Александр Пушкин и эпизоды полоцкой старины

ТРОФИМОВ Анатолий Иванович (г.Новополоцк)
Историк-краевед, автор исследования «Предки А.С.Пушкина и полоцкие рюриковичи»



А.ПУШКИН, А. КУРБСКИЙ И ЭПИЗОДЫ ПОЛОЦКОЙ СТАРИНЫ

Катится, катится жизнь колесницей фатальной
Мы пассажиры на данном отрезке пути.
Игорь Тальков. Фатальная колесница.



Предлагаемое Вашему вниманию сообщение касается истории Полоцка в свете малоизвестных и иных биографических данных как гениального поэта, так и выдающегося гуманиста ХVI века, имевших, как оказалось общих предков, среди которых следует выделить «поганых» половчанок и отдельных полоцких княгинь.
Правда, вначале необходимо отметить, что непосредственно в Полоцке были не только сам А.С.Пушкин, пусть и проездом, но и восьмилетний арапчонок Ибрагим Ганнибал - будущий дед знаменитого поэта и искусный инженер, математик, фортификатор [1] . А что касается пребывания в Полоцке ещё одного из родственных предков А.С.Пушкина, князя А.М.Курбского (1528-1583), то эти эпизоды будут рассмотрены ниже.
Вместе с тем, обсуждение полученных результатов уместно начать с широкоизвестной трагедии поэта «Борис Годунов». В ней, как известно, А.С.Пушкин охарактеризовал князя Андрея Михайловича Курбского настолько нетрадиционно: «Великий ум! Муж битвы и совета!» [2], что это мнение поэта фактически не анализируется в нашей историографии.
В этой связи правомерно ещё раз обратиться к родословной этого русского князя – видного политического и военного деятеля ХУ1 века, незаурядного писателя-публициста, переводчика [3,с.559], имеющего почему-то преимущественно нелестные оценки историков. В родословной князя оказывается много примечательного как по линии отца, так и матери Курбского – Марии Михайловны Тучковой.
Родоначальником дворянского рода Тучковых, бывших в родстве с родом Пушкиных, стал боярин ХУ века Василий Борисович Морозов по прозванию Тучко (ум.1481 г.). В свою очередь дворянский род Морозовых своё начало берёт от Ивана Семёновича по прозванию Мороз, потомка в шестом колене новгородца Михаила Прушанина [4,с.137,100], столь же легендарного героя Невской битвы, как и Гаврила Олексич, правнук «мужа честного Радши», а также Яков Полочанин и их юный полководец князь Александр Ярославич, прозванный Невским.
Ещё более примечательно родословие Курбского по отцу – Михаилу Михайловичу (ум в 1546 г.), сыну Михаила Федоровича Курбского-Карамыша (погиб в 1506 г. под Казанью). Так, его предок в восьмом колене Василий Давидович Грозный, великий князь Ярославский в 1321-1345 годах, был женат на дочери Великого князя Московского Ивана 1 Даниловича Калиты Евдокии (до 1326 (?)-1342) [5,с.138,177]. Так что князь А.М.Курбский один из потомков князей Московских и, как следствие, и Полоцких князей (по бабке Ивана Калиты Александре Брячиславне, княжне Полоцкой). Но и не только их. Родственные связи деда Василия Давидовича Грозного – князя Фёдора Ростиславича Чёрного (до 1244 (?)-1299) достаточно неожиданны.
Так, женившись в 1261 году на дочери Василия Всеволодовича Ярославского (ок. 1229-1249) и соответственно праправнучке Всеволода Юрьевича Большое Гнездо Марии, можайский князь из смоленских Рюриковичей Фёдор Ростиславич стал князем Ярославским [6,с.224], а после смерти отца Ростислава Мстиславича в 1278 году смог ненадолго создать Ярославско-Смоленское княжество [5,с.39]. А вторая его поездка в Золотую Орду завершилась неожиданным браком «улусника и служебника» на влюблённой в него дочери хана Менгу-Тимура в крещении Анне [7, с.46; 6, с.224]. И именно от этого второго и параллельного брака произошли впоследствии князи Курбские. Так что Андрей Михайлович был, как и царь Иван Грозный, из довольно знатных Чингизидов, так как Менгу-Тимур (хан Орды в 1266-1282 годах), как и его младший брат Туда-Менгу (хан Орды в 1282-1287 годах) – внук хана Батыя от его второго сына Тутукана (Тукана) [ 4,с.96,136].
И если о значительной роли вышеупомянутого Ростислава Мстиславича в истории Полотчины говорить затруднительно, то с именем его отца Мстислава Давидовича (ум.в 1230г.), князя Смоленского в 1219-1230 годах, связаны такие знаменательные для Полоцка события как подписание в 1229 году торгового соглашения с Ригой от имени Смоленска, Полоцка и Витебска, а также упомянутый в летописях захват Полоцка в 1222 году смоленским войском « при князях Борисе и Глебе».
