Участь «пятой колонны» в истории Крыма XV века и ныне.

Вячеслав ПЛЕСКАЧ

1475 год. Экспедиционный корпус турок-османов под командованием великого визиря Гедик Ахмед Паши по приказу султана Мехмед II Фатиха был отправлен в Крым. В море вышло 180 больших галер, 8 малых, 170 грузовых судов и 120 судов для перевозки лошадей. Численность экспедиционного корпуса по разным источникам составляла от 40 до 70 тысяч человек.
До этого в 1453 году турками был взят штурмом Константинополь, во время которого погиб император Константин XI Палеолог. В 1461 году пал Трапезунд, Давид Комнин – последний легитимный византийский император – был взят в плен, а через два года казнен.
После этого князь Исайко, правитель княжества Феодоро, одноименная столица которого располагалась на плато Мангуп, принял на себя императорский титул – автократор (самодержец). Это было большое бремя, которое не давало политических и экономических преференций, особенно с учетом надвигавшейся опасности, но возлагало большую ответственность. Это означало, что Византийская империя формально еще продолжала существовать, а император нес бремя катехона (удерживающего).
В восточном христианском мировоззрении Византийская империя была воплощением тысячелетнего царства, на православных подданных которого, находящихся под защитой царской власти, не распространялась власть «князя мира сего». В духовном, сакральном плане между небесным божественным миром и преисподней находилась область благодатной свободы, защищенная от сил зла и изъятая из власти сатаны.Но с окончанием этого тысячелетнего периода должен был восстать «князь тьмы», после чего должен наступить конец света. Поэтому в сознании многих гибель Византийской империи была равнозначна «концу света». Но этого не произошло, так как де –факто, пала не пала. Не были еще уничтожены корни, исток Византии.
Двуглавый орел – один из древнейших символов, который в Византии приобрел значение союза духовной и светской власти, с начала XV века при князе Алексее становится гербом правителей славянского княжества Феодоро. Со времени последних Комнинов он превратился в отличительный знак принадлежности к императорскому двору, а императоры из династии Палеологов приняли его в качестве родового герба.
Турки уже не единожды делали попытку уничтожить «Крымскую Византию». Свою экспансию они оправдывали тем, что они, являясь наследниками великой Византийской империи, пока существуют прямые государства и династии - наследники, не подвластные им, не могут стать легитимными преемниками Византии.
Турки подготовили свою операцию не только в военном смысле, они собрали огромную армию и на кораблях отправили ее к северному побережью Черного моря. Также они провели дипломатическую работу и успешно использовали "пятую колону" для достижения своих целей.
На том момент основные силы, которые им противостояли в Крыму, – это Крымское ханство, княжество Феодоро и колонии Генуэзской республики. Между ханством и княжеством существовали тесные дружественные отношения, подкрепленные династическими браками, а владетели колоний после долгих лет вражды и военных действий перед надвигавшейся турецкой угрозой были вынуждены стать их союзниками.
Все предыдущие попытки для турок заканчивались неудачно, они встречали серьезное сопротивление со стороны уже объединившихся государств. Взять крепости штурмом не удавалось, поэтому они ограничивались разбоем и грабежом на побережье, не рискуя продвигаться вглубь полуострова.
Но все изменилось перед походом 1475 года. В результате деятельности турецких эмиссаров на полуострове прошла череда переворотов. Хан Менгли Герей – основатель династии независимого от Золотой Орды ханства, был свергнут представителями протурецкой партии и вынужден искать убежище у своих родственников на Мангупе. А генуэзцы, видя, что антитурецкая коалиция, в которую входили и страны Восточной Европы, распалась, не смогли или не решились оказать достойного сопротивления турецкой армии.
31 мая турецкая флотилия встала на рейде города Кафы – резиденции генуэзских консулов. Со 2 по 4 июня артиллерия пробила брешь в первой линии крепостных стен, а уже 6 июня, не исчерпав всех возможностей обороны, защитники Кафы сдалась. Если раньше они могли рассчитывать на помощь татарской конницы и феодоритских воинов, то теперь им надеяться было не на кого. Турки вошли в город и учинили там страшную резню. Остатки генуэзцев искали убежища на Мангупе.
Кстати, стоит отметить такой факт. Король Польши Казимир отправил на помощь в Кафу отряд казаков накануне турецкого вторжения. Но еще по дороге они начали заниматься грабежами, и были перебиты отрядами самообороны из местного населения.
Примерно такой же переворот, как и в Крымском ханстве, произошел в столице княжества Феодоро. Законный правитель был отстранен, а власть захватили представители протурецкой партии. История не сохранила имени их предводителя - техура (правителя), но когда турки подошли к столице, по его приказу были открыты ворота крепости, и он в сопровождении своих приближенных выехал встречать новых хозяев.
Тем временем в столице Феодоро произошли события, которые коренным образом повлияли на дальнейшую историю. Нужно сказать, что скорее всего отстраненным правителем княжества был князь Исайко, а незадолго до высадки турок на полуостров из Валахии в сопровождении трехсот всадников прибыл его племянник Александр, который до этого сопровождал дочь Исайки Марию, которая стала женой молдавского деспота Стефана Великого. Александр наверняка принимал активное участие в антитурецкой компании молдавского правителя, когда 10 января 1475 года в битве у Вислуя наголову были разбиты турецкие войска.
Князь Александр затворил ворота крепости перед турками и выехавшему их встречать правителем, и возглавил оборону крепости. Сколько не призывал техур (правитель) открыть ворота и сдаться на милость победителя, защитники оставались непреклонными.
