ОРАНЖЕВАЯ ОТТЕПЕЛЬ

Ника ЧЕРКАШИНА


(Майдан 2004: до и после выборов)

 

Мы все связаны друг с другом, со своим временем, с прошлым и будущим пуповиной памяти. В конечном счете, память – и есть история. Недаром же говорится: «За что душа зацепилась, то и сохранилось». И пока мы живы и держим в руках перо, наш долг рассказать о своем времени все то, за что «зацепилась» наша душа. И возможно по этим разрозненным «зацепкам» будущие историки и писатели сложат мозаику нашего времени

После стольких лет «кухонных» прозрений и опасливых откровений на фоне хриплого и надрывного голоса Высоцкого тот двухмесячный предвыборный и трехмесячный после выборный Майдан 2004-2005 годов был и остается уникальным явлением. Он собрал, столкнул, расколол, смешал и объединил все многообразие эмоций, умов, вкусов и пристрастий. Разноликое волеизъявление народа впервые бурно выплеснулось открыто и добровольно.

Как известно, Украина никогда не была одновекторным государством. Все ее вожди никогда не имели однозначной ориентации. Князья сражались друг с другом за власть, привлекая на свою сторону то половцев, то татар, то янычар. Гетьманы то шли на союз с турками против поляков и литовцев, то искали защиты у России против тех, других и третьих, то приводили на свою землю шведов в надежде одолеть «клятых москалів»…

Борьба против «москалів» стала национальной манией. Какие бы зверства и бедствия не приносили на многострадальную землю татаро-монголы, турки и ляхи – сжигали дотла, угоняли в рабство, садили на кол, сдирали с живых шкуры, бундючно «величали» украинцев «песья кровь» - им все простилось. Зато «москалі» не только в анекдотах, но, кажется, уже и в генной памяти остались главным «ворогом -супостатом». Этот гвоздь кто-то упорно и методично забивает в умы уже нескольких поколений.

Но вот 1991 год!.. Развалился великий «москальский» «союз нерушимый республик свободных»!.. Украина, наконец-то, стала Незалежна!.. Узника выпустили на свободу, и все непредсказуемо сорвалось с цепей… Передел собственности во всех сферах, банды и партии всех мастей. Вседозволенность, разброд душ, разброд умов… Информационный шквал, рьяные десанты всех на свете религий и сект в наши души… Разрыв многонациональных экономических связей и раскол религии… Филарет и Владимир…Политические вакханалии… Лазаренко и Юля…смерть Гонгадзе, пленки Мельниченко…Походы голодных шахтеров в Киев за своей зарплатой…Кучма и движение «Украина без Кучмы!»…Инерция имперского сознания одних, смятение и растерянность других, азарт «вырвать все, что успеем» третьих…Анархия и беспредел… И, как упрямая трава сквозь асфальт, восстающее перекошенное национальное самосознание…

Все это было при нас и с нами! И все это выплеснулось на предвыборный Майдан 2004 года! В паруса нашей истории дул свежий ветер! Прошли одни выборы, вторые…Никто не неволил, шли сами…Мы добровольно выбирали себе лидеров и мерзли у своих оранжевых, розовых, зеленых и сине-белых палаток. Несмотря на лютый мороз, мы торчали на майданах, словно раскуренные и дымящиеся сигареты. Нам было жарко. Мы горячились, споря друг с другом. Мы скандировали до хрипоты лозунги и имена своих кумиров и тут же угощали друг друга горячим кофе и горячими шутками-прибаутками.

На каждом майдане были свои Щукари, свои Теркины и «свій дід Опанас – три карбованці із вас!» Именно они оказались самой острой и самой благородной «приправой» к политическим блюдам любого стана.

«Юля, Юля, не сдавайся!» - кричали одни. «И во всех грехах покайся!» - тут же подхватывали другие. Кто-то из сторонников Януковича зашел в палатку погреться, и сразу же «оранжевые» радостно заорали: «Москалі пішли… на мило, бо не вистачило сили!»

