Александр Александрович Фадеев. Молодая гвардия

Елена Сазанович
 


И все-таки ему было проще. Александру Александровичу Фадееву. Как ни дико это звучит. И все равно проще. Ему, прожившему такую непростую жизнь. Родившемуся в семье профессиональных русских революционеров. И самому ставшим убежденным революционером. Ему, воевавшему в Гражданскую войну. В Особом Коммунистическом отряде красных партизан против Колчака, в подавлении Кронштадтского мятежа. Ему, активно занимающемуся партийной деятельностью после революции. Ему, ведущему общественную литературную работу… И все равно ему было проще.
Как ни дико это звучит… Даже когда был на Ленинградском фронте. Даже когда три месяца смотрел прямо в лицо смерти. Смерти детей, смерти женщин, смерти стариков. Смерти в блокадном Ленинграде. От невозможности жить… И все-таки ему было проще. И даже взлет вверх, на литературный Олимп. И даже падение вниз - с литературного Олимпа…
И все равно ему было проще. И даже, даже смерть. Которую он выбрал для себя. Все равно, все равно проще. Как ни дико это звучит…
Он прожил пламенную жизнь. Он выбрал пламенную смерть. Но самое страшное - это когда память тушат как обычную папиросу. Ничтожные люди, которые могут затушить память. Как папиросу…
И все-таки ему было проще. Потому что мир - вообще проще. И жизнь, как ни банально звучит, очень проста. Он знал, что такое добро и зло. И только здесь проходит граница. И только здесь выдаются паспорта и визы. А остальное... Так просто.
Только поэтому Фадеев написал очень простой роман – «Молодая гвардия». Только поэтому этот простой роман до сих пор может помочь. Всем нам. Помочь не просто выжить. Но еще и понять. Где эта граница – добра и зла. И на чьей мы стороне. И за что? За что мы боремся. И за что нам все это выпало.
В каждой литературе есть своя библия. Хотя Библия неизбежно остается одна для всех...
В каждой литературе есть то, что обязательно нужно прочесть. В нашей – русской, в нашей – советской - это «Молодая гвардия». И не один священник не сможет это отрицать! И ни одна религия. Это книга – про верующих людей и про настоящую веру. И про силу духа.
Фадеев написал сильный роман. Уже потом можно говорить – талантливый или гениальный. Он написал роман, который не просто помогал и помогает жить. А жить, зная, что все равно умрешь. Многие ли понимают это? Когда все равно умрешь... А если умрешь во имя Победы?
Фадеев родился не на Украине. И не жил там. Он был просто советским писателем, который написал роман об украинском городе Краснодоне, оккупированном фашистами, о юных украинских комсомольцах, которые даже без помощи взрослых создали свою подпольную организацию. И у каждого была своя жизнь. И она была! Если бы не фашисты…
У Олега Кошевого, очень правильного и идейного, в свои юные годы знавшего, за что жить и ха что умирать... У Ульяны Громовой, умной девочки, постоянно читающей классиков… У Любы Шевцовой, мечтающей стать артисткой… У всех, всех молодогвардейцев…
Ведь все проще... Фадеев создал контрастный роман. Где есть жизнь и смерть. Есть черное и белое. Есть добро и зло. И больше – ничего… А потому молодогвардейцы ведут борьбу с фашистами. И – побеждают! Они побеждают. Комсомольцы, зверски замученные фашистами… Так что и мы обязаны победить. Мы, на которых наступают новые фашисты.
Это было настоящее поколение. Целое поколение настоящих людей. Которое не сломалось. Которое не сломали. Которое во весь рост поднялось на борьбу с врагом. Не на жизнь, а на смерть… И их борьбу венчает "Интернационал". В конце романа. В конце их жизни…
Оказывается, сложной оказалась не жизнь. И даже не смерть. Сложным оказалось всё, что после. Именно это и звучит дико. Оказывается, можно уничтожать и прошлую жизнь, и прошлую смерть. Проще говоря - память. Неизвестно, как это можно пережить. Даже после жизни… Мы переживем? Должны пережить. Даже это.

«И что бы ни делали, ни думали, ни говорили люди в этом великом потоке людского горя — шутили ли они, придремывали, кормили детей, заводили знакомства, поили лошадей у редких колодцев, — за всем этим и надо всем незримо простиралась черная тень, надвигавшаяся из-за спины, простершая крылья уже где-то на севере и на юге, распространявшаяся по степи еще быстрее, чем этот поток. И ощущение того, что они вынужденно покидают родную землю, близких людей, бегут в безвестность и что сила, бросившая эту черную тень, может настигнуть и раздавить их, — тяжестью лежало на сердце у каждого…» Черная тень. На каждого. И на маленький Краснодон. И на большую Москву. Черная тень. Как сегодня. Черная тень на сердце. Избежим ли мы ее?.. Если есть сердце - да. А если его нет - как у многих? Впрочем, этих многих не так уж и много… И это знали молодогвардейцы. Ребята, которые смогли победить смерть. И сохранить свои сердца. Навсегда. Даже если разрушают памятники. Сердце ведь не разрушишь. Даже после смерти.
У нас давно не было молодогвардейцев. У нас давно не было героев. Но государство без героев - это уже не государство. Не наше государство…
Ведь всё гораздо проще. Зло всегда преследует нас. И всегда наступает на пятки. Многие оборачиваются. И останавливаются… Добро же всегда устремляется вперед. И его еще нужно догнать. И нужно очень постараться догнать. И приложить много усилий. Чтобы догнать… Фадеев всегда устремлялся вперед. До конца. И мучился, и пытался. И не оборачивался. На зло. И не останавливался... Как и другие писатели, которые потрясли мир.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.