Кем, мужчинами или женщинами были Инна, Пинна и Римма - словенские святые, крещеные Андреем Первозванным в Донбассе?

Вячеслав Плескач
С 2014 года, когда против Святогорья Донбасса ополчилась легион богоборцев, народ Донбасса, на котором лежит благословение Сергия Радонежского – СТАТЬ И ВЫСТОЯТЬ ПЕРЕД ЛИЦОМ ПРЕВОСХОДЯЩЕГО ЧИСЛОМ, особо осознал, что во время эпохальных битв нет места атеистам и что плечом к плечу с защитниками Родины под покровом Богородицы стоят в Боге первые русские святые мученики. Их помощь неумалима, хоть редко нынешнее поколение помнит все их имена. Лишь о некоторых первых словенских свтых мы знаем, например, из святц, тропаря и кондака мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским:«Как ученики Первозванного вы были первозванными из славян и братию вашу просвещая светом Истины, приняли жестокую смерть от безбожного свирепого князя, окованные морозом и задавленные льдом, на реке Дунай в Скифской стране. Но как жизни свои за друзей положившие (Ин.15:13), святые Инна, Пинна и Римма, и о нас всесильные молитвы приносите, все народы славянские снова ко Христу обращая».


Воистину, жизни свои за друзей положившие (Ин.15:13), святые Инна, Пинна и Римма, и ныне о нас всесильные молитвы приносят, все народы славянские снова ко Христу обращая…И с такой поддержкой не ропщет Донбасс, зная: с нами Бог, а потому не важно – кто против нас.«Прославлять первых общенародных святых и молиться им – наш долг и честь. Святые мученики Инна, Пинна и Римма – это первый священный дар, первый плод веры наших далеких предков, который они принесли в знак своей веры и любви к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, открыв своим первомученическим подвигом начало собрания драгоценной духовной сокровищницы – великого сонма всех святых, в земле Российской просиявших». – Именно об этом, с первых дней сражения, в 2014 году взывал Николай Солнцев к православному народу - хранителю памяти о современниках Христа и Андрея Первозанного - словенских святых, положивших жизни за друзей своих.В ходе братоубийственного армагеддона Николай Солнцев своим «воззванием» обратил сердца защитников-святогорцев к родовой памяти, напомнив о тех, кто от начала стоит в первых рядах на защите рубежей Святой Руси.Кем, мужчинами или женщинами  были Инна, Пинна и Римма -  словенские святые, крещеные  Андреем Первозванным  в Донбассе?

Как повествует святитель Димитрий Ростовский, составивший знаменитые Четьи-Минеи, на холмах Святогорья апостол Андрей, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю»(Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1998 (Репр. изд. 1905 г.). Ноябрь. С. 810).Святой апостол Андрей жил в I веке нашей эры, и первым был призван Иисусом Христом к апостольскому служению, став Его первозванным учеником. Для христианской проповеди он был направлен в Вифинию, Фракию, Македонию, Ираклию и Великую Скифию. «Также, Апостол посетил с проповедью Босфорское царство, страну Абасков (Абхазия), страну Аланов (Северный Кавказ), далее он вернулся в низовье Днепра (Дона, прим. авт.), и поднимаясь вверх по реке, проповедовал живущим здесь славянам и русам».Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I в.) были учениками святого апостола Андрея. Родом они были из северной земли Великой Скифии. То есть они – Причерноморские словене-русы, жившие во времена Христа.

В книге архиепископа Сергия (Спасского) «Полный месяцеслов Востока» Родиной святых-мучеников I века названо более конкретное место – Малая Скифия. И это не «Римская и ранневизантийская провинция Малая Скифия (район современной Добруджи, Румыния), название которой появилось только в конце III – начале IV века нашей эры при императоре Диоклетиане» (Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 2. С. 370–377).