«Сине-белые» выкрикивали своё: «Западенцы пусть гурьбой отправляются в забой - будут уголь добывать, прославляя Юлю-мать!» «Го-го-го!» «Ха-ха-ха!»

«Янукович, ты – герой! Не сдавайся – мы с тобой!»- кричали донецкие. «Янукович ваш – герой, хоть в г---но его зарой!» - отвечали киевляне. И хохот стоял на весь Майдан.

Иногда казалось, что сюда пришли одни поэты. Откуда только брались эти молниеносные коллективные экспромты! Казалось, сам воздух был наэлектризован стихами и юмором.

Кто-то из «сине – белых» решил перекусить бутербродом с салом. И тут же приверженец «оранжевых» нашелся: «Щось кацапи тут взялись наше сало лопать!», и другой, не медля подхватил: «Бо їм пішки до Москви треба буде топать!»

Парни из Днепропетровска «грелись» самогоном и пригласили «погреться» своих соседей из Полтавы. Тут же крепенький бородач, выпуская облако пара, угостил окружающих частушкой: «Що нам Ющенко і НАТО, Янукович і Ренат – самогон свій будем гнати – батько, я і старший брат!»

Тему самогона продолжил и красноносый дедок в пятнистом бушлате не по росту. Сверкая своими глубоко посаженными глазками-бусинками, он завопил фальцетом: «Самогон – валюта наша - перевесит доллар США. Всё и всех купить мы сможем, не имея ни шиша!»

Свое мнение о США решила высказать и бойкая молодица в тулупчике и шапке-ушанке. Отбивая дробь красными сапожками, и разминая окоченевшие руки, она выдохнула вместе с облаком пара свою частушку:

«Кличуть США до свого раю…

Хай ідуть під три чорти!

То від спеки помирають,

То бомблять усі світи!»

Стоять на одном месте было холодно, и я переходила, пританцовывая, от группы к группе, от палатки к палатке. И старалась все запоминать и записывать, когда столкнулась с потрясающей парой. Он – немолодой, невысокий, но крепкий и жилистый. Вязанная черная шапочка до мохнатых бровей, полный рот железных разнокалиберных зубов, старенькая «московка», и огромный для его роста вишневый аккордеон. Что ни слово, то шутка-прибаутка, что ни тема – частушка. С ходу и с лету… Она – статная молодица с полнокровным румянцем, в цветастом платке, сбившемся на затылок. То азартно плясала, втягивая в круг всех подряд, то время от времени отбирала у мужа аккордеон и, растягивая меха, горланила частушки. Тарас Мусияка и Тамара Палий. Они, как и я, не стояли с какой-то одной партией, а ходили по Майдану и везде были уместны и желанны.

Любая фраза, любое слово, сказанное кем-то, тут же у них становились частушкою, и вырывалась из их уст горячим протуберанцем.

«Против США объединилась, чтобы важить, вся Европа.

Только нам во сне приснилась незалежна наша ж….па».

• Вы за кого? – спросила я Тамару.

- «Звідки ви, і ви за кого нас питають без упину» - тут же затянула она и подмигнула мужу.

- «Горняки з Кривого Рогу були й є за Україну!» - ни секунды, не раздумывая, подхватил Тарас.

Любое мнение, высказанное в той или иной группе, они тут же рифмовали и выдавали «на гора» с клубами пара.

 

• «Неужели мы разделим Украину пополам?

Встарь князья ее делили – и века царил бедлам!» - пели одним.

 

• «Не позволим разорвать Украину - неньку.

США хотели б превратить ее в деревеньку!»- подхватывали тему разговора других.

• «Обіцяла наша Влада нам із сиром пироги.

Все підвищувала ціни – і у нас самі борги!»- озвучували третьих.

