скучаете о прошлом?
— Я смотрю на свое прошлое как на богатую наполненную жизнь. Вспоминаю его с теплом и любовью и благодарна ему за то, что оно было! Прекрасное прошлое существует теперь только в моем сознании. А сегодня… Любимый городок находится на линии фронта и там моя мама. Болит душа, и рождаются строки:
Полкилометра от войны…
Мой милый город видит сны.
В них все как прежде: люди-братья!
И смерти нет! И нет проклятья.
В полкилометре от войны…
Полкилометра от войны…
Здесь ночью — грохот канонады!
И с двух сторон летят снаряды,
И души все обнажены
В полкилометре от войны…
Полкилометра от войны –
Там зло и горе, и несчастье.
Господь, спаси наш город Счастье!
Пошли нам мирной тишины…
В полкилометре от войны…
Харьковчанам хочу сказать: «Берегите мир! Это самое ценное, что есть на свете!».
— В свою очередь, я желаю вам оптимизма и веры в светлое будущее. Будем друзьями!
С Людмилой Машковской беседовала
Инесса Протектор, член НСЖУ
Харьков
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.