Одновременно быть непосредственными учениками апостола Андрея и жителями Малой Скифии III – IV веков невозможно. Однако, подобного рода допущения есть и они привели к попыткам отождествлять словенских святых-мучеников I века с личностями, жившими намного позже и намного дальше от мест изначального расселения словен. (См.: Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока: В 3-х т. М., 1997 (Репр. изд. 1901 г.). Т. 2. С. 19.) Архиепископ Филарет (Гумилевский), ссылаясь на труды блаженного Иеронима, высказал мнение, что святые мученики Тирс, Кириак, Геллиник – это крестильные имена святых Инны, Пинны и Риммы. Однако, по современным исследованиям мартирологических списков и комментариям И. Делеэ к Мартирологу, мученик Кириак пострадал в Никомидии, а мученики Фирс и Геллиник – в Вифинии в середине III в. (ActaSS. Nov. T. 2. Pars 2. P. 50–52) см.: Православная энциклопедия. Т. 22. С. 680.

Первых словенских святых исследователи «отсылали» и на разные территории и в разные века. Подобного рода «отсылы» не добавили определённости не только в историю происхождения словенских святых и самих словен, но и внести путаницу в понимание маршрута миссии апостола Андрея первозванного. Из-за этого даже свидетельство в «Повести временных лет» о том, что "телом апостолы были не здесь", стало поводом не для расследования – где же телом на самом деле (если не на днепровских Киевских горах ) были апостолы, но для кривотолков с целью опровержения факта миссии святителя в землях словен во времена Христа.Однако, если свидетельство о том, что Инна Римма и Пинна были родом из Малой Скифии не связано с территорией Румыниии, следовательно, оно указывает на иной регион, к которому будет справедливо указанное определение.

Например, понять смысл определения "Малая Скифия" позволяет сохранившееся до сегодня название Малая Польша. Это хорошо известное понятие обозначает Краковщину, как исторический центр Польского государства. Да, наделённый здравомыслием, архиепископ Сергий (Спасский), обозначая происхождение словенских святых первого века, очевидно, под понятием Малая Скифия имел в виду не район современной Добруджи, а центральную часть Великой Скифии, каковой, как известно, является территория Царских Скифов (Донбасс).Такое простое для понимания объяснение делает понятным и многое остальное в упомянутой книге и иных письменных свидетельствах, связанных с первыми словенскими святыми. А главное, внесённая определённость исключает обвинения, по сути, в некомпетентности, предъявленные архиепископу Сергию. Фактически, каждый, кто упрекает его в ошибочности суждений относительно словен Малой Скифии, выставляет его перед лицом всего мира как заблуждающегося относительно первых словенских святых, крещёных непосредственно основателем христианской церкви в среде словен.

