«Ангел-хранитель» Белой дачи или живая реликвия

Т. Егорова

«Ангел-хранитель» Белой дачи
или живая реликви
я

Ей завидовал Паустовский,
ею восторгался Маршак, ей доверял
Смоктуновский, с ней дружил Козловский

9-го февраля текущего года старейшей сотруднице Ялтинского Дома-музея А.П.Чехова Алле Васильевне Ханило исполнилось 80 лет. Могла ли предположить Алла Васильевна, что когда она придёт работать в Чеховский дом, а это произошло 3-го октября 1946 года, это место работы станет единственным на всю её жизнь? Трудовая книжка с записью, сделанной рукой сестры писателя Марии Павловны, до сих пор в музее, а Ханило А.В. и по сей день трудится, как всегда, подвижная, энергичная и беззаветно преданная памяти великого писателя и чеховским идеалам. Как писал Н Бердяев, «Память - энергия, исходящая из вечности во время». Алла Васильевна живёт воспоминаниями и это даёт ей энергию и силы не замыкаться на прошлом, способность адаптироваться в современных жёстких условиях существования, а чеховские идеалы - это тот свет, который помогает ей жить.
О таком человеке, как Алла Васильевна Ханило, в двух словах не расскажешь. Потому что нельзя вместить в одной газетной статье жизнь, наполненную огромным количеством ярких встреч, незабываемых, поистине эпохальных событий, всемирно известных имён, жизнь, посвящённую служению национальной культуре.
В Дом-музей А. П.Чехова Аллу Васильевну привёл случай. В школе № 5, бывшей женской гимназии, и попечителем которой в своё время был А.П.Чехов и которую она закончила в 1946 году, о Алла увлекалась математикой и после окончания школы сдала экзамены в Симферопольский пединститут. Но первые послевоенные годы - это годы разрухи, голода, нужды. Жёсткие нормы карточной системы, которые действовали вплоть до 1948 года, приводили к тому, что ученикам, закончившим ялтинские школы, приходилось думать не о продолжении образования, а о том, как выжить. Перед юной Аллой Ханило выбор стоял небольшой. А тут соседка, работавшая в Доме-музее Чехова, уходила в декрет и решила пристроить Аллу временно на своё место. Так 3-го октября 1946 года Алла Васильевна Ханило пришла в чеховский музей.
В те годы музей был значительно меньше, чем сегодня. Здания литературной экспозиции ещё не существовало, так же, как и экспозиции на первом этаже музея. Сестре писателя Марии Павловне во время оккупации часть обстановки пришлось обменять на продукты. Правда, все вещи, которые являлись хранителями памяти Антона Павловича и находились в доме при его жизни, остались в неприкосновенности, особенно в трёх комнатах второго этажа.
В послевоенные годы в музей приходили находящиеся на лечении военные из госпиталей и санаториев, но поток посетителей в Дом Чехова постоянно рос: герои войны и труда, простые работники и хозяйственные руководители, рабочие, колхозники, деятели культуры, науки и искусства. Музею не хватало квалифицированных сотрудников. Каким-то шестым чувством Мария Павловна распознала тогда в «юной математичке» задатки настоящего музейного работника. Проведя с девушкой ознакомительную беседу, она уже со второго дня доверила Алле проведение экскурсий. Вскоре, оценив их качество, стала поручать ей самые ответственные группы. Экскурсии были в то время во многом повествовательные: биография писателя, выдержки из произведений ялтинского периода, рабочий кабинет, сад. Экскурсантам трудно было поверить, что Алле уже восемнадцать, думали - школьница. Музей в ту пору принадлежал Государственной библиотеке имени Ленина, и Мария Павловна Чехова послала туда письмо с просьбой открыть для Ханило дополнительную штатную единицу. И с 1-го ноября Алла стала уже полноправным сотрудником музея, а в 2006 году она отметила 60 лет с тех пор, как «работает у Чехова».
Конечно, знаний поначалу было немного. Выручало огромное чувство ответственности, признательность за доверие и осознание причастности к делу чрезвычайной важности и огромного значения. А когда дело коснулось творчества любимого писателя, Алла жадно впитывала эпизоды, факты и любые мелочи из жизни Антона Павловича. Любой источник информации оказывался бесценным. Рассказы из уст очевидцев и родственников писателя, история окружавших его предметов, строки из произведений Чехова - всё накапливалось в её сознании и логически выстраивалось в стройную систему. Музей длительное время являлся не только государственным мемориальным учреждением, сюда часто приезжала вдова писателя Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, его племянники, друзья, знаменитые артисты. Каждый из них мог часами рассказывать об Антоне Павловиче. У многих сохранились фотографии, личные вещи. Сотрудники музея включались в общие хлопоты по приёму и размещению гостей. Далеко не всё тогда измерялось деньгами. Мхатовцы, например, бесплатно выступали в ялтинских здравницах, а великий тенор И.С.Козловский пел в городском саду на праздниках песни.
Вскоре Алла Васильевна стала не просто лучшим сотрудником музея, она вписалась в семью Чеховых, превратившись для них в своего, практически родного человека. Полученные и систематизированные сведения настоятельно требовали своего материального воплощения. Так появилась первая в жизни Аллы Васильевны выставка, которая была посвящена творчеству Чехова и тридцатилетию советской власти. Ей было всего 19 лет. Студентка, по нынешним меркам. Однако мастерство, уверенная рука и энтузиазм покорили не только посетителей, но и взыскательную Марию Павловну. С тех пор самых разных экспозиций в жизни Аллы Васильевны было не перечесть - нашумевшие выставки в Мелихове, Сумах, Киеве, Одессе, Луганске и других больших и малых городах, но первая всё-таки оказалась для неё самой памятной.
