Гений русского пейзажа

Яков Басин



Исаак Ильич Левитан (1860, мест. Кибартай Ковенской губ. – 1900, Москва) – талантливый российский художник-пейзажист. Родился в образованной, но бедной еврейской семье. Его отец, самостоятельно овладев французским и немецким языками, преподавал их в Ковно. Желая улучшить материальное положение и дать детям хорошее образование, перевез семью в Москву.

В 1871 г. старший брат Исаака, Авель, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а спустя два года туда же поступил и Исаак. Старший брат таскал его с собой на этюды, брал на всевозможные выставки и вернисажи, и, естественно, мальчик сам начал рисовать. Когда его приняли в училище, ему было всего 13 лет.

Их учителями, в числе прочих, были такие мастера живописи, как В.Перов, А.Саврасов, В.Поленов. После смерти матери и в результате серьезного заболевания отца семья оказалась в крайне бедственном положении, и улилище не только освободило братьев от оплаты за обучение, но оказывало им материальную поддержку «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве».

В 1877 г. умер от тифа отец, и для братьев и двух их младших сестер наступил период крайней нужды. В тот год Алексей Саврасов забрал Исаака из «натурного» класса В.Перова к себе, в «пейзажный» класс, и уже через пару месяцев две работы юноши появились на выставке. Итог – малая серебряная медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

2 апреля 1879 г. произошло покушение на Александра II, и появился указ, запрещающий евреям проживание в «исконно русской столице». 18-летнего Левитана выслали из Москвы, и нищий студент оказался в пригородной Салтыковке. А в конце года появился его первый подлинный шедевр – «Осенний день. Сокольники». Этой работой Левитан открыл свою уникальную серию «осенних» картин. К тому же она единственная, на которой изображен человек. Одинокую женскую фигуру на фоне пейзажа для Левитана написал его друг по училищу Николай Чехов. Картину прямо с выставки купил П.М.Третьяков для своей коллекции.

(Существует среди искусствоведов мнение, что человеческие фигуры Левитан не писал из религиозных соображений: иудаизм запрещает изображение людей, ибо они – пусть даже непроизвольно – воссоздают образ Всевышнего, который создал их по образу и подобию своему).

«Осенних» картин у Левитана более сотни, не считая этюдов. Осень вообще для многих известных художников и поэтов (вспомним Пушкина и Тютчева) была любимым временем года: неповторимые пейзажи и ласкающая погода рождали элегическое настроение, стимулирующее творчество. Левитан тоже трепетно встречал это время года. Его лучшие пейзажи изображают осень в самых ее разнообразных проявлениях. Во время учебы в художественном училище его любимые места для работы на «натуре» были в Останкине и Саввинской слободе под Звенигородом.

Но ни очевидный талант, ни участие в выставках, ни завоеванная медаль, ни факт приобретения работы Третьяковым, ни работа над декорациями для «Русалки» и «Ивана Сусанина» в театре Саввы Мамонтова – ничего не работало на Левитана. Из училища он вышел без диплома. Как писал позднее в своей повести о художнике К.Паустовский, «Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников». Серьезно навредило Левитану и поведение его педагога – А.Саврасова, всегда полупьяного, независимого и задиристого. Когда Левитан принес свою дипломную работу – копны сжатого хлеба в поле, Саврасов написал на изнанке полотна: «Большая серебряная медаль». Но картину признали не достойной медали, а в результате Левитан получил вместо диплома художника – диплом преподавателя чистописания. И вновь начались годы жестокой нужды.

В апреле 1885 г. 25-летний Левитан снял угол в глухой деревне неподалеку от Нового Иерусалима, а в соседнем селе Бабкине у друзей гостила семья Чеховых. Николай, сокурсник Левитана, познакомил его со своим братом Антоном, врачом и литератором. Антон был ровесник Исаака, и они быстро нашли общий язык. Завязались дружеские отношения, которые продолжались до конца их короткой жизни: Исаак умер в 40 лет , Антон – в 44. Чехов быстро оценил талант своего нового друга и особый характер его пейзажей, которые с легкой руки Чехова стали называться «левитанистыми». Антон оказался и тем самым врачом, который смог установить точный диагноз сердечных недомоганий Исаака, которому с детства ставили врожденный порок сердца. Это он ему поставил диагноз аневризмы аорты, и более чем кто-либо понимал, что разрыв этой аневризмы неизбежен, и произойти это может в любой момент.

