СВЕТЛАНА СКОРИК: «ЧЕМ МЕНЬШЕ ЗНАЕШЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ СТЕРЕОТИПОВ»

Творческая личность
 


«Быть знаменитым некрасиво я не хотел бы ни за что, а знаменитым быть красиво – хотел бы. Вот, брат, что…» – так написал, дополняя классика, один поэт. Желание понятное, хотя вслух об этом говорить не принято. И, всё же, предполагая это, мы поговорим «о Шиллере, о славе, о любви» со Светланой Скорик, пока ещё не столь знаменитой среди читателей, но уважаемой в среде литераторов, как талантливый поэт, критик и редактор. Именно её произведения представляют Украину в антологии «Русское литературное зарубежье», под обложкой которой собраны наиболее значительные современные авторы, пишущие на русском языке. Первый вопрос традиционный – о себе и своём творчестве, о его истоках и развитии.
ОТ РАЗМЫШЛЕНИЯ ДО ГИМНА ЖИЗНИ
С.С.: Родилась я в Узбекистане, выросла на Сахалине, живу в Запорожье. Училась на историка и преподавателя английского и немецкого языков, а получился из меня литератор. Поэтических сборников у меня шесть, а написано и не издано еще больше. Есть поэзия гражданская и историческая, любовная и библейская, ироническая и стихи для детей. Есть научная – не по подаче, а по теме, – которая пишется как энциклопедия природы и ее древней истории, и одновременно как гимн Жизни. Если попробовать кратко выразить мое направление в поэзии – это продолжение традиций разных течений серебряного века с использованием наработок неомодернизма, метафизики и метареализма.
Меня с детства слишком многое в жизни интересует. А поскольку не довелось пройти школы обычной литературной студии, если не считать недолго длившегося кружка нашего запорожского «энциклопедиста» Г.С.Гайсинского, то вполне можно считать, что я «сделала себя сама», путем чтения, а главное, сравнения, анализа, получения своих выводов, выработки целостного мировоззрения. О размышлении обычно, к сожалению, забывают, но в этом – суть, если стремишься достичь нормального уровня.
И еще очень важно доброжелательно выслушивать любую критику. Пускай даже ты ее считаешь несправедливой. Пусть она и вправду несправедлива. Но она должна отложиться в памяти, чтобы позже, – когда ты больше будешь знать и понимать, большее уметь, – сыграть свою положительную роль. В любом случае она окажется нелишней, поскольку научит терпению и мудрости. Мне везло на встречи с удивительными, неординарными людьми. Очень благодарна моральной поддержке и советам Евдокии Ольшанской и Леонида Вышеславского, которые поверили в меня, когда я ещё была молодым поэтом.
О КЛАССИКАХ И СОВРЕМЕННИКАХ
– «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты». Формула не потеряла актуальности. Хотя читают, на мой взгляд, сегодня меньше, чем лет 15-20 назад. Зато число пишущих не уменьшается. Какие предпочтения у пишущего читателя Светланы Скорик?
– Любимых авторов очень много, а еще больше – просто отдельных любимых стихотворений у самых разных поэтов. Из классики – Лермонтов, Тютчев, Фет, Некрасов, Блок, Мандельштам, Маяковский, Цветаева, а из классики современной – А.Кушнер, Ю.Мориц, Д.Самойлов, В.Соснора, Б.Ахмадуллина, А.Прасолов, В.Казанцев… Понимаю, что Цветаева и Маяковский неестественно смотрятся в одном ряду с Блоком и Мандельштамом, но я их ценю за разное. Двух последних – за высокую гармонию стиха, двух первых – за смелость эксперимента. А Цветаеву еще и за беспощадную искренность в раскрытии своей души.
Очень впечатляет меня творчество и наших современников: Светланы Кековой, Зинаиды Миркиной, Кирилла Ковальджи, Полины Ивановой, Елены Ушаковой, Татьяны Вольтской, Ивана Голубничего, Надежды Мирошниченко – вообще всех, в чьих произведениях, независимо от поэтического направления, сохраняется духовная составляющая. Именно поэтому не называю раскрученных авторов вроде Ивана Жданова и Бахыта Кенжеева, хотя и ценю их за мастерство. О модных сейчас постмодернистах совсем не говорю.
