Родион ДЕРИЙ: «Хорошо в дороге»



Чуть больше четверти века назад такое понятие, как FM-радио в нашем обществе было столь же диковинно, как кока-кола при советской власти. Но вот сегодня «радиоактивность» большинства городов уже превышает разумные пределы, тысячи доморощенных «ди-джеев» демонстрируют нам свою нелюбовь к родному языку, раскручивают поставленные кем-то в ротацию песенки с, порой, совершенно дикими текстами типа «жениха хотела, вот и залетела» или «приехали крутые перцы», навязывают музыкальные ритмы, популярные, разве что, у малолетних экстремалов некоторых западных стран… Почему похабщина или вульгарность стали нормой радиожизни? Почему примитив или безвкусица преподносятся, как достижения искусства? Зачем нужно оглуплять молодёжь, которая, не слыша ничего иного, с восторгом воспринимает развязность и кокетство большинства радиоведущих, их неуклюжие, натужные шутки, тупые игры и музыкальный репертуар, в котором хиты «владимирского централа» сменяются кислотными фантазиями воспалённых наркотиками мозгов англоязычной богемы? Конечно, есть радиоканалы более или менее культурные, с уважительным отношением к слушателям и к достижениям отечественных авторов. Но общую картину это не меняет. Сегодня своим мнением о музыке и не только о ней с читателями газеты делится один из тех, кто в середине 90-х годов прошлого века основывал первое в Луганске музыкальное радио, будучи затем на нём и ди-джеем, и автором музыкальных заставок, и звукорежиссёром эфира, лауреат музыкальных фестивалей, композитор и аранжировщик Родион Дерий.

Оригинальность -- атрибут таланта, оригинальничанье -- удел бездарности

- Действительно в эфире сегодняшних FM-станций музыка звучит круглые сутки. Бодрая и ритмичная. Модная. Современная. Не мешающая крутить баранку, строить дома или сводить бухгалтерский баланс. Одним словом, рейтинговая. Но я и многие мои друзья и знакомые (музыканты, журналисты, врачи, ди-джеи!) разочарованы вещанием сегодняшних "эфэмок”. Если бы я был наивен и необразован, то, опираясь только на данные FM-эфира, сделал бы следующий вывод: самая лучшая музыка делается в США и Великобритании, неплохая в Москве, а своя -- в Украине. Иногда "поигрывают” во Франции, Испании, Италии, ну и совсем редко в Бразилии.
Хочется крикнуть: "Господа FM-вещатели, на кого работаете, чьи интересы представляете? Хороша ваша FM-каша, но дайте же чего-нибудь и на десерт!”. Раньше думалось: пройдет немного времени и появится куча абсолютно разных станций, можно будет "нырнуть” в эфир и найти всё, что душе и разуму угодно, как в хорошей библиотеке. Но оказалось: попал на шумную книготорговую улицу с массой книжных лотков, на каждом из которых одни и те же, якобы, бестселлеры в ярких обложках. Схватил, просмотрел и… зевнул.
Всё же я оптимист и уверен: в будущем появятся другие FM-станции, -- и супермаркеты, где есть всё, и бутики со своим особым ассортиментом. Сегодняшние же "эфэмки” -- в большинстве своем гастрономы советской эпохи. У всех всё одинаковое и невысокого качества. Есть и еще один повод для грусти -- товара моего собственного производства там нет, и плодов труда подавляющего большинства моих коллег-музыкантов -- тоже. Типичная позиция редакторов при моей попытке втиснуть "товар” на прилавок, не всегда произносимая открытым тестом: "Ты что, с ума сошел? Вот услышат слушатели твою «фигню» и сразу переключат на другую волну, это значит, что наша реклама не будет услышана, и мы разоримся!”.
Да, согласен, для обывателя чужая «фигня» лучше (сказывается генетическая тяга ко всему заграничному), но ведь рекламу-то все равно переключают, а FM-станции в большинстве своем "живут” не с прибыли от рекламы, это ни для кого не секрет. Самый печальный вывод, который приходится делать, исходя из вышесказанного: FM-владельцы и их работники боятся быть патриотами.
На деле выходит так: если ты не исполняешь танцевальную или уголовную попсу, если очумевающий от звука за смену радио-ди-джей не видел твою физиономию (или задницу) по ТВ, если ты традиционной ориентации, если так называемые продюсеры не заносят куда надо честно заработанные твоими близкими нефтяные деньги, если ты не украсил тело татуировками и пирсингом (короче, если ты -- нормальный человек) -- тебе не быть услышанным в FM-эфире.

Музыка облагораживает нравы, но нравы развращают музыку

- Может, действительно, для новой музыки нужны новые уши? Утешает, правда, что большинство популярных песенок недолго остаются популярными. Но им на смену приходят новые, такие же.
 Что происходит с музыкой? Как она развивается?


