КВН - КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ

Е.ГАЛЬПЕРИНА
Редактор,
Кандидат филологических наук.

КВН - КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ
( или МЕТАМОРФОЗЫ КЛУБА ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ )


Моя телевизионная жизнь началась полвека назад в 1958г.Через два года исполнится полвека одному из моих детищ ( в то время в нашем деле ещё не существовало в обиходе слово «проект»).Так случилось, что оно живо и процветает по рейтингу ( опять же незнакомое нам в те годы слово ) до сих пор. Речь идёт о КВН.

Всё началось со Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Впервые на наших улицах звучала другая речь, свободно ходили другие люди…Я приехала на фестиваль в составе делегации Таджикистана, где проработала три года по окончании МГУ в газете « Коммунист Таджикистана». Весь световой день мы проводили в бесконечных встречах, новых контактах. Я конечно не смотрела телевизор. А в это время на экране шла та самая передача, откуда есть пошёл КВН.

Накануне фестиваля, на одном из комсомольских собраний Центральной студии телевидения журналист Сергей Муратов заявил : « приближается событие всемирного значения , а у нас нет даже программы для молодых». Все согласились и поручили автору идеи ею заняться. Так, в сотрудничестве с авторами капустников - инженером электролампового завода Михаилом Яковлевым и студентом-медиком Альбертом Аксельродом была создана передача ВВВ.

«ВВВ весёлая программа . ВВВ- весёлая игра.» - Эта песенка стала визиткой игры. ВВВ- Вечер Весёлых Вопросов. По форме это был турнир, на котором ведущие предлагали присутствующим в зале заковыристые задания, одновременно превращая и телезрителей в активных участников турнира. Не болельщиков, а участников!

Из интервью с редактором программы ВВВ А.А Алексеевым:

Пусть вам не покажется странным, но эти программы родились у нас « со злости». Мы были не согласны с существующей в то время системой использования телеэкрана в основном для показа фильмов, театральных спектаклей. Стоило ли изобретать телевизор для

Главкинопроката?!. Мы искали свой язык, мы старались набить руку на организации массовых программ, героями которых могли стать в любой момент все сидящие у телеэкранов. Нас обуревало желание показать , на что способно телевидение.

Не менее важным было желание объединить зрителей вокруг какой-то весёлой, развлекательной программы. Мы слышали о разных «шоу» на американском телевидении , но конкретного представления о них мы не имели, да , честно говоря, и не очень бы хотели иметь - мы были молоды и хотели «открыть Америку» сами. Мы твёрдо знали одно - эта программа не должна походить ни на телевизионный журнал, ни на эстрадный концерт, ни на традиционную викторину.»

В прямой эфир вышло три Вечера Весёлых Вопросов. Третий был последним…

Из воспоминаний Сергея Муратова об этом последнем вечере.

«Передача шла из нового МГУ уже после фестиваля, в сентябре. Конкурс, из-за которого всё произошло, был придуман Н. Богословским - «Кто первым придёт на ВВВ в валенках, полушубке и шапке- ушанке , получит премию».Чтобы усложнить задание , ввели дополнение – привезти номер «Комсомольской правды» от 31 –го декабря прошлого года. Но Н. Богословский именно это и забыл сказать….

…Весь Ленинский проспект был заполнен толпой в зимней одежде….

Одним из первых прибежал летчик из Норильска, в унтах. Зал ему весело аплодировал. Но потом началось несусветное. Взмыленные люди заполняли зал, забирались на сцену, кто –то зацепил тряпку задника, и она слетела. Комсомольский лидер Университета зычно воззвал :

- «Комсомольцы, ко мне!!!»

Ксения Маринина , дежурный режиссёр передачи , которая потом стала создателем «Кинопанорамы» , а в этот вечер работала всего третий день … дала на экран единственную оказавшуюся у неё заставку - «Перерыв по техническим причинам»… Телезрители сначала думали, что это очередной розыгрыш. ВВВ - знаем мы ваши « технические причины»!!! Но надпись всё стояла … весь оставшийся вечер. Эфир был пустым. Последняя невольная шутка ВВВ…

На следующий день у всех руки-ноги дрожали. Страх был великим и у руководства . Как это отзовётся в ЦК? Отозвалось… Многих поснимали. В том числе очень хорошего, недавно пришедшего директора студии В.С. Осьминина. Фестивальная редакция перестала существовать, и я оказался без работы».

В мире не было крупной газеты, которая бы не откликнулась на это событие. Английская газета назвала свою статью « Битва за сковородки» .Среди призов действительно была сковородка….»

ИЗ ЗАКРЫТЫХ МАТЕРИАЛОВ АРХИВА ЦК КПСС.

( Принято в октябре 1957г. Впервые опубликовано в печати через 40 лет)

« .. Вопросы и загадки, предлагаемые слушателям, были не чем иным, как глумлением над советскими людьми. Присутствующим на вечере и всем телезрителям была предложена глупая интермедия с вопросом - « Как кошка слезает с дерева – головой вниз или головой вверх?» При этом исполнители с издёвкой заявили, что этот вопрос ещё не решён….

Подобный случай мог произойти только в условиях политической беспечности руководства телевидения. Партийно-политическая работа поставлено слабо. До сих пор среди работников студии не обсуждена статья Н.С. Хрущёва « За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа».

…Газеты «Вечерняя Москва» и «Комсомольская правда» по- обывательски выступили с беззубой критикой политически порочной передачи..»

В одной из бесед о телевидении в книге - «Телевидение и мы» автор ее Владимир Саппак, самый интересный исследователь нового вида творчества, его первых шагов , коснулся этой истории:

« мы увидели растерянных организаторов передачи. Наступила «томительная» (а для нас полная переживаний и впечатлений!) пауза. Наконец , передача была прекращена. А через некоторое время где-то даже промелькнуло сообщение, что мол, на виновных «наложено взыскание…» . Право же их стоило премировать!» В.Саппак « Телевидение и мы» М 1963г. Стр 64.) Одно такое мнение высокопрофессионального зрителя дорого стоит.

Моим первым рабочем днём на ТВ было 7 марта 1958г. Создавалась новая молодёжная редакция. Профессионалов ещё не было. Я пришла из газеты, второй редактор Анна Земнова из актёрского мира. Нашим старшим редактором был Рудольф Борецкий, окончивший философский факультет. Мы были дилетанты. Но сказал же С.Образцов, ссылаясь на мудрость своего отца, известного учёного - « У нового нет профессии. Новое создают дилетанты».

