О себе

Тедеев о своём творчестве и взглядах на жизнь

10 лет назад издательство "Азбука", анонсируя выход книги Марии Семёновой "Бусый Волк", упомянуло, что книга написана в соавторстве. И я был назван (как соавтор, хотя и не допущенный на обложку -:)) "мастером боевых единоборств" и "молодым писателем". Для меня было неожиданностью (хоть и приятной -:)), что в "Азбуке" меня считают "писателем", "мастером", да ещё и "молодым". -:)
Сам я себя ни настоящим писателем, ни мастером "единоборств" (скольких по счёту, интересно? -:)) никогда не считал.
Но всё-таки уже две книги опубликованы. Одна – "Айкидо и оружие", другая (в которой айкидо тоже присутствует -:)), в соавторстве с Марией Васильевной – "Бусый Волк". И айкидо я занимаюсь и тренирую уже лет 20.
Так что приходится признать, что мои увлечения – айкидо и писательство – в самом деле незаметно переросли в профессиональную деятельность.
Ну что ж, думаю, ничего особенно предосудительного в этом нет. -:)
Для меня эти две профессии – тренера (инструктора) и писателя – это почти одно и то же.
И желание писать, и желание тренировать, - это одно и то же стремление поделиться с другими тем, чем обладаешь сам, что интересно тебе самому. Стремление высказаться и быть услышанным. Услышанным теми, кому ты сам, а также твои мысли, чувства и знания интересны. В одном случае делишься своими знаниями (и мыслями -:)) о технике и философии боевого искусства, в другом – тоже знаниями, мыслями, мечтами, сомнениями, болью – о жизни.
Айкидо – это искусство не только (как другие боевые искусства) убивать, но, прежде всего, жить (избегая убийств), это искусство гармонии и любви, искусство ЖИЗНИ. И жизнь в свою очередь, тоже полна красоты и гармонии, волшебных проявлений АЙКИ. Жизненный опыт помогает постигать айкидо, а постижение айкидо помогает сильнее любить жизнь, острее чувствовать прекрасное и низменное в ней.
Желание тренировать и писать питается в первую очередь вовсе не меркантильными интересами. Здесь добиться хорошего заработка – крайне сложно. Ну и ладно! Добиться чего-то в жизни – вовсе не означает добиться именно материальных благ. Жизнь коротка, тратить её на погоню за деньгами неинтересно. ТУДА заработанное всё равно не возьмёшь. Важно не то, сколько ты смог заработать (т.е. сожрать -:)), а что сумел оставить после себя другим. Сумел ли, пусть хоть немного, изменить мир в лучшую сторону.
Многие люди (в том числе и хорошие писатели) считают, что литература (как и любое другое искусство, тем более "боевое" -:)) не способна изменить жизнь к лучшему. Что все сокровища мировой литературы, самые умные и добрые книги не смогли предотвратить ни одного убийства, не сделали ни одного мерзавца хоть чуточку лучше, не спасли ни одной невинной жертвы, не уменьшили моря несправедливости, жестокости, страданий.
Я не верю в это. Не хочу верить, что труд добрых и талантливых писателей совершенно бесполезен. Этого не может, не должно быть!
Конечно, наивно надеяться, что книжное Добро сможет сделать невозможным существование Зла в жизни. Но всё равно каждый НАСТОЯЩИЙ писатель верит или хотя бы надеется, что его мысли, вложенные в страницы книг, его любовь, боль, творческие терзания, душа, выворачиваемая наизнанку, повлияют на чьи-то судьбы. Из которых в какой-то мере складывается судьба всего мира.
Мария Васильевна Семёнова крайне негативно относится к идее "спасения мира". По её словам, только самые бездарные литераторы, которым вообще нечего сказать читателю, непременно отправляют своих героев "спасать мир".
Что ж, этот литературный приём – "спасение мира" отважными героями – действительно затаскан до неприличия. До тошноты. Но сама-то идея чем плоха?
И я убеждён, что хорошие писатели (как та же Семёнова) своими книгами изменяют мир, делая его добрее. А может быть – и спасая его.
Книги не смогли предотвратить Освенцим и Хиросиму. Но кто знает, каков был бы сейчас мир без книг? И был ли бы он вообще? Во всяком случае мир без книг наверняка мог бы быть только ужасным миром. А наш мир несмотря ни на что всё-таки прекрасен, и во многом это благодаря прекрасным книгам.
Кто-то из великих сказал, что после Освенцима искусство невозможно. Сказано, конечно, сильно, с огромной внутренней болью, тут и возражать вроде как кощунственно. Но искусство живёт. И люди после Освенцима, Хиросимы, Беслана нуждаются в искусстве ничуть не меньше, а гораздо больше, чем если бы наш мир был совершенен, если бы названия городов и посёлков никогда ни у кого не ассоциировались с чудовищными трагедиями.
Не верю, что книги ничего не меняют. Слово, особенно слово, произнесённое мастером, обладает огромной силой (о которой сам мастер, возможно, и не догадывается), неизбежно изменяет судьбы многих людей. Масштабы таких изменений трудно оценить, но я думаю, что они очень велики. Удивительно не то, что в мире огромное количество чудовищного зла, а то, что мир, которому по логике давно бы уже полагалось рухнуть под тяжестью этого зла, до сих пор существует! И что в мире несмотря на засилье рационального Зла немало и совершенно вроде бы иррационального, непрактичного Добра.
Говорят иногда, что книги, особенно художественные, это подмена реальности, увод от жизни, розовые очки, обезболивающий наркотик для слабаков, которым без этого наркотика очень уж страшно окунаться в суровую действительность. Не знаю… Книги действительно часто уводят в мир мечты и фантазии, но эти фантазии во многом как раз и определяют жизнь, помогают ощутить "вкус жизни", появляется стремление хоть немного подняться над собой, приблизиться к уровню полюбившихся героев.
Очень сомневаюсь, что мерзавцы мерзавцами сразу и рождаются, и что хорошие люди – хорошие "генетически". По-моему, в каждом человеке изначально намешано всякое, пополам и от Бога, и от Дьявола. А что в итоге возьмёт верх, во многом зависит от внешнего окружения, от превратностей судьбы. От воспитания (в широком смысле).
От книг, которые прочитал когда-то. Или не прочитал…
Наверное, перед большинством людей возникает иногда искушение заключить сделку с совестью. Кому подобное вовсе незнакомо – либо святые, либо законченные мерзавцы. Но таких, думаю, очень немного. А большинство реальных, не придуманных людей – существа противоречивые, и нравственный выбор оказывается для них иногда очень непрост. И в ситуации, когда человек колеблется, стоит ли ради выгоды пойти на подлость, какое в итоге он примет решение, зависит, возможно, и от того, читал он или не читал (к примеру) "Гуси-гуси" Крапивина или "Волкодава" Семёновой.
Хочется, чтобы когда-нибудь и мои книги помогли кому-то не оступиться в жизни…
"Вначале было СЛОВО…"
А потом уже – всё остальное! -:)

Дмитрий Тедеев

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.