Михаил Шейнин
Яна ЛЮБАРСКАЯ
***
- Михаил, давайте сначала немного расскажем нашим читателям, что из себя представлял Терезиенштадт с исторической точки зрения.
- Терезинское гетто открыли нацисты для уничтожения евреев. Оно располагалось на территории бывшего гарнизонного города Терезин в Чехии, на берегу реки Огрже, и было создано в ноябре 1941 года на базе тюрьмы гестапо. За годы войны туда попало около 140 тысяч человек (среди них — 15 тысяч детей), из которых, около 33 тысячи погибли, а 88 тысяч были депортированы в Аушвиц и другие лагеря смерти, где почти все были умерщвлены. Одной из задач этого гетто являлась дезинформация и массовая пропаганда, представлявшая так называемое «гетто для пожилых» в качестве образцового места для евреев. Нацисты таким образом стремились убедить мировое сообщество, что евреи не подвергаются в этом гетто никаким притеснениям. С 1942 года, после Ванзейской конференции, нацисты стали массово депортировать туда пожилых евреев с территорий Германии и оккупированных европейских стран. Еще один очень интересный факт: в 1944 году туда приехала делегация «Красного креста», и нацисты продемонстрировали ей якобы «нормальную» жизнь узников: школу, больницу, детский сад, показали выступление еврейских детишек. Терезиенштадт был освобождён советскими войсками 9 мая 1945 года, тогда выжило 30 тыс. узников.
- Коснулась ли как-то ваших близких Великая Отечественная война?
- Разумеется, война коснулась и моей семьи. Мои родители, будучи совсем маленькими детьми, прошли через ужасы войны, а спаслись, как многие советские евреи, благодаря эвакуации. Мой дедушка, подполковник Борис Шейнин, тоже воевал, но о своем фронтовом пути нам рассказывал нечасто.
- «Кабаре Терезин» рассказывает о жизни литераторов, актеров, музыкантов и иных представителях творческих профессий в гетто, где, несмотря на все бедствия, тяготы и лишения, узники создали настоящее кабаре, в котором танцевали и выступали с разными веселыми номерами. Это не самая легкая тема для спектакля, поэтому интересно, как и с чего началась работа над проектом?
- Пианист и композитор Сергей Дрезнин последние 25 лет по крупицам собирал материалы о гетто в Терезиенштадте: архивные материалы, музыку, стихи, с которыми там выступали артисты и даже детские рисунки. Многие из этих материалов мы перевели на русский язык. И как раз у Сергея Дрезнина и Нины Чусовой возникла идея сделать на основе всего этого яркий спектакль. Не знаю, почему так случилось, но именно Терезиенштадт отличался очень высоким образовательным и профессиональным уровнем заключённых, среди которых действительно насчитывалось немало учёных, литераторов, музыкантов, политиков с международной известностью, ежедневно устраивавших спектакли. В этом гетто действовали синагоги, в его стенах выпускались журналы, проводились спектакли, выставки, лекции, одним словом велась активная культурная жизнь. А вот случаев организованного сопротивления в Терезине выявлено не было, имели место лишь единичные побеги.
- Надо же. Узники чувствовали, что их ожидает, как думаете?
- Думаю, обитатели гетто догадывались, что их ждет в будущем, но не были в этом уверены. И несмотря на весь ужас и мрак происходящего, несмотря на голод, холод, смертельные болезни, пытались жить полноценной жизнью. Так вот, то самое кабаре в гетто и послужило темой нашего спектакля. Конечно, когда мы взяли этот материал, то ступили в опасную зону, на топкую тропу, потому что про серьезные вещи мы говорим нашим зрителям каким-то музыкальным, иногда даже сатирическим языком. Но все наши тексты написаны самими узниками, и это — именно их отношение к жизни, когда в самых трагических ситуациях они пытались шутить: «Обнимитесь, друзья, нам без юмора нельзя. На обломках гетто мы восславим жизнь!»
- Очень актуально и сегодня. Когда вы впервые продемонстрировали зрителям эту постановку?
- Премьера «Кабаре Терезин» состоялась три года назад. За это время мы много играли этот спектакль в Центральном доме Актера в Москве, ездили с ним с гастролями в другие города России. В 2022 году в жизни постановки произошло важное событие: она была признана лучшим музыкальным спектаклем 2022 года в рамках премии «Музыкальное сердце театра». И мы были искренне рады, когда получили за него награды в четырех номинациях: за лучшую режиссуру Нины Чусовой, за лучшее исполнение главной женской роли нашей певицей Марией Биорк, за лучшую музыкальную аранжировку, которую выполнил композитор Сергей Дрезнин.
- Как вам работается в тандеме со звездным режиссером Ниной Чусовой?
- Нина Чусова — настоящий профессионал своего дела, она сделала все, чтобы у этого спектакля была долгая жизнь. Мы с Сергеем Дрезниным испытываем огромную радость от нашего с ней сотрудничества. Наш спектакль также отличается изумительным, звездным актерским составом: Валерия Ланская, Мария Биорк, Денис Котельников, Иван Новоселов, Антон Эльдаров, Константин Соколов.
- Будем знать.
- Добавлю, что Виктор Вексельберг, председатель попечительского совета Еврейского музея и центра толерантности, член бюро президиума РЕКа, семья отца которого погибла в гетто, поддержал наше стремление поставить этот спектакль на большой сцене. Выражаем ему свою особую благодарность: если бы не его поддержка, этого спектакля никогда бы не было. Также благодарим за всяческое содействие в этом вопросе Евгения Белова — члена президиума НО БФ РЕК.
- Сегодня в Москве идет огромное число спектаклей. Объясните нашим читателям, пожалуйста, почему 22-го января они должны прийти именно к вам?
- «Кабаре Терезин» — конечно, серьезный, пронзительный, динамичный спектакль, а не развлекательный, как может показаться в самом начале. При этом он несет в себе огромный смысл, глубокие нравственные уроки, никого не оставляя равнодушным, заставляя свою аудиторию задуматься и переосмыслить свою жизнь. Не сомневаюсь, что все зрители нашей страны должны непременно узнать эту трагическую историю смелых, мужественных, сильных людей.
- Убедили…
- Отмечу также: несмотря на то, что «кабаре» — скорее западный жанр, наш спектакль пользуется большой популярностью в России. На него приходят разные зрители, и все обязательно плачут, когда Ильза (Валерия Ланская) поет сочиненную в лагере колыбельную «Wiegala». Она исполняет её не на русском языке, не на идише, а на немецком, но публика все понимает, благодаря эмоциональному наполнению. И даже если актеры иногда переходят с русского на немецкий, это ничуть не мешает зрительскому восприятию. Многие и вовсе, только попав к нам, впервые узнают всю эту страшную историю, до того не имея ни малейшего понятия о Терезинском гетто.
Рад, что 22 января «Кабаре Терезин» впервые пройдет в МДМ, в театре «Маска», в прекрасном новом, комфортном зале. Пользуясь случаем, приглашаю туда наших читателей!
«… На обломках гетто мы восславим жизнь!» Продюсер Михаил Шейнин — о спектакле «Кабаре Терезин» - STMEGI
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.