- С эстрадной? Всё меньше мелодии, всё больше ритма. Всё меньше нежности, всё больше агрессии. Всё меньше живого, всё больше электронного. Всё меньше души, всё больше коммерческого расчета. Всё меньше тихого, всё больше громкого. Но именно такую музыку хочет слышать сегодня то большинство, которое готово за нее заплатить. Меньшинство делает вид, будто понимает классику. Надевает смокинги, посещает филармонии. Правда, играют там всё ту же попсу, только 200-летней давности. Представим себе анонс: "Иван Иваненко. Современная украинская классика. Национальный симфонический оркестр”. Вы туда пойдете?

- Не знаю. Почему бы нет? Кто-то сказал, что нынешняя музыка – это народная музыка технологической эпохи. Но ведь и сегодня пишется мелодичная и трогательная музыка «для души», создаются, так называемые, эстрадные песни с умными, добрыми текстами, продолжает жить авторская песня, изначально призванная ставить вопросы о добре и зле, о том, ради чего всё происходит так, а не иначе. Но, почему-то, именно эти произведения не владеют умами большинства. Им старательно внушают, что модная, а, значит, популярная – совсем другая музыка…

- В дотелевизионную эпоху было так: твой голос услышали по радио, восхитились и влюбились. Сегодня: если и услышали по радио, в случае дальнейшего непоявления на телеэкране -- забыли. Поэтому в наши дни музыкальный артист, не мелькающий на телеэкране -- аутсайдер.
Для меня, как и для большинства интересных, но толстых, лысых, худых, косоглазых, и прочих нетелефотогеничных и несексапильных музыкантов это неутешительное заключение. Существует, правда, несколько обходных путей попадания "в ящик”. Самый верный -- пластическая операция. Можно также воспользоваться услугами стилистов-визажистов, бодибилдеров-шейперов, ну и, наконец, журналистов, способных придумывать правдоподобные истории, на которые обязательно "клюнет” публика.
Но по такой изматывающей полосе препятствий к телевизионному эфирному финишу приходят далеко не все, оттого-то и скуден выбор хороших музыкальных артистов на телеэкране. Поэтому мне и моим коллегам придется смириться со следующим: мы не придем к миллионам, лежащим на диванах перед телевизором в конце рабочего дня, или позёвывающим субботним утром. Остается три пути к слушателям: радио, записи и живые концерты.
О радио уже было сказано. Я думаю, что и владельцы, и руководители станций прекрасно понимают, что окупаемыми, а, тем более, прибыльными могут быть лишь один-два общенациональных канала.
В провинции радио обречено быть дотационным, ибо рекламный рынок мал, а конкуренция огромна. И потому главная его роль – информационно-идеологическая. А если так, то почему же радиостанции своим вещанием способствуют не росту сознания большинства людей, а наоборот – одурманиванию. Сейчас в крупных и средних городах, десяток и более радиостанций. Но, практически, нигде нет хотя бы пятиминутной литературной или краеведческой передачи, произведения местных композиторов – чрезвычайно редкие гости в эфире. Да и, что совсем удивительно, информационно-аналитических программ, посвящённых состоянию политики и экономики края, решению насущных проблем жителей региона тоже, практически, нет.
Исключение составляет вещание проводного радио, но и оно на своей ФМ-частоте эти программы не транслирует. А ведь это мощный рычаг позитивного воздействия на моральный климат в регионе.
Однако нравственность не вписывается в догматичную демагогию радиоформатов. И потому, в лучшем случае, кроме набивших оскомину «чартов» и парадов можно услышать разве что любовные истории известных людей, на смену которым приходят вызывающие тоску своим однообразием «поздравлялки». «Фишки», «поджигатели», «Бэтмены» шлют друг другу всенародные приветы и косноязычные пожелания. В общем, «ще не вмерла Украина, если мы гуляем так!» Но это уже цитата из записи, являющейся одним из трёх возможных путей музыкального продукта к слушателю…

Пусть популярные песни слушают лишь те, среди кого они популярны

- В 90 случаях из 100 Покупатель выберет того исполнителя, с которым уже "успел" познакомиться на ТВ или на радио. В остальных 10 процентах продаж играют роль случаи когда "уже где-то слышал" (у друзей или на концерте) и собственная любознательность.
То есть, эфирная пропаганда на Покупателя не воздействует, и решение о покупке он принимает исключительно самостоятельно. Я клоню к тому, что потраченные мною завтра деньги на тираж собственного альбома окажутся выброшенными на ветер, если ТВ и радио не будут меня "крутить". Сколь бы революционным этот продукт не был. Ну а настоящих тиражирующих компаний, способных за свой счет отпечатать несколько тысяч экземпляров и определенный процент денег или тиража отдать не известному ранее исполнителю, в Украине пока нет.

- Остаются концерты. Вы, кстати, как участник одной из рок-групп, достаточно часто в таких акциях участвуете. И что?..