При этом довольно примечательным для судеб предков Пушкина и Курбского является то, что княживший в Витебске в 1165-1167 годах и активно «помогавший» княжить князьям в Полоцке отец Мстислава Давид Ростиславич (1140-1197) был, как известно, женат на дочери половецкого хана Билюка, которая, таким образом, входит в число общих предков и Пушкина [ 8. с.142] и князя Курбского, а также в родословие полоцких князей, поскольку Витебский князь Василько Брячиславич был женат на младшей дочери Давида Ростиславича и названный полочанки Билюковны. И не только она одна. Отец Давида Ростиславича Великий князь Киевский Ростислав Мстиславич (п.1097-1167), прозванный Набожным, был женат на дочери Олега Святославича Гориславича (ок.1055-1115) от второго брака (после 1094 года) с дочерью половецкого хана Осулука [9,с75;6,с.151], то есть на его внучке. Да и прадед то Ростислава Мстиславича Великий князь Киевский Всеволод Ярославич (1030-1093) вторым браком (после 1068 года) был женат на дочери половецкого хана Шарукана Анне (до 1057-1111).
Данный экскурс в родственные отношения предков А.С.Пушкина и князя А.М. Курбского не только выявляет обширные половецкие связи с русской княжеской знатью, но и с свидетельствует об очевидной двусмысленности «Слова о полку Игореве», пронизанного воинственным духом в отношении степей половецких, степей близких родственников.
Здесь вначале уместно отметить, что легендарное «Слово о полку Игореве» оказалось теснейшим образом связано с судьбами и Пушкина, который изучал его, и Курбского, который искал местоположение реки Каялы, отождествив её с левым притоком Дона – Медведицей [ 10.с.6 ], и с Полоцком, так как автором «Слова» как выясняется, была одна из образованнейших полочанок, княгиня «Мария сестра Брячислава» [ 11,с.40 ]. Последнее, безусловно, делает огромную честь организованной Преподобной Евфросинией Полоцкой женской духовной академии в сельце Спасское. Попутно необходимо заметить, что вопрос уточнения авторства «Слова» на основе размера углового краестрочия выходит за рамки данного сообщения и поэтому требует отдельного анализа с кардинальным пересмотром сложившейся генеалогии Полоцких Рюриковичей.
Тесная взаимосвязь судеб князя, отдельных предков гениального поэта и Полоцка просматривается и в ряде других исторических эпизодов, заметное место среди которых занимают события по взятию Полоцка в 1563 и 1579 годах.
В обоих штурмах города деятельное участие принимал князь Курбский. И в обоих случаях особых почестей не снискал. Мало того, в первом случае полуопальному князю через год с небольшим пришлось вынужденно перейти на службу от русского царя к польскому королю, а после захвата Стефаном Баторием Курбский и вовсе отказался принять участие в походе на Псков 1581 года. Очевидно, что не последнюю роль в таком решении выдающегося гуманиста стал факт чудовищного духовного и материального ограбления православного Полоцка западными «освободителями», одним из очевидцев которого оказался образованнейший русский князь. Речь здесь идёт в первую очередь о знаменитой библиотеке Полоцкой Софии. О её разграблении вскользь упомянул в 1584 году польский дипломат и историк Рейнгольд Гейденштейн, служивший секретарем у короля Стефана Батория. Жалкие крохи разграбленного книжного сокровища спустя столетия (в Х1Х-ХХв.в.) были выявлены в книжных собраниях короля Стефана Батория, Коронного Гетмана Яна Замойского и самого секретаря польского короля.
Но этими именами круг лиц « с глазами образованных людей» явно не ограничивается. К их числу необходимо добавить любимца короля Батория Каспара Бекеша [ 12, с.16-17], некоего поляка Флориана Олешко [13,с.123 ] и прибывших с Баторием иезуитов Станислава Ленчинского, Яна Аланда и Войтеха Гинциуша [ 14, с.86]. Однако, особо следует упомянуть имена из крупнейшего магнатского рода Радзивилов: Николая Юрьевича Рыжего (1512-1584), его сына Николая Николаевича (1546-1589) и Николая Христофора Сиротку (1549-1616), принявших активное участие в полоцкой компании 1579 года.
Таким образом, поиски следов библиотеки Полоцкого Софийского собора, на наш взгляд, плодотворнее всего искать среди сохранившихся частей книжных собраний западных освободителей с образованными глазами, в частности, венгра Каспара Бекеша, Полоцкой академии иезуитов (по известному замечанию Н.Н.Улащика планомерно уничтожавших следы старинной восточнославянской культуры [15, с.179 ]) и особенно польских магнатов Радзивилов. Что касается идеек о возможной причастности к разграблению полоцких книжных сокровищ русского царя Ивана Грозного, то они, и это очевидно, относятся к дилетантским спекуляциям, так как секретарь Стефана Батория зафиксировал сохранность Софийской библиотеки к моменту захвата Полоцка в 1579 года. Возможно, какие-то упоминания о данной библиотеке, а также книжных собраниях других Полоцких монастырей, особенно Иоаннопредтеченского, Бельчицкого и Спасского, имеются в поздних записках А.М.Курбского, что предполагает дополнительные исследования по затронутому вопросу.