Первые наставления, которые нам дал Р. Борецкий, проработавший на студии уже три года, были:

- Запомните , мы не газета, не радио, не кино. Мы никогда не повторяем даже самих себя. У нас свой язык, свои жанры, свои эстетические принципы, которые нам предстоит открыть. Главное – мы общаемся в прямом эфире со зрителем, глядя в глаза каждому. Наш главный враг - окостеневшие штампы и пафосная банальность.

Мы смело приняли на себя муки творчества. И мечта бередила душу…Создать такую программу…такую программу, которая продемонстрировала бы все могущество телевидения. Превратить миллионы людей у экранов в свидетелей и участников действа, организованного (обратите внимание – организованного, а не просто показанного ! ) телевидением. Это действо должно было быть той частичкой жизни, которая рождается сию минуту на глазах у зрителя.

Героем этого действа будет молодой человек, наш современник, которого телевидение раскроет так полно, с такой непосредственностью и ,главное, с такой убедительностью, с какой вряд ли это можно сделать любыми другими средствами. Сила убедительности будет в моменте, рождающемся сейчас. Мы организуем действие одновременно в нескольких местах, заставим зрителя поверить в существование волшебного зеркала и благодарить мир за создание телевидения. Мечта бередила душу….

Однажды в редакцию зашёл Сергей Муратов, в тот момент уже нештатный автор…

- Ты что, какая - то не такая? - спросил он у меня.

- Надоело! Одно и то же – тележурналы из разных сюжетов… Оно, конечно хорошо, ищем язык, пробуем жанры… Но… Придумать бы что-то в духе ВВВ…

-Ты забыла ,чем кончается этот дух?

- Ничего, говорю я, - ответственность я беру на себя.

- Ах, на себя?! - принял сигнал Сергей.

Из интервью Сергея Муратова:

« В течение месяца мы собирались у Миши Яковлева на Проспекте Мира. Придумали совершенно новую, никаких аналогов в мире не имеющую игру. Опять втроём: Алик Аксельрод, Миша Яковлев и я. Нам хотелось , чтобы имя новой игры было сугубо телевизионным. Тогда и родился КВН. Это была марка единственных в то время телевизоров - солидных ящиков с крохотным экраном.

К нам в комнату часто наведывался Мишин сосед по квартире – молоденький актёр. « Можно я посижу, вы так интересно ругаетесь…» Он сидел, слушал, как мы придумываем разные ситуации для игры, и иногда просил :

-Ребята, а можно я спою вам свою песню?

- Конечно , Володя, спой, - дружелюбно снисходили мы с высоты своего возраста, опыта, тогдашней после ВВВ популярности. И он пел.

Мишиным соседом был Володя Высоцкий».

Авторы работали над сценарием, а я ломала голову над вечными вопросами – в чём смысл задуманной программы? Она будет для молодёжи или про молодёжь? Про какую? Которая окунулась в атмосферу свободы, которая обрела возможность думать? Какие мы? Какой должна быть атмосфера, в которой проявляется портрет нашего молодого современника? Как ответить на все эти вопросы в эстетике нового вида творчества, суть которой в открывающихся перед нами возможностями самого телевидения.

Авторы работали над сценариями, а я старалась искать ответы на эти вопросы., работая над эфиром, так мы называли ежедневные передачи. Помню, я ехала в командировку, готовя оперативную программу. Вдруг в нашем вагоне появляется бригадир состава:

- Ваше место такое - то ?

-Да, а что?

-Вам телеграмма….

Дрожащими руками беру листок.., читаю - « Ура! Нашли новорожденному имя - КВН. Марка первого телевизионного приемника, марка Клуба Веселых и Находчивых.»

Клуб!!! Вот оно что! Атмосфера радостных встреч, соревнований, открытий самих себя, своих нравственных установок. Если такая телеграмма отправляется в поезд, значит найдена атмосфера , мы на правильном пути – важен не только конечный результат., но и сама работа, которая светит быть радостной. Что может быть лучше?!

« КВН возник просто потому, что не мог не возникнуть, читаем мы у С.Муратова. Придумали мы его вместе:

врач Альберт Аксельрод - душа КВНа, инженер Михаил Яковлев, так сказать, наш министр добросердечия, и ваш покорный слуга – конструктор игры.

Но соавтором была – Эпоха. Результат первой «оттепели».

(«Огонёк», № 45, 2006г. Стр. 43)

Осенью 1961г был готов первый сценарий игры. Он состоял из конкурсов, самых разных, каждый из которых служил поставленной сверхзадаче – нашей попытке разобраться совместно со зрителями в том, какие мы? Задача каждого конкурса предполагала импровизацию на документальном материале, своего рода предлагаемые обстоятельства, которые в прямом эфире , с ориентацией на абсолютную правду, включали участников соревнований в весёлую и задорную борьбу за победные очки.

А пока что мы, те, кому предстояло дать жизнь каждому конкурсу, спорили яростно по поводу каждого возможного поворота действия – « как поступить , если члены команды поведут себя. таким-то образом…, другим…, третьим… и т.д.?» Когда общий язык был найден, сценарий завизирован главным редактором, началась нервотрёпка от неизвестности перед прямым эфиром, перед ходом самих соревнований, перед завтрашним днём.

Особо хочу отметить роль главного редактора Валентины Ивановны Федотовой. Придя на телевидение из высших комсомольских сфер, она, тем не менее , в значительной мере способствовала созданию, прохождению, утверждению на экране ТВ Клуба Весёлых и Находчивых. И в начале - в самый ответственный момент, когда она не мешала рождению Клуба, и потом , когда она отстаивала его во всех инстанциях. Можно полагать, что сыграло свою роль время « оттепели». Потом ей эта борьба давалась с трудом…, но главную роль, она сыграла в момент рождения КВНа.

Приближалось время эфира, ответственное ещё и тем, что пришлось оно на праздник 8-е ноября 1961г. Поставили КВН, правда, на вторую программу, где была меньшая зрительская аудитория..Как бы чего не вышло! Кстати, почти год он шёл по второй программе, и должно было однажды произойти чудо, чтобы КВН заявил о себе на всю страну. Но за первый год существования пришлось принять на себя немало огня и вод…. Медные трубы вначале не светили совсем.Мы предусмотрительно дули на воду.

Бессменный режиссёр КВНа Белла Сергеева, занимает капитанское место за пультом, по «громкой связи» проверяет готовность всех служб перед выходом в эфир. Болельщики и команды слышали всю эту перекличку и внутренне готовились к появлению в прямом эфире.