На тот момент внутри крепости находилось около 15 тысяч жителей и 1,5 тысячи воинов. Оборона длилась долгих полгода. На стороне защитников были высокие стены и обрывистые склоны. Плато, на котором расположен Мангуп, ограничено скалистыми обрывами 20 — 40 метров высотой, местами до 70 метров. С северной стороны, где склон горы прорезан тремя глубокими оврагами, проходила первая оборонительная стена с башнями, построенная в ранневизантийский период. Второй пояс обороны, построенный по последнему слову военной инженерии, прикрывал застроенную часть плато, а на самом восточном мысе, который сейчас называется Тышкли-Бурун (Дырявый мыс), находилась мощная цитадель, которая одновременно служила резиденцией правителей княжества. Не смотря на то, что плато (общая площадь около 90 га) на 250 метров возвышается над окружающими долинами, на нем находится три источника питьевой воды.
На стороне турок – превосходящие силы и наличие огнестрельного оружия – пушки. Одну позицию они оборудовали на южном склоне, вторую – на северо-восточном. С южной стороны добиться ощутимых успехов от применения огнестрельного оружия им и не удалось. Пушки располагались на расстоянии 250-300 метров (прицельная дальность на тот период составляла 200 метров при общей дальнобойности 800 метров и выше) и стрельба велась под углом почти в 45 градусов, что значительно снижало эффективность применения артиллерии. Пробить в этом месте крепостную стену им так и не удалось. Но обстрел велся не только гранитными ядрами, предназначенными для разрушения, но и мраморными, осколки которые наносили значительный ущерб защитникам, которые находились на стене.
С северо-востока позиция для турецкой артиллерии была более выгодная. Им удалось закрепиться на противоположной стороне оврага на расстоянии не более 200 метров. Турки разрушили крепостную стену, под ее завалами уже в наше время археологи нашли останки защитников, но попасть в город не смогли. Феодориты не только мужественно защищались, но по ночам восстанавливали то, что было разрушено при обстреле.
Осада длилась шесть месяцев с июня по декабрь. Турки так и не смогли сломить сопротивление защитников. Через полгода они решили прекратить штурм, так как несли большие потери и расходы. По одной версии, они собирались отвести основные силы, но оставить часть войск для продолжения осады. По другой – они прибегли к военной хитрости и сымитировали отход своих войск, но оставили засаду.
В дальнейшем события развивались примерно так. Князь, скорее всего это был Александр, вышел «на охоту», то есть он со своими воинами совершил вылазку для разведки и для пополнения запасов провизии, но попал в засаду. Его схватили, а преследователи ворвались в крепость вслед за отступавшими через городские ворота. По другой версии, в городе, оставшимся без предводителя, опять произошла смута, и власть захватили сторонники протурецкой партии, которые и открыли ворота.
Таким образом, турки попали внутрь крепости. Тогда оставшиеся в живых и способные к сопротивлению заперлись внутри цитадели. Они продолжали обороняться, археологи нашли остатки кострища со следами того, как из гвоздей защитники делали наконечники стрел. Но турки подтянули пушки, установили их напротив ворот и с близкого расстояния пробили брешь. Осада крепости закончилась.
По традициям того времени, если крепость сдавалась без боя, то население могло рассчитывать на нисхождение, но выплачивало контрибуцию. Если крепость брали штурмом, то вырезали не только защитников, но и население. В данном случае целью турок было не получение отступных, а подчинение независимого княжества, которое продолжало жить по законам римского права и исповедовать ортодоксальное православие восточного образца – продолжало быть Византией.
После взятия столицы Феодоро, в плен попали князья Исайко, Александр, а также члены их семей. Пленен был и хан Менгли-Герей. Всех их отправили в Константинополь – новую столицу османской империи. Судя по сохранившимся историческим источникам султан Мехмед делал знатным пленникам одинаковые предложение: признать его власть, т.е. стать зависимым вассалом, в обмен на это он обещал сохранить жизнь и отправить обратно править своим уделом. С этой стороны, т.е. политической, все было ясно, признал себя и своих подданных людьми зависимыми, присягнул на верность новому хозяину и отправился домой на родину выполнять его распоряжения. Вот только в духовном плане Мехмет не отличался толерантностью, и не относился благосклонно к вероисповеданиям отличным от ислама.
Развязка была такова, Мегли-Герей вернулся в Крым и продолжил править своим ханством, но все значимые вопросы, в том числе и назначение нового хана, теперь решались в Истанбуле. Города Крыма, принадлежавшие генуэзцам и феодоритам, отошли непосредственно к туркам, в том числе и Балаклава. Поэтому здесь, как и в современном Стамбуле, есть район с названием Кадыковка (Кадыкёй) – «деревня, поселение судьи».
Князья Исайко и Александр отказались быть вероотступниками, и их казнили. Так они стали святыми мучениками и навсегда были причислены православной церковью к небесному воинству Царя-Вседержителя. С другими членами семейства распорядились следующим образом, женщины попали в гарем, а малолетних отроков насильственно заставили принять мусульманство.
Кстати, по возвращению визирь Гедик-Ахмед-паша был казнен по приказу султана, якобы за то, что во время штурма Мангупа был перебит весь янычарский корпус, турецкий путешественник Эвлия Челеби писал о семи тысячах погибших янычар.
Итак, южные пределы славянской Византии пали, и казалось бы Турки стали законными наследниками Византии. Ан нет. По воле Бога, Москва стала Третьим Римом. Обескураженный мир вдруг увидел в Москве не только Византийский трон и двуглавого орла, но и продолжателей рода Палеологов. Оплот Бога.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.