Потом было продолжение учёбы. Бросать интересную работу не хотелось, пришлось учиться заочно. Заботы по ведению музейного хозяйства помножились на тяготы студенческого быта.
А в 1957-м году на 94-м году жизни скончалась Мария Павловна Чехова. Бессменный хранитель памяти великого брата, она как бы по наследству передала эту нелёгкую ношу Алле Васильевне Ханило. Ноша действительно была нелёгкой. Помимо непосредственной музейной деятельности Алле Васильевне пришлось вникать в абсолютно неизвестные ей отрасли знаний. Так, например, во время капитального ремонта музея она выполняла функции начальника производственно-технического отдела стройки. Кому как не ей знать, какие обои должны быть наклеены, какие изразцы использовать в камине, как выглядела обстановка комнат раньше. Приходилось убеждать, настаивать, подключать всевозможные связи, искать поддержку в вышестоящих инстанциях. В 1966 году комплекс был открыт для посещения.
После смерти вдовы писателя Ольги Леонардовны Алла Васильевна поехала в Москву для того, чтобы как-то распорядиться имуществом покойной. Мебель для московской квартиры в своё время была куплена совместно супругами Чеховыми. У Ольги Леонардовны сохранились многие вещи, принадлежащие лично Антону Павловичу. «Эти бесценные реликвии должны находиться в Ялте» - убеждала всех Алла Васильевна. Племян6ник Ольги Леонардовны Лев Константинович Книппер, маститый композитор, автор всенародно известной песни «Полюшко-поле», ценил гений Чехова. Доводы Аллы Васильевны показались ему убедительными, и вся обстановка была вывезена в Ялту. Именно эти вещи украсили пустовавшие ранее комнаты первого этажа мемориального Дома. После этого музей приобрёл законченный вид.
Какие только люди не встречались на жизненном пути Аллы Васильевны! У неё были очень дружеские отношения с сестрой и женой Чехова, со многими театральными деятелями, артистами, художниками, писателями. В 1962 году Константин Паустовский, который часто бывал в доме-музее, написал на своей книге: «Алле Васильевне Ханило с завистью к ней за то, что она работает в доме Чехова». Самуил Маршак, увидев у неё собрание сочинений Джека Лондона, выбрал томик с повестью «Маленькая хозяйка большого дома» - символическое название - и оставил в шутку автограф за самого английского классика. Иван Козловский на собственной фотографии за пианино в чеховском доме написал: «Алла, милая, ты наша надежда и упование». С Козловским Алла Васильевна дружила 45 лет.
Есть у неё в личном архиве автографы Юрия Гагарина, чилийского поэта Виктора Хары, фотография на память с Кучмой и Путиным. Но самым дорогим автографом Алла Васильевна считает слова Иннокентия Смоктуновского. «Милый, милый друг, никогда не забуду вашего доверия ко мне, связанного с А.П.Чеховым», - написал он ей на театральной программке пьесы «Иванов» МХАТа. Эта запись была сделана в 1978 году, но тогда она не поняла глубинного смысла её, и только в 1994 году в Германии, когда Алла Васильевна делала доклад «Кресты и иконы Чехова», она раскрыла смысл этого памятного признания.
А предыстория такова: в 1975 году Смоктуновский приехал в Дом-музей на «чеховские чтения». В шкафу он увидел молитвенник семьи Чеховых и спросил ведущих чеховедов того времени, как Антон Павлович относился к религии? Конечно, в атеистическом 1975-м году ведущие чеховеды отвечали, что Антон Павлович был далёк от религии. После этого Алла Васильевна незаметно подойдя к Смоктуновскому, пригласила его пройти с ней в запасники музея. Здесь она открыла шкаф и показала семейные иконы Чеховых, объяснив ему, что великий писатель Чехов был верующим человеком, но никогда эту веру не выпячивал. Смоктуновский, взглянув на иконы, молча отогнул ворот своего свитера и достал серебряный крестик на верёвочке. «Доверие за доверие, - сказал он, - только пусть это будет нашей тайной».
Тяжесть хозяйственных нагрузок никогда не мешали Алле Васильевне заниматься научной работой. На протяжении многих лет она постоянный участник международных конференций и симпозиумов, автор многочисленных выставок и экспозиций как в самом музее, так и далеко за его пределами, автор монографий и книг, опубликованных как в странах СНГ, так и в Германии, Англии. В 1975 году при работе с личной библиотекой А.П.Чехова Алле Васильевне удалось обнаружить собственноручные пометки писателя на полях страниц его книг. Антология этих пометок была издана за рубежом и получила широкую известность у специалистов. Она сейчас имеется практически во всех университетских центрах Европы и Северной Америки. Оказывается, там знают и любят Чехова. Ведь не даром Ремарк и Хемингуэй нашего Антона Павловича считали учителем.
Вот она какая, Алла Васильевна Ханило, маленькая хрупкая женщина, на протяжении долгих лет - хранительница Дома-музея А.П.Чехова, заслуженный работник культуры АРК, лауреат премии А.П.Чехова, автор книг, уникальный специалист по музейной экспозиционной работе, неистощимый кладезь воспоминаний о чеховской семье, общественностью Ялты признанная человеком года в номинации «Культура» в 2004 году, последняя живая реликвия чеховской Белой дачи.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.