За пять минут до эфира в центр студии выходила я – редактор и произносила так называемую «тронную речь» :

– Мы приветствуем вас в нашем Клубе веселых и находчивых. Мы надеемся, вы получите удовольствие от предстоящих соревнований. Мы уверены, что вы своим хорошим настроением

поможете зрителям у телеэкранов разделить с вами это удовольствие. Болельщикам разрешается вести себя так , как и положено им испокон веков. Единственно, о чем мы просили бы вас , не забывать, что на вас смотрят миллионы глаз , не выключайте самоконтроль. В ходе передачи возможны неполадки – мы в прямом эфире, относитесь к ним спокойно. К командам и конечно к «Капитанам» особая просьба - соблюдать правила речевой безопасности и помнить, что мы – те, кто готовил эту передачу, завтра хотим еще выйти на работу. Ни пуха вам , ни пера!

Из аппаратной слышен голос Б.Сергеевой : Мы в эфире!

На экране появляется мультзаставка, сделанная нашим художником В.Севрюговым, и звучит начальная песенка:

В урочный день , в урочный час

Мы снова рады видеть вас -

Веселых и находчивых друзей.

Берите в руки карандаш,

Мы начинаем вечер наш,

Садитесь поскорей,

Пусть кому-то повезет,

А кому-то нет…

И не нравится вопрос,

И не сходится ответ,

Но все ж -

Берите в руки карандаш

Мы начинаем вечер наш,

Мы ждем вас, друзья!

Мы выходим в эфир из самой большой студии Шаболовки, шестисотметровой студии «Б».

По периметру студия обтянута голубым матерчатым задником. В ней установлены ступенчатые полукруглые трибуны. На них уже сидят болельщики и команды. Они в центре внимания громадных телевизионных камер – мастодонтов. За камерами - наши операторы - асы, тяжеловесы: В. Киракосов, Б. Кипарисов, В. Куликов.. На всё это с потолка светят жаркие телевизионные прожектора, колдуют осветители, тянут в последних приготовлениях кабели кабельмейстеры , убирают и ровняют их, как бы не попали в кадр!

Начинает движение телевизионный кран с микрофонами, на его основании, на небольшой площадке, стоят ведущие. За кадром- шум стадиона и голос комментатора :

-Наш микрофон установлен в самой большой студии телевидения…. Ведут эту встречу не Ян Спарре, не Николай Озеров…..Ведущие - артисты театра Сатиры Наталья Защипина и Александр Белявский. Сегодня в Клубе Весёлых и Находчивых встречаются команды МИСИ и ИНЯЗА.

Пролёт стрелы крана через всю студию принципиально заявил о нашей свободной манере показа. Репортажность, одна из эстетических особенностей как самого телевидения, так и появляющихся новых передач. Но репортаж для нас , новичков в телевидении, был новым жанром, особенно репортаж студийный. Чтобы его вести ,ведущие должны быть свободными и раскованными, особенно в такой игре как КВН. Фестиваль только чуть- чуть приоткрыл нам завесу над таким понятием, как импровизация. Чтобы ею свободно владеть, надо родиться и жить под южным солнцем и высоким небом, а не на 55 гр.северной широты. Тем более , что «оттепель» только наступала…

Соревнования в Клубе веселых и находчивых поначалу вели актеры . Одни имена чего стоили! Н.Фатеева, А.Роговцева, О.Борисов… Они прекрасно играли свои роли по предложенным текстам, но они не владели полностью игрой. И тогда мы совершили смелый по тем временам поступок.

Мы приняли решение - ведущим должен стать Алик Аксельрод. Он - автор, он в театре МГУ отличный режиссер, он, наконец, врач- реаниматолог… Красивый, интеллигентный,веселый и находчивый. Зрители приняли его сразу. В одном из писем того времени мы читаем : « И опять КВН к себе манит, зовёт, ах, какой молодец ты Альберт Аксельрод».

Как- то по ходу игры спросили у него: « Что общего между вашей профессией реаниматолога и увлечением КВНом?» Не задумываясь, он бросил игрокам ответ :–«Оживление в зале».

Лишь однажды он испытал потрясение , выйдя в прямой эфир ,– это был момент ,когда ему в руки дали микрофон. На нашем телевидении такого ещё не было! Он знал , какую ответственность он берет на себя ….Новичку, не проверенному кадрами, позволили без цензора, свободно , « от себя» говорить на миллионную аудиторию.

Риск- благородное дело , а Аксельрод- один из ведущих той игры, был благородным человеком. Ведь это он в составе бригады создателей (так назывался в ту пору коллектив, стоящий у руля передачи) предложил телезрителям новый вид развлекательно -интеллектуальной игры , которая охватила всех от мала до велика. Выйдя в прямой эфир, КВН за первые три года прошёл огонь, воду и медные трубы. Стоило организаторам соревнований произнести в телефонную трубку магическую фразу : «Вас беспокоит КВН» - как перед ними открывались все двери и безвозмездно (!) выполнялась любая просьба. Бесплатный перелёт команды на самолёте? Пожалуйста!!! Конный эскорт для встречи команды соперников? Пожалуйста!!! Это делает нам честь! Что только не придумывали любимцы зрителей для смыслового и изобразительного насыщения конкурсов, и всё было.

Не менее рискованным было пригласить в пару к Аксельроду диктора С. Жильцову.

Готова ли она ,пройдя школу официоза, быть свободной, весёлой и находчивой? Не сразу но, проведя несколько игр в Клубе с Аксельродом, она стала своей и неотъемлемой в КВН.

Итак, ведущие, достойные нашего Клуба есть, главное теперь, чтобы участники соревнований соответствовали планкам конкурсов. Смысл плюс юмор! Ничего в лоб! Все конкурсы рассчитаны на экспромт! Правила игры вырабатывались от раза к разу. Понадобилось полгода, чтобы утвердившиеся конкурсы с предлагаемыми командам обстоятельствами, дополняя друг друга, создавали коллективный портрет нашего современника. Весь смысл игры был в ответе на вопрос «какие мы?».

Итак, ведущие, достойные нашего Клуба есть, главное теперь, чтобы участники соревнований соответствовали планкам конкурсов. Смысл плюс юмор! Ничего в лоб! Все конкурсы рассчитаны на экспромт!