Увидите, что в недалеком будущем упадничество, кривляние и выламывание из языка и нравственных человеческих норм как мода пройдет, и в поэзии останутся только настоящие Имена. Автор должен хоть ненамного опережать свое время – здесь «мода» только помеха. Если человек думает, что он может покорять одним изысканным эстетизмом, или только экспериментами в области формы, или просто смелостью в выборе темы, он заблуждается: при отсутствии мысли, вкуса и меры его творчество не останется в истории. В лучшем случае он состоится как автор лишь своего времени. И Шершеневич, и Мариенгоф были когда-то очень популярными, не менее, скажем, чем Есенин, и более, чем Пастернак. От Игоря Северянина млели толпы людей. Кто их сейчас читает?
Ценю не популярность, а точность выбора интонации и лексического слоя, психологическое проникновение в различные состояния человеческой души, свежесть мысли, умение сказать не в лоб, пользуясь оригинальными приемами, – при этом последние не должны быть самоцелью, затмевая содержание. Тому, кто хочет запомниться надолго, необходимо иметь и свой голос. Но даже если есть узнаваемость, а глубины психологизма и точности в подборе лексики нет, это будет случай еще одного Игоря Северянина. Закончится мода на определенный словарный слой – и то, что звучало дерзко, окажется грубым и вульгарным. Уйдут люди вашего поколения – и всё, что для них было хорошим, потому что простым и понятным, новому поколению будет казаться мелкотравчатым и шаблонным. Не стоит ориентироваться на моментальный успех.
– А что скажете об украинских авторах? Есть Жадан и Стус, Карпа и Роздобудько… И рядом – Драч и Павлычко, Малахута и Стрельник…
– Мне трудно кого-то выделить. Люблю читать новые произведения Евгения Пугачёва, Юрия Каплана, Геннадия Семенченко, Светланы Смоленской, Елены Буевич, Маргариты Мысляковой, Ирины Корсунской, Марины Матвеевой, Татьяны Аиновой, Ярославы Невмывако, Павла Вольвача, Ирины Гирляновой.
Ещё - любовную лирику Юрия Кириченко. С удовольствием перечитываю немного проживших, но достигших больших высот в поэзии Катерину Квитницкую, Людмилу Десятникову и Татьяну Алюнову... Но очень люблю и других авторов, как уже заявивших о себе, так и талантливую молодежь, просто здесь места не хватит перечислять!
На самом деле у нас в стране целая россыпь ярких талантов – другое дело, что о них знают лишь те, кто живет с ними в одном городе. Не налажена система обмена литературой, информационной поддержки новинок, распространения альманахов, постоянных всеукраинских теле- и радиопередач (не о «модных», а о серьезных, глубоких авторах). Это как раз и мешает рассмотреть таланты Украины не только соседям, но даже нам самим.
А Лина Костенко и ее «Маруся Чурай» для меня – образцы высочайшей Поэзии, к какой только может стремиться человек. Это поэзия исторически эпохальная, как у Гомера и автора «Слова о полку Игореве». Эпос же будут читать всегда, это однозначно.
– Это всё поэзия. А ведь «лета к суровой прозе клонят». Книжные полки завалены романами и повестями. И рядом с произведениями Донцовой, Шиловой, Акунина располагаются, на мой взгляд, замечательные книги Улицкой, Рубиной, Полякова, Веллера…
– В прозе мои вкусы не оригинальны: Достоевский и Толстой, Лесков и Куприн, Горький и Короленко, многие советские писатели – М.Шолохов, Н.Островский, А.Толстой, Н.Думбадзе, Ч.Айтматов, на чьих книгах я выросла и кто сформировал мой характер. Из наших земляков-современников заинтересовали, например, Феликс Кривин (нестандартный взгляд на мир, взгляд взрослого и ребенка одновременно), Марианна Гончарова и Виктор Горобец (великолепные рассказы с натуры – Украина в лицах), Алла Серова (социальная мистика и авантюрные детективы). Читаю, конечно, и Улицкую, нравится и мировая классика: Ромен Роллан, Кнут Гамсун, Лион Фейхтвангер, Стефан Цвейг, Элиза Ожешко, Владислав Реймонт… Ценю увлекательную фантастику и фэнтези, если они не высосаны из пальца, а на чем-то базируются – хотя бы на четко просматриваемой оригинальной авторской концепции.

Модную «антифэнтези», основанную на переворачивании известных сюжетов с ног на голову, не признаю. Это паразитирование на чужих идеях. К той же сфере относится и переписка исторических и библейских сюжетов в современном «модном» духе – вроде «Кода Да Винчи».
 ИЗЮМИНКИ НЕ ТОЛЬКО В БУЛКАХ
– Откуда вы черпаете информацию для себя? Что сейчас на Вашем книжном столе?
