Вячеслав Плескач
Луганская икона Богородицы – евангелие Иоанникия Луганского – воплощение Благовещенского образа.
Каждая икона–это благая весть, но только переданная не словесно, а в символах и красках.
«Образ, предназначенный для молитвы, и создается с молитвой. Но речь при этом идет не только о молитве зримой. Конечно, иконописец молится в храме и дома. Но во время работы над иконой сам его труд становится его молитвой. Об этом говорила матушка Иулиания (Соколова); об этом рассказывал на встрече, посвященной 100‑летию со дня ее рождения, архимандрит Елевферий (Диденко), ее ученик по иконописному кружку. Кружковцев интересовало, надо ли читать какие-либо молитвы — Иисусову молитву или какое-либо правило — во время работы, и наставница им ответила — не помню сейчас дословно, но смысл был таков: благоговейная работа иконописца и есть его молитва, его предстояние пред Богом» (Лариса Узлова — иконописец).
Скрещеные Руки на груди Богородицы – это Благая весть, послание… Этот образ раскрывает важнейшую грань бытия. Он очевиден и являет Воплощение Сына Божия. Верующие предполагают, что этот жест отображает судьбоносное мгновение – принятие святой вести от Ангела. В данном образе Творец присутствует незримо, к Нему обращена молитва Богоматери.
Богословской основой, отражённого иконографически евангелия (благой вести) служат библейские тексты Ветхозаветного пророка Исайи, которого повторяет Евангелие от Матфея: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), «Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:22-23). Благая Весть, провозглашенная Архангелом Гавриилом: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).
Эти слова открывают тайну Боговоплощения. От Девы земной рождается Сын Божий.
Образ Луганской Богородицы принадлежит к категории Агиосоритисса. Так называют святыни, где Пречистая Дева изображена без Сына Бога и молитвенным положением рук. Но наиболее близок он к типу иконографии Знамение. Другие его названия: Молящаяся, Оранта, Панагия.
На изображениях иконы Луганской Богородицы может отображаться вота в нижней части в виде полумесяца. А сама Богородица может изображаться в лучах света. Простой символизм тут является понятным, но есть и более глубокий, который подчеркивает природу Богородицы. Это символ указует на личность, которая превзошла свое телесное начало. Эта душа, пребывая в теле, вознеслась на иной уровень и освободилась от оков плоти. Поэтому может нести свет другим людям. Такой была и остается Богородица.
Нимб вокруг святого лика и двенадцать звезд вокруг Богоматери напоминают слова апостола:
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1).
Где в доме можно установить икону?
Протоиерей Сергий Николаев, автор многих книг и статей на православную тематику, пишет об этом так: «Особого правила нет. Но молитесь вы чаще в той комнате, в которой спите. К тому же молитва требует некоторого уединения. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). Значит, в спальне разумно иметь иконы, перед которыми вы будете читать утренние и вечерние молитвы. Если у вас есть детская комната, то в ней обязательно должна находиться икона (…) итак, пусть иконы будут в каждой комнате и в кухне.
«Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8).
Думается, что дело здесь не только в том, какая икона перед нами, но и в нас самих.»
Как и где можно размещать образ Божьей Матери?
Перед тем как установить ее на свое место, следует прочитать молитву Богородице. Икону можно размещать прямо над входной дверью дома, квартиры, и она будет смотреть в дом, а не наоборот. Выходить из дома вы будете с крестным знамением и позитивным настроем. Кроме того, считается, что молитва у этой иконы помогает обеспечить дому защиту от внешнего воздействия и тех, кто настроен враждебно по отношению к членам дома. Молитва перед ней защищает дом от воров и пожара, а также любого другого бедствия.
По словам многих христиан, после того как в доме появиться такая икона, к вам могут реже заходить некоторые знакомые. Это означает, что Богоматерь отвела этих людей от вашего жилища. Этот факт является достаточно интересным, и многие отмечают его удивительность.
Перед этим образом также молятся от внезапной смерти без святого причастия, и сохранения от всякой беды и напасти на жизненном пути.
Молитвы перед этой иконой снимают проклятия до седьмого поколения со всего рода.Тоску и уныние, а также постоянные сомнения в христианской вере.