Как бы то ни было, Инна, Пинна, Римма были крещены апостолом Андреем, рукоположены в священники и направлены для укрепления веры и утверждения благочестия среди греков и инородцев, проживающих в Босфорском царстве т.е. в Приазовье и части Крыма. По пути из Малой Скифии (Донбасса) в Таврию они везде проповедовали христианскую веру и крестили народ. По приказу Херсонесского князя-язычника за христианскую проповедь они были схвачены и преданы страшной казни. В западной церковной агиографической традиции сохранилось свидетельство в «Асta Sanctorum» Иакова Ворагинского о их мучинеческом подвиге в зимний период максимума мороза. (Иаков Ворагинский (лат. Jakobus de Voragine, итал. Jacopo da Varazze; ок. 1228–1298) – монах-доминиканец, итальянский духовный писатель, автор знаменитого сборника житий святых «Золотая легенда»).«О святых мучениках Инне, Пинне, Римме.Да обретут тепло чистейшие, как хрусталь, ратоборцы хлада Инна, Пинна, Римма. Они претерпели мученичество в некоей северной провинции, где были схвачены варварами-идолопоклонниками и приведены к правителю. Тот повелел, чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым и твердым бревнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твердую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии». (Асta Sanctorum. Januariis 20. 1643. Tom. 2. P. 297. Выражаем благодарность за перевод документа на русский язык Ирине Владимировне Кувшинской, старшему преподавателю кафедры древних языков исторического факультета МГУ.)
«Первоначальный текст рукописи Мученичества (вероятно, вторая половина IV в.) не сохранился; в рукописи XI века (Paris. Gr. 1488) содержится краткое извлечение из него (эпитома); также известны сказания в византийских стишных синаксарях конца X – XIII веков (см., напр.: SynCP. Col. 407; Paris. Gr. 1617; Ambros. B. 104). В заглавии эпитомы указано, что Инна, Пинна, Римма пострадали в Готии (в Минологии императора Bacилия II /кон. X – нач. XI в./ употреблено архаичное название – Скифия). Проф. Е.Е. Голубинский предположил, что Инна, Пинна и Римма пострадали в Крыму, а их мощи были перенесены в порт Алиск или Аликс, который находился на месте современной Алушты» (Православная энциклопедия. Т. 22. С. 679–680.)
Очевидно, что святые мученики Инна, Пинна, Римма имели сан епископов, так как в кондаке (гимне), посвященном им, говорится: «…христианом заступников, Царствия Божия благовестников», а такое сравнение применимо только к архиереям. «Радуйтеся, святии Инна, Пинна и Римма, страстотерпцы Христовы и первые Крестителие (!) и Небесные заступницы Земли Русской…» ( Житие святых Инны, Пинны, Риммы // http://www.liveinternet.ru/users/elatior/post 152354231/.)

В «Полном месяцеслове Востока» архиепископ Сергий (Спасский) приводит сведения из Сербского пролога XIII века, где в поучении на день памяти святых русских мучеников приводятся их имена в сербской огласовке: Енен, Пен и Нирин . (См.: Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. С. 19.) В архиве Симферополя сохранился документ под названием «Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии»: «Прошу вас, отцы всечестные, поминать на отпустах литургии, вечерни и утрени святых мучеников Инну, Пинну, Римму, ибо их надо считать крымскими святыми. Это – очень древние мученики». Этот документ подписан 30 октября 1950 года святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архиепископом Симферопольским и Крымским.К сожалению, в богослужебной практике память святых мучеников Инны, Пинны и Риммы не выражена особым богослужением, поэтому в среде церковных людей день их памяти совершенно и неоправданно забыт. И в воле Бога прославление памяти первых русских святых возродить в нашей святой Церкви.

В числе русских святых I века В.Н. Татищев называет еще и неоправданно забытых князя мученика Оскольда (Аскольда) и Глеба (Улеба), брата Святослава. Он писал: «Его же можно (Оскольда) за первого в Руси мученика почитать, как и Улеба (Глеба), брата Святослава, кои от неведения истории забыты и в святцы не внесены». (Татищев В.Н. От скифов до славян: история Российская во всей ее полноте. М., 2011. С. 54.)

В числе первых русских святых также известны священномученики Херсонесские: епископы Василий, Ефрем, Евгений, Агафадор, Елпидий, Еферий, Капитон, святой мученик Емилиан, святой великомученик Никита Стратилат Скифоготфский († 305), святой мученик Флориан Стратилат († 300).Это только малая часть известных первых русских святых, прославленных Вселенской Православной Церковью. А сколько утрачено сведений о других славяно-русских святых! Летописи, хранившие в себе столько ценного о жизни наших далеких предков, погибли в огне нашествий богоборцев.