Правила игры вырабатывались от раза к разу. Понадобилось полгода, чтобы утвердившиеся конкурсы с предлагаемыми командам обстоятельствами, дополняя друг друга, создавали коллективный портрет нашего современника. Весь смысл игры был в ответе на вопрос «какие мы?».

Первым конкурсом, естественно, стало приветствие. Сразу подчеркну, что этот конкурс в наше время никогда не оценивался. Приветствие и очки- две вещи несовместные. Первый конкурс создавал настроение, в нём зарождалось предпочтение, отдаваемое той или иной команде.

Разминка, второй конкурс уже давал стартовый ритм соревнованиям. Импровизация, юмор, ритм. Так рождалась атмосфера.

- Где пуп земли?

- Куда Макар телят гонял?

Ответы требовали находчивость и юмор.

К вопросам присовокупляются предметы. Найдите среди них ответы на известные выражения - «лясы точить», « ни зги не видно», «трын-трава».

Вопросы предлагаем не мы, а команды- друг другу.

Поначалу, по старой памяти, мы модернизировали задание старых викторин. Появлялись познавательные конкурсы. Нам хотелось показать впрямую интеллект современника. Так родился конкурс «Дом, в котором мы живём». Декорация представляла собой участок таблицы Менделеева. Клетки таблицы- это квартиры нашего дома. В них поселяются участники конкурса.

Они включают настольные лампы и погружаются в лежащие на столиках книги.

…Квартира номер….пожалуйста, - ваше имя, атомный вес и т.д.

…Солнце отражается в соединениях кремния, которые в КВН мы называем …?

…Отберите , пожалуйста, из числа предметов в комнате те, которые связаны с вашем именем…

Это была полная импровизация. Надо было видеть выражение лиц игроков в те несколько минут, которые давались для ответа. Думающий человек на экране! В те годы это было просто

исключительной редкостью.

Но в следующей игре мы уже отказывались от таких лобовых вопросов. Мыслить интереснее

ассоциациями. Тем более, что после каждого выхода в эфир директор студии Г.А. Иванов

вызывал меня на ковер.

- Вы предлагаете слишком трудные вопросы, это дискредитация советского студенчества.

В другой раз:

- Вы предлагаете слишком лёгкие вопросы, это дискредитация нашего студенчества.

В следующий раз:

- Почему у вас представлены только студенты, где рабочие, колхозники?

Это была уже разминка для меня.

От таких конкурсов решили отказаться. Интеллект надо проявлять другим путём. Тем более, что, как всегда неожиданно, произошло чудо. Однажды на первой программе стояла передача, которая то ли не была готова, то ли не пришлась по вкусу начальству. Но её в последний момент сняли с эфира. Образовавшуюся брешь решили закрыть идущим в тот же вечер , но , как всегда , идущим по второй программе КВНом.

Клуб Весёлых и Находчивых впервые транслировался на всю страну. Так пробил его звёздный час.

Так случилось, что в канун нового 1963 года, мы смогли ещё и реализовать мечту о демонстрации могущества телевидения. Опять- таки так случилось, что в один вечер, одного из последних дней декабря , программная дирекция поставила подряд три самых популярных передачи:

«КВН», «Эстафету новостей» и «Огонёк». Особенность ситуации состояла в том, что «Огонёк» шёл из Ленинграда. Нас сразу осенило, что мы же такое можем! Впервые в прямом эфире объединить, например, все три передачи. Мы стали инициаторами реализации появившейся возможности. В тот вечер начинался КВН в Москве с конкурса, посвящённого Аэрофлоту .По окончании разминки капитаны назвали по два участника от каждой команды для участия в заключительном конкурсе, победа в котором определит победителя этой финальной встречи года . Ведущие объявили судью этого конкурса - А.П.Свободин. Названным кавээнщикам предложили покинуть студию и собраться в путь ….

В студии был объявлен следующий конкурс. По ходу его, вдруг, в эфире появилась картинка с изображением зимней Шуховской башни, от которой к главному входу в Центральное телевидение, к автобусу, там стоящему, бежала , одетая в зимнее , группа , недавно покинувшая студию. Часы показывали точное московское время. Мы вели прямую трансляцию с улиц Москвы, по которым мчались милицейские машины, открывая автобусу телевидения дорогу в аэропорт. Мы показали, как садятся кавээнщики в самолёт, как самолёт поднимается в воздух .

В эфире снова - студия, где продолжались соревнования Клуба Весёлых и Находчивых. Периодически они прерываются сообщениями ведущего «Эстафеты новостей» Юрия Фокина, который сообщал, как идёт полёт.

В самолёте член жюри А. Свободин открывает конверт с заданием - описать свой полет и сопроводить описание юмористическими рисунками. Кто интереснее, кто смешнее, кто быстрее?

Снова «Эстафета новостей» сообщает, что самолёт с участниками соревнований КВН на борту приближается к Пулкову. А соревновались в тот вечер очень сильные московские команды : Физико - технического и Медицинского институтов.

Из воспоминаний участника полёта - члена команды ФИЗТЕХа Иосифа Рабиновича:

«Порой при выполнении различных конкурсов приходилось находить весьма нетривиальные решения, как художественные, так и технические. Помню встречу с медиками перед новым годом – это был московский финал. Мы победили, в том числе и в выездном конкурсе, что теперь особенно приятно вспомнить – моим соперником был Гриша Горин, именно тот самый. Много позже, когда он пригласил меня на «Белого попугая» (он вёл его после кончины Юрия Никулина), Гриша, поблагодарив меня, сказал, что то поражение окончательно подвигло его сменить медицинскую карьеру на тернистый путь писателя и драматурга. Но вернёмся к самому конкурсу. Нас послали в Ленинград – прямо во время встречи сразу после разминки, и нашим конкурсом в трансляции из Ленинграда (с тамошнего «Голубого огонька») должна была завершиться встреча. Не знаю, как редакция уговорила Аэрофлот, но был организован спецрейс, где для нас выделили первый салон, а остальные места были проданы (под Новый год их расхватали как горячие пирожки). Про полёт в Питер мы были предупреждены, кроме подробностей конкурса. Было решено отвезти сувенир ленинградскому «Огоньку». Решили везти снежную бабу – первый беспосадочный перелёт снежной бабы самолётами Аэрофлота, это почти книга Гиннесса. Но как довезти – вот проблема! Нам порекомендовали парнишку с 4-ого курса Гену Ноткина, сказали что сообразительный и рукастый – этот придумает. Ему была поставлена сложная техническая задача – баба должна быть транспортабельна, подъёмна для двух человек (в Питер от каждой команды летела пара, мы были с Юрой Пухначёвым). И, конечно, баба не должна была растаять за несколько часов дороги из Долгопрудного до Шаболовки и далее самолётом до Питера. В суете подготовки про бабу как- то забыли, и только перед самым эфиром Гена вырос передо мной и буднично спросил: « баба –то нужна?» Вот она.