 

Мне не пришлось стоять на Майдане в Киеве или Днепропетровске от начала и до конца. Я бывала там и там наскоками, вахтовым, так сказать, методом. И запомнила десятую, а, точнее, сотую часть того, что слышала. Записывать из-за мороза практически было невозможно. Паста в шариковых ручках застывала, а карандаш долго не удержать – замерзали руки. Потому записи оказались бессистемными. Писала все подряд, не придавая никакого значения политической окраске, просто из интереса к народному фольклору. Конечно, старалась выхватывать самые удачные пассажи. Но теперь, просматривая эти записи, даже в этой хаотичной бессистемности увидела некую закономерность. Это – меняющееся настроение людей и их отношение к происходившим событиям и к своим лидерам...

 

Сначала была эйфория

«На Майдані нашім свято -

Вільні ми, нас кличуть в НАТО.

Хай Московія сичить –

Нас Європа жити вчить!»

 

«Хай нас США не кличе в НАТО,

Ми у НАТО не підем,

Бо дорожчає з нас плата

За обіцяний Едем!»

 

«Ми Державу побудуєм

Незалежную свою.

Хай ми зараз ще бідуєм –

Завтра будем у раю!»

 

«Померанчевеє свято

Нас прославить у віках –

Це священна наша дата,

Бо в серцях здолала страх»

 

«Не забудем ми ніколи

Наше свято на Майдані –

І завзяття, і підколи,

Мрії серцю всі віддані»

 

«Є нащадкам що віддати –

Ми вже зрозуміли:

Всіх нас разом подолати –

Ма такої сили!»

 

«Ах, яке сьогодні свято - в прапорах увесь Майдан.

Від Росії і від НАТО вільні ми, бо без кайдан»

 

«Москалики, москалики наїлися сальця.

Пасують їм орлавики, тризуб нам до лиця!»

 

«Как нам Ющенко помочь победить кучмистов?

Вот у Юли бы хватило и ума и хыста!»

 

«Юля, Юлечка – краса,

Уже выпала роса.

Ты одна тут косу носишь,

Так коси, пока не скосишь!»

 

«Ой, гоп, ца-ца!

Юлі коска до лиця!

Нас багато, нас тут досить,

Янукович нас не скосить!»

 

Осколки разбитого зеркала

 

«За ідею ми стояли цілий місяць задарма.

Всі корови поздихали – подорожчали корма»

 

«Развелось у нас сегодня партий больше, чем грибов, -

Не накормишь всем народом их прожорливых зобов»

 

«Сонце вийшло із-за хмар, в небесах гуляє.

Де наш Ющенко - вівчар? Чом овець не плає?»

 

«Без согласия народа

Блок Литвин соорудил.

Блок его псевдонародный

Двум процентам только мил!»

 

«Я б пошла за Литвина,

Да он Кучме служит.

Не хочу я с ним лежать

Завтра в грязной луже!»

 

«Только Спикеру поверю, если будет им Мороз,

Сор один он разгребает и везет разбитый воз!»

 

- Что случилось вдруг с Морозом – к Януковичу припал?

- Не судите, люди, строго – Украину он спасал!

 

«На Майдані все гуде, померанчі вьються.

Померанчеві у Раді між собою бьються!»

 

«Депутаты, депутаты, мы вас видим день и ночь,

За трибуну бьетесь насмерть – воду в ступе потолочь!»

 

«Скаженіють знову ціни.

Де наука в біса ця?

Чом не виведе вакцини,

Щоб був голод до лиця?»

 

«Сонце вийшло із-за хмар – світлу світ радіє,

Тільки Рада у пітьмах – там лукавий діє!»

 

Противостояние…

 

«Третий месяц под ногами власть у нас валяется,

С Порошенко Юля власть поделить старается»

 

«Юля косу начепила

Й лізе в душу нам без мила.

Президент її не хоче,

Бо вона його мороче.

 

 

- Не к добру с утра горланит

желто-красный кочет.

Наша Юля рвется к власти –

стать премьером хочет.

 

- Стать премьером? Так была ж, кажется, недавно…

- Проводили – размечталась стать в Державе главной.

 

- Но главнее Порошенка

никогда ей не бывать:

Стал он кумом Президента,

а она, чья в бога мать?!