- На концерты люди ходят. Это радует. Если не суждено исполнителю "залезть” к слушателю в автомобиль, спальню или кухню через телевизор или радиоприемник, при нем всегда его личное верное оружие – живое выступление. Слава Богу, никакие радио- и телеволны не способны утолить взаимную жажду живого энергетического обмена зрителя и исполнителя. Этот путь к слушателю – самый проверенный и надежный.

- Один из слушателей как-то произнёс: «Если такова первая двадцатка хит-парада, страшно представить, как звучат последние пять номеров». И, всё же, каждый из этих номеров кем-то пишется, сочиняется, имея целью реализовать свои способности и донести до публики что-то своё. Как пишется композитору Родиону Дерию?

- Начинаю с интересного для меня ритма. Потом привлекательный басовый риф. Потом подбираю гармонию. Потом мелодию. Если 4 такта мне нравится, иду дальше. Вдруг слышу музыку внутренним слухом. Так, так будто слышал это раньше. Хорошо, если это происходит дома. Сразу же стараюсь записать. Если муза посещает вне творческой мастерской, замысел, как правило, погибает. Внешние звуки его "перебивают”.
Если бы сегодня Бетховен хотел составить конкуренцию лидерам хит-парадов, ему пришлось бы не расставаться с ноутбуком и MIDI-клавиатурой.

- Я понимаю, что следующий вопрос из серии «детских», но он не теряет актуальности со дня появления в мире первой мелодии. Зачем пишется музыка?

- С годами я ответил сам себе на этот сложный вопрос. Не для сколачивания состояния (для этого существует банковский, торговый и многие другие виды бизнеса). Не ради славы (хотя признание окружающими таланта стимулирует). Не ради забавы (для этого есть футбол). Чтобы видеть счастливые лица людей. Меня радует и вдохновляет реакция слушателей на результат моего труда.

- Кстати о футболе. Гимн «Зари», написанный вами, по мнению футболистов, помогает настраиваться на игру. С удовольствием слушают его и болельщики. А что любит слушать композитор Родион Дерий, один из дисков которого называется «Хорошо в дороге».

- Всё! Но понемногу. От хэви-метала до эйсид-джаза, от фолка до камерной музыки. Сегодня мне нравится всё. Даже демо-записи молодых начинающих музыкантов. В них мало профессионализма, но много искренности. Люблю, когда бабушка поёт за праздничным столом казачьи песни. Даже люблю пьяных, поющих от души на улице, хотя сегодня они делают это всё реже. И ещё о гимне «Зари». Уже написаны две версии (официальная и для фанов) совершенно нового гимна. Но руководство клуба пока думает, что с этими версиями делать – принимать или нет. Надеюсь, болельщики, всё же, услышат их. Они написаны для них, с любовью к футболу и «Заре».

- Одно из определений радио гласит, что это замечательное изобретение позволяет людям, которым нечего сказать, говорить это людям, которые их не слушают. Смогут ли наши радиостанции опровергнуть это утверждение, покажет будущее. Так же, как и придёт ли на смену «популярной» музыке та, которую называют универсальным языком человечества. По крайней мере, это в интересах всего общества.


Беседовал Владимир СПЕКТОР

Комментарии 1

Редактор от 12 февраля 2011 20:16
"Однако нравственность не вписывается в догматичную демагогию радиоформатов. И потому, в лучшем случае, кроме набивших оскомину «чартов» и парадов можно услышать разве что любовные истории известных людей, на смену которым приходят вызывающие тоску своим однообразием «поздравлялки». «Фишки», «поджигатели», «Бэтмены» шлют друг другу всенародные приветы и косноязычные пожелания. В общем, «ще не вмерла Украина, если мы гуляем так!»"

"- Одно из определений радио гласит, что это замечательное изобретение позволяет людям, которым нечего сказать, говорить это людям, которые их не слушают."

Статья написана в полном развёрнутом формате критических сентеций. Много об этом писали на страницах "Литературной газеты", "Комсомольской правды" и на страницах многих других изданий и в рамках стран СНГ, и внутригосударственных масштабов. И писали  вот так же , с грустью, с болью, и с нотами заметной безнадёжности, хотя, и со строчками сиюминутно вспыхнувшего и тут же погасшего оптимизма, споткнувшись о всёсокружающую "логику" "здравого" прагматизма, сумевшего держать в стальных тисках волю населения всех слоёв ради ...
Ради чего и кого - чётко обозначено и в рамках самой этой статьи Владимира Спектора. И всё же, хочится верить, что когда-то, и, быть может, и в ближайшем будущем случится, то во что верит Родион Дерий: "Всё же я оптимист и уверен: в будущем появятся другие FM-станции, -- и супермаркеты, где есть всё, и бутики со своим особым ассортиментом." Думаю, нам всем хочется верить, в светлое возрождение мира настоящей музыки, и что и классическая музыка займёт своё достойное место обществе, как это было, увы, уже в далёком когда-то. И об этих чаяниях нужно писать, и не просто писать, а кричать(!). Хорошая и нужная статья. С уважением, А. Евсюкова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.