Около его ног стоял аккуратно сбитый фанерный ящик. На нём было всё: и «верх-низ» и «не кантовать» и прочие указивки. Был отмечен и маршрут – Москва- Ленинград. Я спросил, не потечёт ли наша Снегурочка, и получил уверенный ответ, что сохранность гарантируется.

Не буду подробно останавливаться на полёте, нас встретили коллеги из Корабельного КВН и сам царь Пётр верхом на понурой смирной лошади, хоть и подразумевался Медный всадник. От актёра ,изображавшего царя , разило гримом , мы посеяли в автобусе портфель (потом нам его вернули) и, наконец , – студия и питерский Огонёк. В глазах зарябило от обилия живых легенд – на памяти А.Райкин, небритый И.Смоктуновский (отращивал бороду для Гамлета), О.Борисов и целая плеяда знаменитостей.

Мы вручали бабу как подарок московского КВН ленинградскому «Огоньку». Ящик открылся с треском, звукорежиссёры, видимо, поморщились, затем на паркет посыпались опилки и показалась наша красавица. Я взял её двумя руками (была она полметра ростом) и ощутил лютый холод – руки просто прилипали к её телу. Скоренько выпалив подготовленный текст , я сунул её в руки ленинградского ведущего, тоже известного артиста, на середине его фразы « Мы всегда будем помнить о вашем подарке»…. Я навсегда запомнил его выражение глаз в момент, когда баба оказалась в его руках. Испуг и невольная ненависть сквозили в них, он судорожно поставил красавицу на стол. Потом был конкурс – отчёт о перелёте , и мы одолели Гришу Горина с напарником, одолели в основном за счёт прекрасных карикатур с натуры, выполненных Юрой Пухначёвым, и ,конечно, за приезд в гости нашей холодной дамы. Погода испортилась, мы переночевали в Питере и домой попали под самый Новый Год.
Вы спросите, а в чём же был секрет Снегурки? Он прост – сообразительный Гена Ноткин взял брус технического льда, температура которого ниже -50 градусов по Цельсию ,облепил её снегом в форме классической снежной бабы. Остальные прибамбасы - динамик от колонки -вместо ведра на голову, радиолампа- вместо морковки в роли носа и что-то вместо метлы было уже делом нехитрым, но выполнено было со вкусом – хорошая баба вышла, вспомнить приятно.
Вы знаете, почему я верю, что в нашей стране справятся с управляемой термоядерной реакцией? Да потому, что главным инженером в отделе «токомаков» (это такие установки, в которых люди пытаются удержать и укротить плазму) трудится Геннадий Евсеевич Ноткин. Уж он то что-нибудь придумает обязательно».

Вышла в эфир «Эстафета новостей», показали наших ребят на ленинградском «Огоньке», и мы чувствовали себя на Пике могущества телевидения. В течение нескольких часов внимание зрителей было приковано к реальному событию, организованному нами , и это действие, происходившее у всех на глазах, было тем самым телевидением, за которое каждый из нас ратовал. Чистейший риск, рожденный творчеством, рождающий творчество.

«Обращаюсь к памяти тех, кто видел хотя бы одну передачу КВН. Не к зрительной, не к слуховой, а к «душевной» памяти. Припомните, с какой искренностью и определённостью выразили себя эти ребята, выразили своё поколение, о котором мы порой судим поверхостно и легко.» (В. Григорьев. «Театр» 1963г. №5)

Когда на третий год жизни КВН А.Аксельрод ушёл работать нал диссертацией , опытная уже С.Жильцова стала по-живому передавать опыт ведущего- студенту московского Института инженеров транспорта Александру Маслякову.

А наш клуб Весёлых и Находчивых перевели в телевизионный театр, что на пл. Журавлёва. Мы долго колебались, прежде чем согласиться. Нас привлекал интим студии. Кроме того, мы очень дорожили сугубо телевизионной спецификой , которая возможна, как нам казалось, только в студии. Когда же началась первая передача на новом месте, когда навстречу членам жюри и соревнующимся командам поднялся аплодирующий от партера до галёрки зрительный зал, мы вдруг поняли, нашему Клубу не хватало вот этого размаха. Главное, чего мы стали бояться- это театрального пространства. Как бы не превратиться в театр с заранее написанными миниатюрами под видом конкурсов, как сохранить себя как Клуб импровизации, показывающий в прямом эфире – какие мы? Работы стало значительно больше, хотелось задействовать всех присутствующих- болельщиков в зале, жюри в ложе, зрителей у телевизора. На помощь мне пришёл новый редактор- Марат Гюльбекян.

Одним из ключевых конкурсов был в то время – БРИЗ (бюро рационализации и изобретательства), основанный на базе « Академии прожектерства» свифтовского Гулливера. Как правило, он шёл в первой половине Игры, потому что члены команды должны были придумать содержание и реализовать его на наших глазах, в параллель продолжающейся игре.

А задания давались самые невероятные - «… Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что…» . Или - « Как добыть солнечную энергию из огурца ? «(по Мюнхгаузену). Если первый вопрос предлагался преимущественно командам-лирикам, то второй - командам-физикам.

Какие они предлагали проекты ! Половины их специфически научной лексики я не понимала, но млела от удовольствия, какие энергичные, эрудированные, веселые у нас ребята!

Отправление изобретателей из студии для решения задания проходило тоже торжественно и в открытую. Телекамеры показывают, как они сбегают по ступенькам лестницы, вскакивают в ожидающие их машины и мчатся, не знаем куда…

А в другой раз, когда члены команды разрабатывали способ добычи солнечной энергии из огурца, мы торжественно провожали их в соседнее помещение, где они на наших глазах придумывали текст и смешные иллюстрации на заданную тему. Телекамеры, наблюдающие за ними, периодически включались в прямой эфир, и телезрители могли следить за процессом работы.

На сцене, в то же время продолжается Игра. Наступает очередь одного из самых спорных конкурсов, который мы назвали «действенным» . Ох, как нас ругали за него ! -« Вы еще предложите взрослым парням прыгать в мешках…».