Икона может быть полезна тем, кто имеет в доме неспокойную обстановку, постоянные ссоры и конфликты. После того, как молитва у иконы начинает звучать в доме, отмечается улучшение общей атмосферы, покой и радость всех жителей его. Те, кто страдают душевными расстройствами и депрессиями, также молятся перед святым образом, для дарования исцеления и защиты от демонских козней.
У иконы (т.е. пред ней) просят защиты, возможности сохранить семью и оградить ее от вмешательства внешних обстоятельств. Также Луганскую икону Богоматери устанавливают и хранят дома как символ крепкой любви между супругами. Молившиеся у иконы отмечали, что быстро находится решение хладных проблем. А порой они решались без видимого вмешательства, как по решению могущественной силы.
Богородица покровительствует семье и браку.
Пред иконой Её молятся: о гладком течении беременности и родов; о прекращении ссор и неурядиц; об укреплении родственных уз; о вразумлении, наставлении на верный путь; о помощи семьям, где муж и жена исповедуют разную веру. «Некоторые иконы бывают чудотворными, потому что Богу так угодно. Сила тут не в иконах, и не в людях прибегающих, а в Божией милости» (свт. Феофан, Затворник Вышенский).
«Если мы так понимаем, что только эта икона Божией Матери, а ни в коем случае не другая, помогает нам в данной беде, такой подход является не просто ошибочным — он является греховным. Это не только не христианский, но даже не религиозный — это магический подход. Это в магии определенные строгие действия или предметы, обращения к определенным духам влияют на разрешение проблемы. Религиозный подход категорически это исключает.
В нашествии на древний Новгород перед иконой Знамение молились новгородцы и получили избавление. Так уж наверняка, если потребуется помолиться о защите своего города, придут к образу Знамения молиться. Это не значит, что другой образ не помогает. Потому что не образ помогает, а Пресвятая Богородица. А с образом связано нечто, что близко нашему душевному состоянию в данный момент» (Патриарх Кирилл).
Бывают такие случаи, когда человек начал читать молитву, но у него прямо вырываются свои слова и просьбы Богородице. Тогда следует оставить молитву и сказать все то, что хочет ваша душа. Почувствовав успокоение и радость, необходимо вернутся к молитве и закончить ее. Так нужно делать каждый раз, когда возникает потребность помолиться своими словами и возблагодарить Богородицу.
О чем молятся Пресвятой Богородице пред святыней?
«Я вас, может быть, удивлю, но на самом деле это не играет никакой роли. Можно молиться любому святому, можно молитвы читать абсолютно любые. Можно молиться и своими словами. Человек болеет – «Господи, очисти мои легкие от туберкулезной палочки». Вот такая молитва, пожалуйста. Не в многословии будем услышаны, а услышаны будем настолько, насколько наше сердце откроется навстречу Богу. Вот что важно. Если наша молитва сопрягается с прославлением Бога, с покаянием. И обязательно нужно, если мы хотим у Бога что-то испросить, — обязательно нужно всем нашим обидчикам простить. Чтоб наше сердце было легкое. И тогда Господь обязательно обратит на нас внимание» (прот. Димитрий Смирнов).
Множество чудес происходит по молитвам перед святым образом. Ведется тщательная запись свидетельств. Часть случаев опубликована СМИ с указанием фамилий и фото. Среди них: исцеление трехлетнего мальчика от немоты; выздоровление ребенка от лейкемии; разрешение от бесплодия; выздоровление пациентов от тяжелых заболеваний почек; возвращение пропавших близких, в том числе похищенных детей.
На Луганской иконе Пресвятая Дева изображена в момент Благовещения. Она в молитвенном средоточии: лик светел, взгляд сочувствующий, руки скрещены под сердцем. Это жест смирения.
Подобным образом православные подходят к Святой Чаше, чтобы принять Тело и Кровь Христовы.
«Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Перед Богом за нас ходатаица.
Она являет верующим образец терпения, кротости, девственной скромности. Данный образ выражает смирение и покой, но одновременно – уверенность в Господе, готовность положиться на волю Творца.
