Как современен Пушкин сегодня, когда русский человек, в поисках пути, устремляет свой взор к истокам и образцам исканий восхождения в Православии. Два века назад Пушкин перед смертью, в 1836 г. напечатал в своём журнале «Современник» статью «Собрание сочинений Георгия Конисского, Архиепископа Белорусского, изд. протоиереем Иоанном Григоровичем. СПб., 1835», в которой приводит слова Конисского:
«Душа безсмертная, от бренного тела, как птица из растерзанной сети, весело излетевши, воспаряет в рай Богонасаждённый, где вечно цветёт древо жизни, где жилище Самому Христу и Избранным Его.
Телеса наши, в гробах согнившие и в прах рассыпавшиеся, возникнут от земли, как трава весною, и по соединении с душами восстанут, и укажутся всему небу, пред очами Ангелов и человеков, пред очами предков наших и потомков, одни яко пшеница, другие яко плевелы, ожидая серпов Ангельских, и того места, которое назначено, особо для пшеницы, и особо для плевел…
Особое чудо миру и печать истины Евангельской есть страдальческая смерть посланников-победителей. Но посмотри, что с сими убиенными последовало? Цари персть их почитают и, отложив порфиру и венец, благоговейно преклоняют колена пред гробами их…
Радость плотская ограничивается наслаждением: по мере как затихает весёлый гудок, затихает и весёлость. Но радость духовная есть радость вечная; она не умаляется в бедах, не кончается при смерти, но переходит и по ту сторону гроба».
Телеса наши, в гробах согнившие и в прах рассыпавшиеся, возникнут от земли, как трава весною, и по соединении с душами восстанут, и укажутся всему небу, пред очами Ангелов и человеков, пред очами предков наших и потомков, одни яко пшеница, другие яко плевелы, ожидая серпов Ангельских, и того места, которое назначено, особо для пшеницы, и особо для плевел…
Особое чудо миру и печать истины Евангельской есть страдальческая смерть посланников-победителей. Но посмотри, что с сими убиенными последовало? Цари персть их почитают и, отложив порфиру и венец, благоговейно преклоняют колена пред гробами их…
Радость плотская ограничивается наслаждением: по мере как затихает весёлый гудок, затихает и весёлость. Но радость духовная есть радость вечная; она не умаляется в бедах, не кончается при смерти, но переходит и по ту сторону гроба».
Истинно русский православный поэт, он В поэме «Полтава» (песнь 2) обращается к потомкам:
"Мой вождь под знаменем Креста,
Грехов могущий разрешитель,
Духовной скорби врач, служитель
За нас распятого Христа,
Его святую Кровь и Тело
Принёсший мне, да укреплюсь,
Да приступлю ко смерти смело
И жизни вечной приобщусь!"
Грехов могущий разрешитель,
Духовной скорби врач, служитель
За нас распятого Христа,
Его святую Кровь и Тело
Принёсший мне, да укреплюсь,
Да приступлю ко смерти смело
И жизни вечной приобщусь!"
Домашний врач Пушкиных И.Т. Спасский вспоминал о причащении Пушкина накануне смерти:
«В 8 часов вечера …прибыл и священник. Он скоро отправил церковную требу: больной исповедался и причастился святых тайн».
После этого священник сказал: «Я стар, мне уже недолго жить... Я для себя самого желаю такого конца, какой он имел»...
Глинка рассказывал, как застал сотоварища с Евангелием в руках, причем Пушкин сказал ему:
"Вот единственная книга в мире; в ней всё есть".
И на замечание: "Уверяют, что вы неверующий". Он расхохотался и сказал, пожимая плечами: "Значит, они меня считают совершенным кретином"
".
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.