– А почему бы и нет?...- думали мы. Только что они говорили с нами на очень умном языке, а сейчас весело играют в детские игры… Мы за смысл, но разве нельзя просто посмеяться, подурачиться , если на то пошло...

Можно ,конечно… Но мы задумывались над критикой и впоследствии придавали этому конкурсу то ли неожиданный, то ли серьезный, то ли даже социальный смысл.

… Студентам вручили наборы крупногабаритных детских кубиков. Задание - построить из них дворцы для детей. Когда все было готово, пригласили судью Ларису Григорьевну. Неожиданно на площадку вышла пятилетняя девочка, воспитанница детского сада. Она здраво рассудила работу , выбрав тот дворец, который пришелся ей по вкусу. Начали с такой вот шутки.

…В другой раз вынесли на сцену 2 ведра с самыми разными овощами и пригласили двух парней из каждой команды обработать их. Один должен был сделать это вручную, а другого пригласили к новенькому комбайну для чистки овощей. Кто чище, кто красивее , кто быстрее ? И не забыть написать отзыв на завод. Включается музыка, и начинается работа. Ребята шли, что называется, ноздря в ноздрю. Но вдруг один из них стал выполнять свою работу в такт музыке, потом стал пританцовывать около ведра. Он был столь привлекателен, столь артистичен, что зал стал подыгрывать ему аплодисментами. Проиграл тот, кто стоял за комбайном.

Через несколько дней пришло письмо от создателей комбайна. Они благодарили нас и обещали доработать новую модель. Таких откликов на критику, прозвучавшую в прямом эфире по тому или иному поводу, было много. И все они были доброжелательными и без обид.

Кончился этот конкурс ,и в зал входят студенты, те, кто ездил – не знаю куда , не знаю зачем… Одна из команд привезла летчика-испытателя Сергея Анохина. Их аргументы – испытателям приходится летать в неизведанное, им открываются тайны нового самолета, неизвестные на земле и т.д. Они обратились за поддержкой к своему герою, и , о чудо , он начал рассказывать один эпизод за другим, один интереснее другого. Зал был готов слушать его и слушать…КВН неожиданно повернул в сторону, где было просто интересно, и это было одним из «звездных» мгновений Игры. Со временем БРИЗ практически превратился в своеобразную академию по составлению дерзких, остроумных проектов.

…. Мы поручаем им построить город студентов на Луне.

…. Мы вручаем им на 24 часа портфель Министра высшего образования для усовершенствования работы ВУЗОВ.

….. Наконец, мы вручаем им нашу планету. Как они ее преобразуют ?

На подъеме того или иного конкурса «БРИЗ» для разрядки мы предложили болельщикам играющих команд сделать веселую производственную гимнастику. Включилась музыка, и в такт ей все начали свою разминку. И в партере, и на балконе. Прошло минуты две, как в аппаратную вбежал бледный инженер.

- Прекратите!

- Немедленно прекратите! Они своими движениями в такт раскачивают балкон!

- Может произойти обрушение!

Мы избежали той участи, но казус запомнили надолго. Да разве он был один…

От передачи к передаче мы старались в поисках ответа на вопрос «Какие мы?» искать более глубокие корни. Так родился конкурс «Домашнее задание». Единственный домашний , единственный отрепетированный, единственный в открытую социальный.

В БРИЗе мы ставили акцент на демонстрации интеллекта плюс юмора, и на импровизационности, в «домашнем задании» - на общественном характере и глубине. Естественно, не без юмора.

Важно было показать общественное лицо молодого человека начала шестидесятых, его активное вторжение в жизнь. Самый первый наш конкурс, подготовленный дома, назывался «Город отражается в витринах». Задание – сделать по десять фотографий для стенда «Эстетика нашего города и его витрин». После репортажа с выставки в архитектурном управлении Москвы провели специальное заседание. Критика была признана правильной.

В другой раз мы вручили командам детский волчок и назвали его «Ускорин». При помощи его они могли многое изменить в жизни.

……нет ничто не получится сразу,

Как в дешёвом пустом кинотрюке

Ускорин – это искристый разум,

Ускорин - это сильные руки,

Ускорин - не волшебная дверца,

В ту страну, где волшебные реки.

Ускорин - это жаркое сердце, если бьётся оно в Человеке!

С патетикой все настроены были обращаться осторожно. Но в данном случае команды находят её вполне уместной, и этими стихами работа над домашним заданием заканчивается, правда, с маленькой улыбкой, без которой КВН не КВН…

… в пустыне было нам не страшно,

Нас утешала мысль одна,

Что на горбах верблюдов наших

Напишут наши имена.

Задание готово. Если признаться честно, ребятам оно уже не нравится… Но переделывать можно до бесконечности. Нам довелось однажды присутствовать на финале КВН в подмосковном Обнинске. Домашним заданием у них было скомплектовать комсомольский прожектор и осветить им недостатки в коллективе соперника. И таковой могла быть роль этого конкурса.

Атмосферу в зале создают болельщики. Значит, конкурс должен быть и для них.

……Они входят в зал , а на креслах лежат конверты ,в которых содержится задание. Например, кто споёт на один куплет больше соперников из песен А. Пахмутовой? Командуют парадом капитаны болельщиков. Были у нас и такие.

«Хорошо бы строить программу так, чтобы всякий культурный человек при желании мог действовать наравне со зрителем в зале, выражать своё мнение, скажем по телефону, а не просто следить за соревнованием» - читаем мы в статье В. Веселовского. (Журнал РТ, 1966, №21)

Однако время обратной связи для нас ещё не наступило.

Мы старались, конечно, вовлекать телезрителя в Игру. Так, одним из заданий был запуск радиозонда с флагом КВН. Кто найдёт наш флаг, будет приглашён почётным членом жюри очередного КВНа.

Мы получили десяток радиозондов из разных уголков европейской части Союза с придуманными самими отправителями шуточными вымпелами, флагами, эмблемами КВН.

Наш флаг не был найден, но эта активная реакция зрителей была тем, чего мы добивались.

В другой раз мы предлагаем зрителям у экрана сфотографировать самый интересный момент игры. Победитель приглашается в жюри. Бандероли с надписями – «Не перегибать! Фото!» заполнили редакцию. На передачу работала страна. Это был радостный КВН, который от передачи к передаче покорял всё больше пространства и времени.

«Оттепель» приближалась к своей высшей точке, когда в Клубе стали происходить всевозможные казусы. В соревнованиях хотели принимать участие не только институты, но и целые города.