Символизм сложенных крест-накрест рук на груди раскрывает еще один аспект Луганского образа — участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления.
Подобный жест есть на иконе Божией Матери Ахтырской, где Богородица стоит у подножия Креста со скрещенными на груди руками. Вместе с тем Она предстает во всем величии земной и небесной славы.
«Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах… Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас», к одной Богоматери она употребляет слова: «Спаси нас» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Пресвятая Дева изображена в тунике оттенков синего-голубого и коричнево-красном мафории. Это символизирует Ее совершенную чистоту и полноту перенесенной земной скорби.
Среди человечества была найдена лишь одна Непорочная Дева, способная полностью и без остатка подчинить свое существо Божией воле.
Юная Мария хорошо знала святые тексты. В душе Она прославляла Ту Деву, Которая сможет стать Матерью Спасителя. Скромность никогда не дала бы Ей подумать, что Она удостоится этой чести. Именно такой видит Православная Церковь Богородицу. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг — все это лишь тусклое, внешнее подобие духовной красоты Той, Которая оказалась достойна стать Матерью Бога.
«Дева-Матерь является единственной границей между тварным и несотворенным (Божественным) естеством; и все ведящие Бога познают и Ее — как место невместимого; и все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она — причина и бывших прежде Нее (благословений и даров человеческому роду) и Предстательница настоящих и Ходатаица вечных.
Она — начало, и источник, и корень, уготованный нам на небесах, надежды, которую да будет всем нам получить по молитвам Ее о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца, и в последние времена воплотившегося от Нее — Иисуса Христа, Господа нашего» (свт. Григорий Палама).
Говоря об Луганской иконе Богородицы, веряне вот уже более века передают из уст в уста слова Богоматери старцу Филиппу Луганскому во время Её явления ему в 1905году. Ведь обращение адресовано и поколению луганчан и пришлым след Филиппу: «… волею Сына Моего ты приведен в этот город на служение Богу и людям. С этого дня благодать и помощь моя будет пребывать с тобою. Ты будешь помогать людям, молитвами своими будешь изгонять бесов и исцелять людей. Заступничеством Моим тебя никто не тронет. А день сей явления моего граду Луганскому помни и учи всех чтить его три дня как Пасху.
О граде же сем скажу, что к концу мира наречется он Царьград-Святоград Луганский, определено ему быть городом славы Моей, небесным Царьградом. И многие люди будут промыслом моим съезжаться сюда со всех уголков Земли сами не зная зачем. Помощь Моя и благословение пребудут тогда с ними в День Судный».
Святой образ исполнен в византийской иконописной традиции, не имея аналогов в изображении во всем Православном мире.Старец Филипп часто говорил, что не знавшие его, которые будут жить позднее, прославят Луганскую икону Божией Матери, но не ту, что находилась у него и отражала все явление. А будет написана новая икона в воспоминание этого события. Также говорил: «Пройдут с иконой крестообразно через весь город. Приедут чужеземцы и поклонятся. А вы будете следом идти, петь и радоваться». Так и случилось. После смерти диакона Филиппа изображение, находившееся у него пропали. И только при Архиепископе Луганском и Старобельском Иоанникии, по его ходатайству и благословению и по просьбам верующего народа, во время Великого поста, в 1992 году, лучшим иконописцем нашего времени монахом-подвижником Псково-Печерского монастыря архимандритом Зиноном была написана Луганская икона Божией Матери.
21 декабря 2017 года, во время своего последнего в 2017 году заседания, Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил прославление для общецерковного почитания Луганскую икону Божией Матери, которая находится в Свято-Петропавловском кафедральном соборе г. Луганска. Дата празднования для чествования новопрославленной святыни в церковном календаре установлена на 31 мая / 13 июня (старый / новый стиль).
