«Тракторист» с лицом князя Болконского.

Станислав МИНАКОВ

Фильмы с участием этого выдающегося актера и сейчас можно пересматривать бесконечно, с неизменным удовольствием. Согласимся с режиссером С. Соловьевым: «Аристократизм красоты русского характера в Тихонове живет естественно. Для этого ему не нужно никаких усилий, это и есть он сам».
Красивое и умное лицо Народного артиста СССР Вячеслава Васильевича Тихонова стало символом содержательности, глубины, обаяния, тонкости и интеллигентности для всех советских кинозрителей, не взирая на возраст, ранги, место жительства. Он сыграл десятки ролей в кино, и почти все положительные!

Уже в трактористе Матвее Морозове в фильме «Дело было в Пенькове» (1958, по прозе С. Антонова) пробивался не только облик павлово-посадского уроженца, каковым был В. Тихонов, родившийся 8 февраля 1928 г., но и угадывался будущий аристократизм князя Болконского. Памятно и пение Тихонова под гармошечку в «Пенькове»: «От людей на деревне не спрятаться» (стихи Н. Доризо). До сих пор из этого фильма широко поется в народе и песня «Огней так много золотых». 
К слову, в годы войны Слава Тихонов учился в ремесленном училище, работал на военном заводе. И лишь потом поступил во ВГИК, который окончил в 1950 году, и попал в Театр киноактера.
Лента «Дело было в Пенькове» не была дебютной, но это первая картина Станислава Ростоцкого, ставшая всенародно любимой. И Вячеслав Тихонов, уже известный по «Молодой гвардии» С. Герасимова (1948), с «Пеньковым» укоренился в сердцах советских зрителей. Чтобы уже никогда их не покидать. Потом он запомнится в «Майских звездах» (1959) и «На семи ветрах» (1962) Ростоцкого, однако более всего памятны зрителям его главные роли в двух других шедеврах этого режиссера – «Доживем до понедельника» (1968), а также «Белый Бим, Черное Ухо» (1977). Эти режиссерско-актерские узы отразятся потом в фильме Ростоцкого о Тихонове «Профессия – киноактер» (1979), своеобразном благодарном приношении дара другу, помогавшему режиссеру воплощать в жизнь его кинематографический язык, его идеи. Ростоцкий считал Тихонова своим талисманом и старался снимать везде, где мог.

В. Тихонов на съемках «Белого Бима»
Весьма трогательный, порой невыносимый для слабых нервов фильм о собаке по повести воронежца Г. Троепольского «Белый Бим, Черное ухо» (1977) предвосхитил многие нынешние кинопроизведения о взаимоотношениях человека и прирученных им питомцев. Белый Бим Ростоцкого – это Хатико середины 1970-х. 
А в ранней ленте «Майские звезды», об освобождении советскими войсками Чехословакии, в одной из четырех новелл рассказывается о случае в пражском предместье – история пронзительной влюбленности русского лейтенанта Андрея Рукавичкина (роль В. Тихонова) и чешской девушки Евы: их встреча, увы, никогда не повторится, потому что домашний адрес был написан всего лишь сиюминутным мелом на доске.

В. Тихонов в фильме «Майские звезды»
Спев однажды, Тихонов продолжал петь в других картинах С. Ростоцкого, который почти всегда работал с замечательным композитором Кириллом Молчановым, практически неизменно с ним. Лирический молчановский мелодизм абсолютно адекватно совпадал с человеческим и творческим посылом Ростоцкого. В значительной мере все это воплощалось негромким, доверительным, задушевным тихоновским баритоном.
Из фильма «Доживем до понедельника» больше помнят лейтмотивную и щемящую «Журавлиную песню» («Может быть, пора угомониться», на стихи сценариста Г. Полонского). Но почему-то мало вспоминают подлинный шедевр на стихи Н. Заболоцкого «Иволга» («В этой роще березовой»), прозвучавший в исполнении В. Тихонова. 
Вячеслав Тихонов – Иволга
Кто-то назвал «Доживем до понедельника» (1968, главная премия Московского кинофестиваля 1969 г., Государственная премия СССР за 1970 г.) бриллиантом советской кинематографии. Ростоцкий считал фильм своим лучшим. Интересно, что чуть ли не впервые «интеллигентное» кино вовлекло в проблематику жизни души широчайшее население СССР, вызвав воистину всесоюзную общественную дискуссию. Верно подмечено: фраза «Счастье – это когда тебя понимают» стала не просто крылатой, а на долгие годы – обязательной темой для школьных сочинений. «Отстаивание достоинства любого человека, будь это любимый всеми учитель или никем не замечаемый ученик, негромкий пафос беззаветного и самоотреченного служения делу – все это превращает эту картину в ключевую не только в биографии постановщика, но и в истории отечественного кино…» – справедливо писала критика.