 

«Юля, Юля, схаменись,

Нам у вічі подивись:

Ну, не хочуть люди БЮТа,

Бо де ти, там сварка й смута»

 

«Порошенко, Порошенко – молодий, гарячий.

Куму грошики позичив і до влади скаче!»

 

«Порошенко – удалец

Шоколады лопает.

Скоро в Раду не войдет

Своей толстою…лопою!»

 

. «Померанчеві пани киданули Юлю,

І ми з носом залишились – всім скрутили дулю!»

 

«Наша Юля проиграла, хоть и перла словно танк.

Нам-то все равно, что скажет завтра Юле Приватбанк?»

 

Глубокое разочарование…

Вроде частушки и меткие характеристики в двух-трех словах, ни на что не претендуют, но в них получилось запечатлеть отношение народной массы ко всем происходящим событиям тех судьбоносных месяцев.

 

«Померанчі і блакить об*єдналися…

Нащо ж нарізно за них ми тут билися?!»

 

«Всі політики – злочинці

серце нам розкраяли,

А ми – дурні розділись

Із братами лаялись».

 

«Вот опять пришла зима без тепла в квартирах.

Наш Бюджет, как старый плед, снова в старых дырах».

 

«Честным людям не бывать,

видно, в Раде сроду:

Кто ни пробовал, привык

жить себе в угоду».

 

«Олигархам их детей черт колышет в люлях,

Обещала нашим рай послезавтра Юля».

 

«Витру сльозоньки й піду

зерно сіяти.

На Майдані про врожай

годі мріяти!»

 

- Мы пахали на волах и страну кормили,

И страна была при нас в целом мире - в силе!

- А теперь машины есть - нет для них бензина.

Нет колхозов, зато есть в Раде власть-трясина!

 

«Все було вже, все було на Майдані нашім.

Все було, та загуло, не змастивши каші»

 

«Підмалюю собі брови

і піду у Раду –

Може, зможуть депутати

дать мені пораду,

Як ся маю в світі жити

на одну зарплату?

І коли вже рай збудуєм –

може, скажуть дату?»

 

А я вигадкам раділа, як дурна намисту.

Боже, дай же нам хоть зараз розуму і хисту!»

 

Послесловие

Вот такие осколки той великой Надежды и горького разочарования... Но как можно будет когда-нибудь забыть то великое вдохновение, многоликое противостояние, и слияние невозможного?! На Майдане 2004 года была почти одна семья. И был… почти один народ. Как магнит. И сколько этот магнит не разбивай, ни дроби – хоть до атома! – в каждой точке всегда будет свой север и юг, запад и восток. А в каждой душе - не только своя, но и Та – почти созревшая тогда единая Украина!

Майдан-2004 был нашей оранжевой оттепелью. И нашим звездным часом. Потому что мы в своем разноликом противостоянии были Едины в надежде на достойное будущее! И на лютом морозе в наших душах цвела Весна! «Что объединяется, то от Бога, а что разъединяется – от лукавого» - народная мудрость, выстраданная веками…

Так какой же лукавый разделил и разделяет наших вождей? Почему и зачем они разбивают свой народ и эту выстраданную свободу, и эту, ожившую, было, землю, в каждой точке которой есть север и юг, запад и восток?!. Почему же они так и не стали для своего народа путеводной звездой? Какие уроки они усвоили?..

Любая оттепель – предвестница Весны?.. А Весна всегда приходит в мир вместе с энергиями обновления и новыми надеждами?..

Это свое эссе послала знаменитому нашему писателю Николаю Григорьевичу Тютюннику, автору трех романов в стихах, двадцати прозаических книг. Он ответил: «С улыбкой прочел. Один из моих героев из романа «Іван СІрко» сказал: «Ще, хлопці не один Майдан буде!»

ОРАНЖЕВАЯ ОТТЕПЕЛЬ. Ника Черкашина

Декабрь 2014-февраль 2015

Киев-Днепр

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.