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея
Всеми́лостивая Госпоже́, Цари́це Богоро́дице, от все́х родо́в избра́нная и все́ми ро́ды небе́сными ублажа́емая! Воззри́ ми́лостиво на предстоя́щия пред свято́ю ико́ною Твое́ю лю́ди сия́, усе́рдно моля́щияся Тебе́, и сотвори́ предста́тельством Твои́м и заступле́нием у Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да никто́ же оты́дет от ме́ста сего́ то́щ упова́ния своего́ и посра́млен в наде́жде свое́й, но да прии́мет ки́йждо от Тебе́ вся́ по благо́му изволе́нию се́рдца своего́, по ну́жде и потре́бе свое́й, во спасе́ние души́ и во здра́вие те́лу.
Наипа́че же осени́ и огради́ покро́вом Твои́м, Милосе́рдная Ма́ти, Це́рковь Твою́ Святу́ю, вы́шним Твои́м благослове́нием архиере́и на́ши правосла́вныя укрепи́, ми́ром огради́, и Святе́й Твое́й Це́ркви це́лых, здра́вых, че́стных, долгоде́нствующих пра́во пра́вящих сло́во Своея́ и́стины да́руй, от все́х же ви́димых и неви́димых вра́г, со все́ми правосла́вными христиа́ны, ми́лостиво изба́ви, и во правосла́вии и тве́рдей ве́ре до конца́ веко́в непосту́пно и неизме́нно сохрани́. Призира́й благосе́рдием, Всепе́тая, и призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния на всю́ страну́ на́шу, гра́ды на́ша и гра́д се́й, и на сия́ бога́тыя Твоя́ ми́лости неоску́дно излива́й. Ты́ бо еси́ всеси́льная Помо́щница и Засту́пница все́х на́с. Приклони́ся к моли́твам и все́х ра́б Твои́х, ко святе́й ико́не Твое́й зде́ притека́ющих, услы́ши воздыха́ния и гла́сы, и́миже раби́ Твои́ мо́лятся во святе́м ме́сте се́м.
А́ще же и инове́рный, и иноплеме́нник, зде́ преходя́, помо́лится, услы́ши, чадолюби́вая Госпоже́, и сего́ человеколю́бне и ми́лостивно соде́лай, я́же к по́мощи ему́ и ко спасе́нию. Ожесточе́нныя же и разсе́янныя сердцы́ свои́ми во страна́х на́ших на пу́ть и́стины наста́ви: отпа́дшия от благочести́выя ве́ры обрати́ и па́ки святе́й Правосла́вней Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви сопричти́. В доме́х люде́й Твои́х и во бра́тии святы́я оби́тели сея́ ми́р огради́ и соблюди́, в ю́ных бра́тство и смиренному́дрие утверди́, ста́рость поддержи́, о́троки наста́ви, в во́зрасте соверше́ннем су́щия умудри́, си́рыя и вдови́цы заступи́, утесне́нныя и в ско́рбех су́щия уте́ши и охрани́, младе́нцы воспита́й, боля́щия уврачу́й, плене́нныя свободи́, огражда́ющи ны́ при́сно от вся́каго зла́ бла́гостию Твое́ю, и уте́ши ми́лостивным Твои́м посеще́нием и вся́ благоде́ющия на́м. Да́руй же, Блага́я, земли́ плодоно́сие, возду́ху благорастворе́ние и вся́, я́же на по́льзу на́шу, да́ры благовре́менныя и благопотре́бныя, всемо́щным Твои́м предста́тельством пред Всесвято́ю Живонача́льною Тро́ицею.
Пре́жде отше́дшия отцы́ и ма́тери, бра́тию и сестры́ на́ша, и вся́ от ле́т дре́вних ко святе́й ико́не Твое́й се́й припа́давшия, упоко́й в селе́ниих святы́х, в ме́сте зла́чне, в ме́сте поко́йне, иде́же не́сть печа́ль и воздыха́ние. Егда́ же приспе́ет и на́ше от жития́ сего́ отше́ствие и к ве́чной жи́зни преселе́ние, предста́ни на́м, Преблагослове́нная Де́во, и да́руй христиа́нскую кончи́ну жития́ на́шего, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну и Святы́х Та́ин прича́стну, да и в бу́дущем ве́це сподо́бимся вси́, ку́пно со все́ми святы́ми, безконе́чныя блаже́нныя жи́зни во Ца́рствии возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет сла́ва, че́сть и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.