Борясь за престиж команды, они создавали её участникам царские условия для подготовки, размещали в санаториях и домах отдыха, предприятия изготавливали к тому или иному конкурсу материальные ценности, хотя одним из главных принципов Клуба было «Нам с меркантилизмом не по пути!!!».

… И однажды состоялся финал соревнований между Москвой и Киевом. Москву представлял Физтех, Киев - Институт инженеров ГВФ. Представительное жюри возглавлял чемпион мира по шахматам Михаил Таль. Игра была сложная. Киевляне привезли робота, который, потеряв управление, пошёл на телекамеру. По размерам они были равны. В борьбе с роботом передача перебрала значительную часть отпущенного на конкурс времени. К финалу пришли на равных.

В последнюю минуту киевляне дарят соперникам и членам жюри по своему фирменному значку КВНа , изготовленному специально для этой игры Отличие от наших стандартных значков было в злополучной фуражке лётчика. (На фото - справа)

За это жюри, состоявшее наполовину из киевлян, по предложению М.Таля, голос которого и перевесил, присуждает лишнее очко команде ГВФ. Победил Киев.

Что тут началось! Значок сделан на госпредпиятии, это меркантильное очко! Не честно!

Нарушено джентльменское соглашение.

Из письма зрительницы - « Из-за нарушения правил Клуба была попрана справедливость. Как объяснить это детям, которые вместе со мной смотрели передачу и не могли понять, почему телевидение допустило несправедливость?!» Как объяснить само собой разумеющееся, что в то время нашей установкой была совесть, а не деньги. Джентльменское соглашение диктовало – уговор дороже денег.

Диктаты были ,однако, разные. Однажды КВН был впервые поставлен в программу с трансляцией на Интервидение. Мы, конечно, хотели показать нашего молодого современника объёмно и, разумеется, с лучшей стороны. Умного, свободного гражданина своей страны, жизнерадостного и красивого. Прямой эфир назначен на 23-е ноября 1963г. Накануне передачи меня вдруг со сценарием вызывают к начальству.

- У вас много разговорных конкурсов, а у нас только один переводчик. Замените их на «действенные».

Я начинаю возражать : это исказит характер передачи. Может, вы предложите показать не нашего современника, а два прихлопа три притопа?

Разговор шёл с главным редактором, и я могла позволить себе такие вольности.

- Это не обсуждается. Постарайтесь найти конкурсы повеселее.

Я в ярости возвращаюсь в редакцию, и вдруг узнаю - только что сообщили об убийстве в Далласе Джона Кеннеди. Было 22 ноября. На экранах американских телевизоров появилась заставка из рогожи с одним только словом - Позор. На завтра во всём мире был объявлен траур.

А мы выходили на европейские страны с весёлыми конкурсами КВНа…? Никто не хочет принимать в этом участие. Члены жюри категорически отказываются приезжать на передачу.

Что делать? Мало, очевидно, мы глотнули свободы за эти три года…. И мы, и уважаемые члены жюри. Передачу не отменили, на чём мы настаивали, и весёлые конкурсы, действенные, вышли в прямой эфир на отдельные европейские страны…

Мы никогда не видели своей передачи, она ведь нигде не фиксировалась. Мы жили завтрашним днём - либо коллеги скажут «спасибо!», либо вызовут на ковёр, либо и то, и другое. Утром следующего дня состоялась большая летучка Центральной студии телевидения. Нас разнесли в пух и прах. О Кеннеди не вспоминали. Били за искажённый образ современника. Мы выдержали яростную битву и разошлись по домам.

На следующий день, как после каждой передачи, бригада КВН, включая авторов, собралась в редакции. Все собравшиеся – « смертельные враги». Дай им волю, и они в словесной перепалке уничтожат друг друга. О вчерашней передаче никто не говорит . Как будто ее и не было. Ведем себя ,как обычно. Вчерашний выход в эфир никому из присутствующих, как правило ,не нравится. Авторы считают , что режиссура должным образом не реализовала их идею, режиссёр считает, что корень неудач стоит искать в несовершенстве идей. Редактор выполняет роль амортизатора, Удары должны быть какими угодно, только не оскорбительными. Дверь редакции не должна захлопнуться ни за кем из присутствующих. Я бываю , как никогда, толерантна, глажу всех по голове, обещаю горы золотые и не скуплюсь на самое ценное на телевидении – на слово «спасибо!» Моя задача сохранить творческую бригаду, которая завтра должна собраться во что бы то ни стало, да ещё в рабочем настроении для обсуждения нового сценария КВН. Начинается новая работа.

Включаются в неё и члены жюри. Уже в первые годы утвердился стабильный состав судей:

А.Свободин – искусствовед, Я. Голованов – журналист, Л. Теплов – художник и журналист, Ю.Моралевич – капитан дальнего плавания, автор научно- популярных книг, Л. Лиходеев – писатель - сатирик. Это ему принадлежат дорогие нам строки: « Мне казалось, что когда начался КВН, на телевидение прорвался тот самый жанр, для которого телевидение придумано».

(«Журналист» . 1968г. №1.)

Последний конкурс - самый,самый. Это конкурс капитанов. Много талантливых участников соревнований проявлялось на наших глазах, но лицо команды составляли ее капитаны. Умные, красивые, энергичные , веселые и находчивые, они импровизировали так естественно, как будто все - южане, согретые и раскованные горячим солнцем, высоким небом… Все зрители и в зале, и у телевизоров влюблялись в них.

Девизом лидеров команд было - Капитан! На вас смотрит весь мир!

До сих пор мы помним имена первых.

… У нефтяников - Слава Хоречко.

… У будущих инженеров ГВФ из Риги - Юра Радзиевский : « За нами Рига,за нами небо, за нами весь Аэрофлот.»

… У московских медиков - Мотя Левинтон: « Я , не подумав, вылез на зкран,

Теперь на улице иль в магазине

Ведь это Мотя – капитан,

Ведь это Мотя - капитан,

Мне шепот слева, справа или в спину.

…Фима Аглицкий, Юра Макаров, Валера Хаит - я называю их всех по именам- ,уменьшительно-ласкательным, так, как звали их тогда в шестидесятые, когда мы были молодыми, и КВН только начинался…

… Юлик Гусман из Баку. Он преподнес сопернику томик Н.Гоголя : « В этом томике Гоголя есть свой резон, - чтобы наш КВН не сумел задушить своей мертвой душой никакой ревизор.»

…Андрей Меньшиков из команды Московского инженерно- строительного института:

«Пока горит телеэкран, я вас веду как капитан, и управляю всей Землей, как кораблем !...»