Левитан очень много работал. В 1886 г. он лечился в Крыму, а по возвращении организовал выставку сразу шестидесяти пейзажей. Спустя два года состоялась самая его интересная поездка «на натуру»: на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. В компании с ним еще два художника – Алексей Степанов и Софья Кувшинникова. С Софьей Левитана связывали интимные отношения.

Красоты маленького тихого городка Плеса пленили молодых пейзажистов. Три летних сезона подряд приезжал сюда Левитан. 200 работ выполнены им за эти сезоны, и именно они принесли ему самую широкую известность. У него появились деньги, и он уже мог позволить себе посещение музеев Франции и Италии. Поводом для поездки послужило желание познакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в Париже Всемирной выставке. Как отмечал позднее близкий друг Левитана художник Нестеров, поездка придала ему «более уверенности в себе. Там, на Западе, где искусство действительно свободно, он убедился, что путь, намеченный им раньше, верен».

В 1891 г. Левитана приняли в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Но в 1892 г. Великий князь Сергей Александрович, ставший генерал-губернатором Москвы, принял решение «оградить Москву от евреев» и в 24 часа выселить их из города. Левитан как «некрещеный еврей» уезхал в провинцию. Там он написал одну из самых своих знаменитых работ – «Владимирку», дорогу, по которой гнали арестантов в Сибирь. Вернувшись после многочисленных ходатайств друзей в Москву, художник не задержался в ней надолго, и вместе с Софьей проводил много времени на усадьбах друзей, откуда привозил все новые и новые пейзажи. Во время одной из таких поездок у Левитана завязался роман с Анной Турчаниновой, принадлежавшей к семье заместителя градоначальника Санкт-Петербурга. Роман длился 6 лет, то есть до самой смерти Левитана.

Разрыв отношений с Софьей Кувшинниковой не прошел даром для легко возбудимой психики Исаака. К тому же резко ухудшилось здоровье, у него начались отеки, тяжелая одышка, для ходьбы он вынужден был пользоваться палкой. Левитан предчувствовал близкий конец. Все чаще и чаще наступали приступы хандры. Он уходил от людей, часто срывался и становился совершенно нетерпимым в обществе. Неудовлетворенность своим творчеством заставляла его соскабливать краску с уже почти готовых картин. Вместе с охотничьей собакой Вестой бесцельно бродил он с ружьем по лесам, но охота не получалась, и однажды он даже подстрелил чайку. Не помогали улучшения настроения и поездки в Австрию, Францию, Финляндию и покупки у него картин Третьяковым. В припадке депрессии дважды он пытался покончить собой, оба раза неудачно, и оба раза жизнь ему спасал доктор Антон Чехов.

С Чеховым у него отношения сложные. Писатель использовал некоторые сюжеты из жизни художника в своих произведениях: в «Попрыгунье» – подробности его связи с Софьей, в «Чайке» – историю с подстреленной птицей. Ссора длилась долго и стоила обоим много здоровья.

В 1898 г. Левитану, наконец, присвоили звание академика пейзажной живописи, и он начал преподавать в том самом училище, где ему отказали когда-то в выдаче диплома. Он мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Но времени у него уже почти не оставалось. Летом 1900 г. на Всемирной выставке в Париже экспонировались его картины, но сам он уже посетить выставку был не в состоянии. 22 июля (по старому стилю) того же года он умер.

Похоронили Исаака Левитана на старом еврейском кладбище. В мастерской осталось 40 неоконченных картин и около 300 этюдов, а в целом менее чем за четверть века Левитан написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов.

В 1901 году прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. На следующий год Авель Левитан установил памятник на могиле своего младшего брата. 22 апреля 1941 г. прах великого пейзажиста был перенесен на Новодевичье кладбище. Его могила – вблизи могилы Чехова.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.