
Эта небольшая статья была первоначально написана и опубликована в США по-английски. Затем я перевела её на русский язык для журнала «Слово\Word», где она была напечатана на двух языках в 2004 году. Называлась она «Необходимость отделения корпораций от государства» с подзаголовком «Опасность перспективы распространения корпоративной культуры». Сегодня зарождавшиеся тогда тенденции расцвели пышным цветом, а прогнозы, основанные на логике развития событий, стали реальностью. Понимание причин происходящего – первый шаг к возвращению здравого смысла в управление мировыми процессами, поэтому статья остаётся актуальной.
Во время публичных расследований последних лет, проливающих свет на причины таких не имеющих между собой ничего общего событий, как гибель космического корабля, теракты 11-го сентября 2001 года, скандал, связанный с пытками иракских заключенных и т.п., слово culture неизменно фигурирует как одна из главных причин этих трагедий. Имеется в виду атмосфера, сложившаяся в учреждениях, которые несут ответственность за неудачи. Эта атмосфера – один из признаков широко распространяющегося корпоративного стиля правления в сегодняшней Америке. Она повлияла на повседневную деятельность всех крупных структур, частных и государственных. Внедрение корпорационной модели в руководство различными организациями, от министерств до избирательных кампаний, изменило методы управления страной на разных уровнях. Двадцать лет назад мы еще не называли здравоохранение или образование «индустрией». Сегодня решения, от которых зависит человеческая жизнь, всё чаще диктуются соображениями прибыли и стремлением высшего руководства выжить любой ценой.
Я проработала много лет в двух крупнейших корпорациях [Дженерал Электрик и Ханиуэлл], двенадцать лет заведовала лабораторией, и в течение 80-х – 90-х годов могла наблюдать постепенный сдвиг модуса операнди от производства товаров к производству иллюзий. Сегодня в мире корпораций интересы акционеров котируются выше[1], чем интересы заказчиков, рабочих и служащих, что существенно повлияло на политику руководства. Как сказал Джефф Иммелт, глава компании Дженерал Электрик, в интервью с тележурналистом Чарли Роузом: «[Корпоративная] культура важнее, чем люди». Так, вместо усовершенствований, требующихся на предприятии, его предпочитают закрыть или продать. В то же время миллионы долларов выбрасываются на пиаровские игры, такие как «всеобщее качество», «натуральные рабочие бригады», «шесть-сигма»[2], которые преподносят держателям акций как панацею от всех бед. На самом деле это зачастую имитация бурной деятельности руководством и лёгкий путь наверх для молодых инженеров и научных работников, которые сегодня пустились в погоню за MBA с таким же рвением, с каким их ровесники двадцать лет назад стремились получить сертификат профессионального инженера или защитить диссертацию.
Всё чаще происходят увольнения работников постарше, с большим опытом работы, так что у молодежи нет наставников. Серьёзное обучение заменяется программами «подготовь инструктора». Вооруженные готовым сценарием, наглядными пособиями и ограниченными познаниями, а то и при почти полном их отсутствии, выпускники программ проводят инструктаж своих коллег, обычно продолжительностью в несколько дней, обеспечив каждого «набором инструментов для умственной работы»; предполагается, что таким образом любой становится специалистом. Настоящих специалистов не включают в «бригады», считая их «ресурсами» для бригад. Те, кто отвечает за выполнение работы, не уполномочены принимать решения, что ведёт к безнаказанности и отсутствию прозрачности. Изменение шкалы ценностей и приоритетов в корпорациях привело к появлению нового поколения руководителей, готовых пожертвовать чем угодно для удовлетворения своих амбиций. Нет заинтересованности в анализе причин фиаско, поскольку государство оказывает финансовую помощь корпорациям, несущим наибольшие потери, не ставя им никаких условий.
Мне приходилось сталкиваться со множеством неправильных решений и дорогостоящих ошибок, большей части которых можно было бы избежать. Но этому мешала прочно укоренившаяся «культура», которая не поощряла добросовестное отношение к работе и культивировала недоброжелательность и продажность. Сколько раз во время дискуссий, которые могли бы помочь предотвратить ошибки, мне приходилось слышать: «Будем играть по слуху, а там видно будет» и «Тебе что, больше всех надо? Ну, напортачат – делов-то!»
Эта близорукая философия, возможно, со временем изживёт себя в корпорациях, благодаря конкуренции со стороны более разумно управляемых компаний. Но такая отравленная атмосфера совершенно неприемлема, когда речь идёт об управлении государством. Мне кажется, что этот рискованный стиль мышления проник в Белый дом, в Конгресс и в такие государственные структуры, как Национальный центр астронавтики и исследования космоса, ЦРУ и ФБР. Существующая обстановка не способствует откровенности в постановке вопросов и обсуждению проблем. Политики и должностные лица «играют по слуху»; от специалистов, которые могли бы быть беспристрастными источниками информации, отмахиваются, как от назойливых мух, а некоторые из них, разочарованные таким отношением, уходят. Никто ни за что не отвечает, важно лишь продвижение по службе и победа на очередных выборах. Знакомства значат больше, чем знания. Что с того, что кто-то готов развалить работу, не заботясь о том, как это отразится на ситуации в стране? Делов-то!
Корпорации увеличивают экспорт рабочих мест из Америки в страны Третьего мира ради сиюминутной прибыли, но эта неизбежная ступень в ходе глобального развития может привести к нежелательным последствиям в стране. Если процесс корпоратизации государства будет продолжаться, то наряду со снижением цен на товары, импортируемые из стран Третьего мира, мы станем свидетелями снижения жизненного уровня американцев. При этом может возрасти «экспорт» наших сограждан в страны Третьего мира для ведения войн, охраны общественного порядка, работы по контрактам.
Если мы не хотим, чтобы «американская мечта»[3] превратилась в тоску о невозвратимом прошлом для большинства американцев, необходимо отделить от государства «большой бизнес» и группы, представляющие интересы крупных корпораций. Это не менее важно, чем отделение церкви от государства.
Авторский перевод с английского статьи, опубликованной в газете «The Riverdale Press» 24 июля 2004 г. и в журнале «Слово\Word», № 43-44 за 2004 г
[1] В действительности интересы рядовых акционеров во внимание не принимаются. Я ни разу не видела, чтобы советы директоров корпораций поддержали хоть какие-то предложения, исходящие от акционеров. Это не более чем трюк, призванный привлечь как можно больше вкладчиков ради быстрейшего роста стоимости акций, чтобы увеличить прибыли руководства, которым акции даются бесплатно как часть компенсационного пакета или продаются по сниженной цене.
[2] Сигма – стандартное отклонение (мат.) «Six Sigma» - программа статистического тренинга, популярная в американских корпорациях в 90-е годы. Для многих «Six Sigma» была всего лишь очередным лозунгом.
[3] «American dream» - американская мечта (англ.). Широко распространенное выражение, означающее самореализацию, личный успех, а в более узком смысле – собственный дом.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.