– Чтобы быть в курсе, стараюсь читать всё, что можно, из современной поэзии и о ней – и толстые официальные журналы, и самиздатовские альманахи. Везде при внимательном отношении можно выловить «изюминки». Увлекаюсь познавательной литературой: исторической, философской, психологической, научной (включая теории трансформации климата, появления и гибели цивилизаций, происхождения народов и религий, пассионарности, способов влияния на сознание). Люблю мемуары – не только поэтов и о поэтах. Любая эпоха складывается из жизней отдельных людей, и в каждой такой жизни она отражается очень своеобразно. Именно благодаря воспоминаниям иногда знаешь то, чему не научат никакие учебники. Чем меньше знаешь, тем больше стереотипов у тебя в голове, и тогда тобой можно манипулировать, как младенцем, навязывая тот или иной способ жизни и творчества как наиболее «правильный». А я люблю иметь обо всем свое мнение, выработанное путем анализа, сравнения сведений из разных источников, глубоких раздумий. Авторитетом давить на меня не получится: человек может быть профессионалом в своей области, например как режиссер или академик, но если он ради политических или личных целей начинает искажать историю или пачкать имена почивших великих личностей, я его «сведения» сто раз перепроверю. Любые факты можно так подать, что невнимательный человек и не заметит подмены, а последствия будут самые серьезные.
НИКОМУ НЕ ЗАВИДУЮ
– Сейчас в Украине проводится много фестивалей, поэтических в том числе. Появилась даже определённая общность кочевых авторов, перемещающихся с одного действа на другое. Как вы оцениваете это явление?
– В поэтических концертах и фестивалях обычно участия не принимаю. Да моя поэзия сейчас, наверное, и не воспринималась бы со сцены, поскольку на эстраде и в веселой компании – даже поэтической – нужен мгновенный отклик понимания, приветствуется сюжетная поэзия, побольше «слезы» или, наоборот, иронии. Однако слушать чужую поэзию – любую, если она талантлива! – просто обожаю и никогда не завидую. Не отношусь к тем, кто полагает, что слишком много развелось поэтов и хорошо было бы кому-то заткнуть рот. У людей разные вкусы – у критиков и поэтов тоже, ведь и они просто люди. Для каждого автора найдется свой читатель и почитатель. Для кого-то сейчас, ну, а для кого-то гораздо позже, иногда даже и не при жизни. Все мы такие непохожие, что заменить друг друга, вытеснив собой, просто не можем. В поэзии нет предпосылок для конкуренции, это явление искусственное, вызываемое чьими-то непомерными амбициями.
На сайтах тоже редко когда участвую, потому что мне не нравится эта форма общения. Люди умудряются понимать смысл произведения вплоть до наоборот. Мне нескольких отзывов хватило, чтобы понять, что сайты – не место для поэзии, заставляющей мыслить.
«ПРОВИНЦИЯ», НО НЕ ДУХОВНАЯ
– Пусть микроскопическими тиражами, но издаются у нас в стране достаточно много литературных альманахов, коллективных сборников (иногда их называют братскими могилами), есть и солидные газеты и журналы. Можно назвать «Радугу», «Отражение», «Свой вариант», «Литература и жизнь», «Ковчег», «Ренессанс», «Девятый сфинкс»… Вы – не только руководитель Запорожской областной организации Межрегионального союза писателей и Конгресса литераторов Украины, но и редактор ещё двух литературных альманахов. Как удаётся их издавать?
– Мои альманахи – «Провинция» и «От сердца к сердцу» – проекты не коммерческие, выпуск происходит за счет средств участников: спонсоров нет. Зато состав участников определяется исключительно уровнем поэзии и ничем больше: ни раскрученностью автора, ни его «кошельком».
В начале прошлого года сделала, наконец, оригинал-макет Антологии избранного «Провинции», о которой давно мечтала: лучшие авторы Украины и других стран, сотрудничавшие с альманахом, лучшие произведения за более чем десять лет его существования. Правда, мецената до сих пор не нашла, хотя к кому только в прошлом году не обращалась! Сейчас составляю очередные выпуски альманахов – пусть хоть здесь что-то движется.
А вообще Украине не хватает толстого специального журнала – не просто поэтического, но в большей мере литературно-критического, где все, кто занимается глубокими исследованиями по этому вопросу, могли бы освещать современную ситуацию с разных сторон, где велась бы нормальная, деловая полемика, без перехода на «имена» и оскорбления.

«Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами». Как помогать и кому, ведомо лишь тем, у кого есть на это возможности и желание. Что совпадает не часто. Ответы могут подсказать такие неравнодушные и одарённые личности, как Светлана Скорик. Но кто слышит её подсказки? Пока – только время и пространство, в котором поэзия и проза сопутствуют жизни, иногда её опережая.
 Владимир Спектор
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.