Литература
1. Черкашина Л.А. Чёрный арап на Белой Руси// Литературная газета № 12-13 за 26.02-01.04.2008 г., с 4.
2. Пушкин А.С. Борис Годунов, сцена «Краков. Дом Вишневецкого».
3. Большая Энциклопедия: В 62 томах.Т.24.-М:ТЕРРА,2006.-592 с.
4. Ермолаев И.П. Рюриковичи. Прошлое в лицах (1Х-ХУ1 в.в.) Биографический словарь. Науч.ред.И.Н.Данилевский.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,2002.-192 с.
5. Коган В.М. История Рюриковичей. -СПб.: Издательский дом «Бельведер», «Астра-Люкс», 1994.-287 с.
6.Пчёлов Е.В.. Рюриковичи. История династии. –М:ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий»,2004.-479 с.
7. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. – М:Мысль, 1989.-286 с.
8.Трофимов А.И. Предки А.С.Пушкина и полоцкие Рюриковичи //Западная Двина (Мн.),№2 (11),2007. – с.140-149.
9.Мельников А.А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Мн.: Издание Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата, 1992.-с.74-86.
10.Рыбаков Б.А. Пётр Борисович:Поиск автора «Слова о полку Игореве». – М.: Мол.гвардия,1991.-286 с.
11. Полоцкая княжна Мария Васильковна – автор «Слова о полку Игореве»: исследования тайнописи (вст.ст. Л.Ф.Данько, А.С.Судника).-Полоцк: А.И.Судник, 2008.-53 с.- (Наследие Полоцкой земли;Вып.6).
12. Новодворский В.В. О взятии Полоцка войсками Стефана Батория в 1579 году.-Полоцк: Издатель Л.Ф.Данько,1997.-22 с.
13.Немировский Е.Л. Франциск Скорина: Жизнь и деятельность белорусского просветителя.- Мн.: Маст. літ.,1990.-597 с.
14. Без-Корнилович М.О. Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии.- Мн: «Алфавит», 1995.-357 с.
15. Улашчык М. Выбранае / М.Улашчык. Уклад. А.Каўкі і А.Улашчыка; Навук.рэд.Г.Кісялёў і В.Скалабан;Прадм. і камент А.Каўкі.-Мн.: “Беларускі кнігазбор”, 2001.-608 с.

Комментарии 2

alevtina
alevtina от 24 октября 2010 18:29
Невозможно представить, какой гигантский труд вложил автор в эти удивительные изыскания. С огромным интересом прочла материал. Благодарю автора за такой объёмный экскурс в летописный мир. Вдохновения Анатолию Трофимову для новых открытий исторических фактов. С уважением Алевтина Евсюкова
Редактор от 25 октября 2010 06:47

Да, замечательная работа. Спасибо автору.

В.С.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.