Афиша к фильму «Доживем до понедельника»
Ну и, конечно же, в фильме весьма значимы облик и сущность учителя истории, к тому же героя-фронтовика, Ильи Семеновича Мельникова, убедительно воплощенные актером Тихоновым. Режиссер Марк Захаров как-то заметил: «Притвориться можно кем угодно, но нельзя притвориться интеллигентным человеком. Вячеслав Васильевич для меня – человек высшего смысла, интеллигент самого высокого полета».
Тихонов спел и молчановский вальс на стихи А. Галича в фильме «На семи ветрах». 
Эти песни, шагнувшие к нам с экрана из полюбившихся картин Ростоцкого, стали нашей самодостаточной культурной, если не сказать ментальной ценностью, за что – отдельные благодарности и режиссеру, и композитору К. Молчанову, и авторам текстов.
Мы признательны кинорежиссеру Бондарчуку за его «визитную карточку», снимавшуюся три года (1965–1967), великую русскую киноэпопею «Война и мир». Пути искусства, зрительского восхищения, актерских удач-неудач неисповедимы. Это теперь мы считаем, что воплощенный Вячеславом Тихоновым князь Андрей Болконский в оскароносном фильме стал для нас символом русского аристократизма, а ведь Бондарчук Тихонова на эту роль брать не хотел, а видел в роли Болконского Стриженова! Из воспоминаний Тихонова следует, что он и сам не любил эту роль! Тем не менее, артист говорил многие-многие годы спустя: «И вот он сейчас мне является – Андрей Болконский – очень часто ночами, раздумываешь и не можешь заснуть… Это вообще болезнь актерская, когда мы несколько раз потом проигрываем какие-то роли, которые в тебе засели, и которым ты отдал много, много чего-то дорогого».

Кадр из фильма «Война и мир»
Грандиозное общественное впечатление произвел созданный актером образ советского разведчика Исаева-Штирлица в 12-серийном телефильме Т. Лиозновой по роману Ю. Семенова «17 мгновений весны» (съемки 1969–1971 гг., показ 1973 г.).
Посмотрим заставивший телезрителей сглатывать слезы фрагмент со встречей разведчика со своей супругой в кафе «Элефант». Внятно ложатся на эти кадры слова поэта Р. Рождественского «Я прошу, хоть ненадолго…», усиленные великой музыкой М. Таривердиева.
Где-то далеко: Штирлиц встреча с женой.
Образ Исаева-Штирлица в трактовке В. Тихонова – символ преданности Отечеству, ответственности, собранности, мужества, бесстрашия, интеллекта, порядочности и доброты – пленил миллионы кинозрителей, которые готовы снова и снова пересматривать сериал и десятилетия спустя, помня его чуть ли не на зубок.
В одном из эпизодов этого замечательного фильма появился четвероногий персонаж. Собака попала в кадр совершенно случайно. Когда Штирлиц загнал свой автомобиль во двор коттеджа, неожиданно в кадр вбежал обаятельный дратхаар, которого хозяин отпустил с поводка. Он просто подошел и положил морду в руки Вячеславу Васильевичу. Камера продолжала работать, а Тихонов продолжал играть, импровизируя, в то время как съемочная группа вместе с хозяином пса с трудом сдерживала слезы.

Кадр из фильма «17 мгновений весны»
Продолжая тему Великой Отечественной, следует вспомнить и фильм С. Бондарчука, по Шолохову, – «Они сражались за Родину» (1975), с актерской суперплеядой (В. Шукшин, Г. Бурков, Ю. Никулин, В. Тихонов, И. Лапиков, Н. Мордюкова и др.). Фильм задел и глубоко поразил отечественного зрителя. Дело тут в подлинном высоком даре, притом редком – в способности создателей фильма к эпическому включению личных неповторимых жизней в судьбу огромного целого, своей страны, своего народа, истории Родины. Контуженный, но не покинувший строя солдат Николай Стрельцов, показанный нам Вячеславом Тихоновым, абсолютно достоверен, трогателен и прост.
Памятны отечественным любителям кинематографа многие фильмы, в которых сыграл актер Тихонов. Это ленты И. Гостева «Фронт без флангов» (1974) и «Фронт в тылу врага» (1981), В. Фокина «ТАСС уполномочен заявить...» (1984), М. Захарова «Убить дракона» (1988), В. Кучинского «Любовь с привилегиями» (1989), Н. Михалкова «Утомленные солнцем» (1994) и многие другие. 
Одна из значимых работ Вячеслава Тихонова в 1990-х – роль слепого ветерана войны Моргулиса в драме С. Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы» (1998). Сценарий фильма был написан специально под Вячеслава Тихонова, Олега Ефремова (последняя роль в кино) и Михаила Ульянова.
Тихой, благостной, «отлетной» для Вячеслава Васильевича стала роль «человека с добрым лицом и с нимбом на голове» (Бога?) в неожиданном фильме-притче Э. Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» (2006).
Горячо переживался народом незаладившийся тринадцатилетний брак Вячеслава Тихонова с Нонной Мордюковой. Молодые и красивые, они познакомились на съемках «Молодой гвардии», где будущий кумир миллионов играл Володю Осьмухина, а актриса – трагическую героиню Ульяну Громову. В 1950 году у звездной пары родится сын Владимир, который окончит Щукинское театральное училище, будет сниматься в кино, однако, увы, из-за злоупотребления алкоголем и наркотиками уйдет из жизни в июне 1990 года, перенеся инфаркт и инсульты.

В. Тихонов и Н. Мордюкова с Белкой и Стрелкой
Второй брак артиста был заключен в 1967 г.
Как пишет биограф Наталия Корнеева, кардинальная смена духовных ценностей в обществе после распада СССР вызывала у В. Тихонова сильнейший внутренний дискомфорт. Актера в этот период жизни даже прозвали Великим Отшельником, поскольку он поселился один на своей даче на Николиной горе. В последних тяжелых болезнях знаменитого артиста «свою роль сыграли и одиночество, и отсутствие должного ухода».
Вячеслав Васильевич Тихонов скончался 4 декабря 2009 г., отпевали его в Храме Христа Спасителя, а похоронен великий русский артист – на Новодевичьем кладбище Москвы.

https://webkamerton.ru/2023/02/traktorist-s-licom-knyazya-bolkonskogo-na-95-letie-vyacheslava-tikhonova
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.