Так считаются утраченными имена 70 словенских мучеников христианского объединения Антов в Лукоморье. В четвёртом веке они распяты готами за верность Христу – Единосущному Сыну Бога Живого. Не идентифицированы и имена распятых готами детей вождя антского Союза. Известно лишь имя самого царя Антов, дошедшее в форме Бож (Бус). Например, Бус упомянут в «Слове о полку Игореве».Анты были распяты за их стойкость в вере и верность Христу и вере отцов, когда даже Папа Римский отрёкся от Него, соблазнившись арианской ересью.Собственно, подвиг словенских святых, распятых в мае 375 года, в буквальном смысле спас Символ веры, сформулированный Первым Вселенским Собором. Подвергшийся хуле после 325 года легионом анти Христа, Символ веры по воле Бога, усердием христиан, укрепившихся в вере подвигом Божичей, был восстановлен. А за Антами в Византии на долго утвердился образ блаженного народа (рахман) и фисанитов-исповедников, неустанно и непрестанно служивших Господу в Лукоморье. Испове́дник (греч. ὁμολογητής, лат. confessor, confessoris) — особый лик святых в христианстве.

Насколько глубоко в те времена народ принял веру христианскую, можно увидеть из истории Вселенского Православия. Многие историки не уделяют должного внимания значению Скифской Церкви, епископы которой участвовали в соборных заседаниях Вселенских Соборов! В четырёхтомном издании деяний Святых Вселенских Соборов в списках епископов, участвовавших в соборных заседаниях Семи Вселенских Соборов, указаны присутствующие епископы не только Малой, но и Великой Скифии-Руси, а в списке участников VII Собора (787 г.) есть епископ Порусский (Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Казанская Духовная академия, 1996. Репр. с изд-ния 1908).В деяниях IV (451 г.) и V (553 г.) Соборов принимали самое активное участие монахи Скифии. Их деятельность поддерживали Православные епископы Востока, а также папа Римский Гормизд (+523). Более того, ревность монахов Причерноморской Скифии за чистоту Православия была настолько известна в те времена, что их при жизни почитали за исповедников! И краткий вероисповедный символ — «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен Сый…», написанный этими монахами, был любезно преподнесён в дар императору Юстиниану Великому (483–565). Император Юстиниан был словенин, его словенское имя Управда. Авторство этого символа-гимна впоследствии было приписано самому императору, и с его именем он вошёл в чин Божественной Литургии. На IV Вселенском Соборе (451 г.) решался вопрос о предоставлении Херсонесской (Скифской) Церкви автокефального управления! В память об этом «Русская Православная Церковь благоговейно творит память о деяниях святых отцов IV Вселенского Собора». Память этого события совершается 18 мая (Очерки по истории Русской Православной Церкви 988–1988 гг. Изд. Отдел Московской Патриархии, 1988. Вып. I. Кн. I. С. 6.). 

Говоря о наименовании греками жителей Лукоморья Скифами, следует напомнить, что для эллинов скифами были жители Северного Причерноморья. Сами же, например, Царские Скифы Донбасса себя называли по-словенски – Сколоты. У самых восточных словен и проповедовал апостол Андрей, чья миссия, в основом, и проходила на северо-западном Кавказе, Приазовье и в низовье Дона, названного в ряде источников Днепром.Знаменитые Отцы Церкви, а также византийские историки и хронисты в своих трудах приводят немало свидетельств, исключительных по своей значимости, в которых утверждается правда о трудах Апостола Андрея послуживших созданию самостоятельной самоуправляемой независимой Русской Православной Церкви. Их авторитетное слово является неопровержимым свидетельством того, что основателем Церкви на нашей земле был Апостол Андрей Первозванный и собравшиеся с ним во имя Христа «двое или трое» из числа не робкого десятка словен, которых во времена Христа эллины Греции называли характерным прозвищем – Россияни (Споры).Сегодня, в день памяти Иоанна Богослова, мы с вами размышляем над его знамением – Откровением, символизм которого приобретает особую ясность и определённость каждую тысячу лет. Его понимание, позволяет и далее жить с божьей помощью, нести Слово, записывая новые страницы жизни русскими письменами старанием словенских святителей Кирилла и Методия, роль которых в окружённом граде чтима не только в майские дни.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.