Далевские вечера, мемориал и музей имени В.И. Даля – дань памяти Луганского врача Юрия Ененко
Так написала
Доктор медицинских наук, профессор
БЕСПОЛУДИНА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА
Заведовала кафедрой социальной медицины, организации и экономики здравоохранения Луганского государственного медицинского университета.
Участие в других общественных организациях: председатель комиссии по проблемам медицинской этики и права Луганской областной медицинской ассоциации; Зам. председателя Луганского областного научного общества организаторов здравоохранения; Председатель Луганского врачебного общества; Член комиссии по проблемам экологии и здравоохранения Луганской областной общественной коллегии; Член Республиканского комитета Красного Креста; Председатель женского совета Луганского государственного медицинского университета; Член Луганского городского совета женщин; Член корреспондент Петровской академии наук и искусств; Член Президиума Международной конференции историков медицины с 1992 г. (Москва). Ушла из жизни в июне 2011 года.
ЭТО ОНА НАПИСАЛА:
Далевские вечера, мемориал и музей имени В.И. Даля – дань памяти Луганского врача Юрия Ененко
Первые встречи Юрия Ененко с наследием именитого земляка состоялись еще в студенческие годы, когда будущий далевед вместе со своим научным руководителем, заведующим кафедрой медицинского университета, доцентом В.В. Нестайко стал пытливо исследовать истоки исполинского гения Казака Луганского. Эти встречи продолжались всю жизнь, итогом стала художественно-документальная повесть «Слово про Козака Луганського».
Жизненное кредо Владимира Даля «Не слыть, а быть!» определило и характер врача Ю.Ененко. С 1968 года, через 120 лет после того, как в 1848 году Даль погасил свечку на своем последнем четверге в Петербурге, Далевские четверги Ю.Ененко со своими земляками возродил на его родине — в Луганске, в онкологическом диспансере, где он работал после окончания Луганского медицинского университета.
Целью первых Далевских четвергов в Луганске было изучение разных сторон деятельности нашего земляка-академика; собирались материалы о тех людях, которые были близки Далю. Появилась мечта о создании около домика Даля сквера — мемориала, где на небольшой площади перед домиком был бы скульптурный портрет В.И. Даля, а вдоль дорожек сквера луганские скульпторы установили бы портреты деятелей культуры, искусства и науки, которые имели отношение к Луганщине, например, портрет Гаршина, который родился в Старобельске, Чехова, который отдыхал в Антраците, и т.д.
В своей статье «Слово про Даля» (1968 г.) Ю.Ененко подчеркивает, что медицинское образование определило его интерес к другим естественным наукам: он был организатором Оренбургского зоологического музея, составителем и редактором учебников ботаники и зоологии, членом-основателем Российского географического общества; будучи одним из популярнейших писателей XIX века, Даль является начинателем так называемого физиологического очерка, положившего начало описанию быта «маленького человека». В своей статье Ю.Ененко подчеркивает, что многогранная одаренность В. Даля объединялась с наблюдательностью, глубоким чувством юмора, чудесными душевными качествами: добротой, искренностью и бескорыстием, что всегда притягивало к нему людей передовой мысли.
При своей предельной ответственности он не способен был ужиться со «страшными злоупотреблениями и несправедливостью», — вспоминал товарищ В.Даля по морскому корпусу декабрист Д.И. Залишин. Это заставило Даля, человека, не имевшего средств к существованию, переходить со службы на службу в разных ведомствах Оренбурга (1838-1841), Петербурга (1841-1849), Нижнего Новгорода (1849-1859). Однако, где бы он ни служил, — пишет Ю.Ененко, — и какие бы высокие посты ни занимал, всегда его деятельность отличалась чувством высокого гражданского долга. Работая управляющим нижнегородской удельной конторой, он всегда внимательно относился к потребностям крестьян и по возможности помогал им. За это его и называли «правдивым Далем».
Бескомпромиссность В.И. Даля звучала и в его письме нижегородскому генерал-губернатору: «...Чиновники Ваши и полиция делают, что захотят, любимчики и опричники не судимы. Своеволие и беззаконие господствуют нахально и открыто. В таких руках закон — дышло, куда хочешь, туда и повернешь.... Вот почему прямым, честным и ответственным людям служить невозможно».
Данное письмо В.И. Даля напоминает такой же бескомпромиссный рапорт врача Луганского литейного завода Ивана Матвеевича Даля о тяжелых условиях труда и быта работников угольных рудников.
Судьба неоднократно объединяла жизненные линии В. Даля и Т. Шевченко. В. Даль помогал своему украинскому другу преодолевать жизненные невзгоды. Встречи Кобзаря и Казака Луганского показывают нежную и ответственную любовь В. Даля к Украине.
В.И. Даль, посещая литературные пятницы Е. Гребинки, отстаивал право украинского народа иметь свою литературу: «По мне не только можно заниматься ею для развлечения, необходимо изучать ее... Всякому на то свою воля, но судя по справедливости, нет причины, чтобы не принять краткие, ясные и выразительные высказывания земляков моих».
Земляками своими Даль называл наших пращуров — луганчан, для которых, по утверждению самого Даля, украинский язык был родным. В письме Г.Основяненко Даль высказал высокую оценку содержания украинских сказок: «Золото, чистое, ненаглядное золото получил от вас в подарок».
21 июня 1844 г. В.Даль из Полтавской области писал супруге: «...я охотно стал вновь разговаривать этим чудесным языком». Наблюдая быт украинского народа, прислушиваясь к прекрасным песням, он значительно обогатил свои записи, что подтолкнуло его к мысли о необходимости и украинского словаря. В.Даль всегда был желанным автором многих украинских литературных журналов, неоднократно обращался к первому ректору Киевского университета М.А. Максимовичу с предложением об издании украинского словаря [4]. Пребывая в Нижнем Новгороде, В. Даль продолжал переписываться с М.А.Максимовичем, которому сообщал о продолжении работы над украинским словарем. И наряду с тем не прекращалась его работа над своим любимым детищем — Словарем великого живого русского языка.
В 1984г. врач и писатель Ю. Ененко, директор музея В. Даля на общественных началах, на страницах областной газеты, описывая план создания музея, отмечает, что в 1983 году правнучка В.И. Даля Ольга Владимировна Станишева, проживающая в Москве, передала будущему музею пианино семьи Даля, а также ряд документов и фотографий из семейного архива
С идеей создания музея В.И. Даля на его родине выступил Ю. Ененко в газете « Советская культура» в 1986г. [12]. Он отметил, что силами энтузиастов составлен тематико-экспозиционный план музея, ведутся поиски архивных документов, создаются художественные полотна, Юрий Алексеевич подчеркивал, что отображение жизни В.И. Даля требует участия в создании музейной экспозиции видных деятелей науки и культуры, работников профильных институтов, Академии наук СССР и Украины.
В статье ощутим характер, сродни характеру В. Даля — открытость, требовательность, честность и искренность. «Помню заверения руководящих товарищей из Союза художников СССР и республиканской организации этого союза: дескать, вы, братцы, только начните музей, а мы уж там подмогнем, навалимся. Оформим всё что потребуется. И вот музей "почти родился, но никто, кроме нескольких членов Ворошиловградской организации Союза художников Украины, ничего для него не сделал! «...В музее необходимо иметь все прижизненные издания научных и литературных произведений Владимира Ивановича Даля, собрать периодику с его страстными статьями». «....Даль — то у нас один, его славная жизнь и творческое наследие и посейчас служат всей стране».
Г.В. Бесполудина (Луганск)
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.