Саша Зацеляпин – капитан команды знаменитого Московского физико – технического института. Физики вошли в игру годом позже, но побеждали блестяще.

Однажды нас - Беллу Сергееву, меня и Марата Гюльбекяна пригласил к себе в Долгопрудную, где находился Физтех, великий ученый Петр Леонидович Капица.

« - Вы знаете, у нас много хорошего в институте, но самое главное , что мы победили в КВН, мы стали чемпионами КВН !»

Он жал нам руки, благодарил - « У вас все так здорово, ребята по-другому стали жить.»

Продолжение этой встречи - в записи Оси Рабиновича, члена команды Физтеха.

«После истории с Киевским институтом ГВФ возмущение научной физической общественности было столь велико, что нам решили оказать помощь.

Нет, не финансами, не студиями и ансамблями пляски и песни, а интеллектуально – технически. Причём, инициатором выступил сам Капица, нет, не «очевидно- невероятный» Сергей Петрович, а Великий Дед – Пётр Леонидович. Мы всей командой были приглашены к нему в кабинет в Институте Физпроблем. Дед своим тенорком сказал приглашённым сотрудникам – ребятам надо помочь – предложить такие опыты - фокусы, от которых любое жюри остолбенеет и даст высшую оценку. Вот вы Александр Иосифович, что можете предложить, обратился он к члену-корреспонденту Шальникову – великому экспериментатору и изобретателю, одному из создателей атомной и водородной бомб. В этот момент я поверил, что рояль в кустах может оказаться без всякой подготовки и совершенно неожиданно.

- Я могу научить их прожигать сигарой кровельное железо, - не моргнув глазом, ответил Александр Иосифович. Через десять минут в кабинет П. Капицы был доставлен кусок железного листа ,сигара и плошка- термос с парящим жидким кислородом. Сначала Шальников показал, как наливать кислород на руку – всё дело в том, что образуется паровая подушка и жуткие минус полтораста градусов не контактируют с ладонью, главное - не допустить складок и выпячивать ладонь как можно сильнее. Но самое удивительное было впереди – Шальников набрал жидкий кислород на язык (тоже эффект подушки, язык держал лодочкой) и, взяв заранее раскуренную сигару , стал дуть сквозь неё кислородом и, о чудо, прожёг ею железо! А сумеют они повторить этот трюк, - спросил , сомневаясь, П. Капица.- Опасно всё же… может, Шальникову парик наденем (Александр Иосифович был напрочь седой), и сойдёт он за студента, включите его в команду и пусть показывает фокус». Сказано это было совершенно серьёзно, и Шальников улыбнулся, показывая, что эта идея ему не противна. Обсуждали ещё несколько предложений, и мы удалились, уверенные в том, что нам хотят помочь. Нет, конечно, великий экспериментатор не выступал потом в наших рядах, обошлись мы и без подставы, и все встречи выиграли, но главное для меня то, что Дед был не против… Хорошие и весёлые люди учили нас и физике и работать, и жить, повезло нам с этим, что ни говори!»

Ах, если бы нам дано было пожить еще в рамках истинного телевидения, т.е. в прямом эфире.

Но появляется новшество, которое сковывает нас, главным образом наши души, имя ему – видеозапись. Для начальства спокойнее, для нас … импровизация, уже зафиксированная, над каждым словом раскрываются зловещие ножницы. Шестидесятые годы достигли своей середины и даже перевалили за нее. Цензоры снова заняли свои кабинеты.

Нас грело то, что параллельно с телевизионным Клубом в КВН уже играла вся страна - школы, институты, предприятия, воинские части. Играли всерьез и равнялись на большую Игру. Команды же , которым посчастливилось выходить в прямой эфир, предъявляли к себе самые высокие требования.

Выдержка из газеты « Менделеевец» ( орган Московского химико–технологического института): «Мы проиграли. Для победы в состязаниях веселых и находчивых нам не достало не только очков. К сожалению, нам не хватило зрелости, вкуса и элементарной культуры поведения на сцене. Продемонстрировали мы, в известной степени, и кризис идей. Когда капитан команды говорит: « Это тот самый Толстой, который «Войну и мир» написал, или «Наш папа Менделеев», то это вызывает не милую улыбку зрителя, на которую, очевидно, и был расчет, а гримасу стыда и возмущения. Существо КВН составляют неожиданные и непредвиденные столкновения интеллектов, моменты непосредственной борьбы, то самое, чем так привлек он в свое время многомиллионную армию зрителей, что в избытке присутствовало в первых состязаниях острословов и умельцев и что постепенно сходит в Клубе на нет. Погоня за театральностью, за действием отрепетированным сейчас все больше и больше оттесняет на задний план тот накал борьбы мнений, интересов , знаний, которые так приветствовал зритель.

И все это вытекает из той новой формы, которую постепенно принимает КВН, формы заранее запланированного зрелища. Это путь гибельный. А нам не хотелось бы, чтобы Клуб веселых и находчивых кончил столь бесславно свое существование» ( 8 марта 1965 г. № 7 )

Игра окончена. На экране телевизора знакомая мультзаставка. Звучит прощальная песенка

« Уже луна глядит в окно,

Уже за окнами темно,

Вопросов больше нет, друзья, у нас.

Мы расстаемся, но потом

Мы снова в гости к вам придем

В урочный этот час…»

КВН, который прожил в эфире 11 лет, пришел на зтот раз в гости к зрителям только через 14 лет…А эта песенка стала музыкальным символом КВН - «архива».

Изменилась жизнь. Председателем Гостелерадио стал С.Г. Лапин. Первое, что он сделал, это собрал партактив работников радио и телевидения, на котором провозгласил: « Второй Чехословакии у нас не будет!»

КВН закрыли в 1972 г. За первые одиннадцать лет чемпионами Игры стали:

Московский инженерно- строительный институт ( 1961 – 1962 г.г.)

Московский физико - технический институт ( 1962 - 1963 г.г.)

Московский горный институт ( 1963 - 1964 г.г.)

Г. Фрязино ( 1964 – 1965 г.г. )

Г. Горький ( 1965 – 1966 г.г. )

Г. Одесса и Московский медицинский институт ( 1966 - 1967 г.г.)

( Игра шла в Москве и закончилась вничью. Московские зрители были, конечно за свой город, но они ведь еще не играли в КВН… А капитан медиков Матвей Левинтон повел себя по-кавээновски: Он отдал золотые медали одесситам. По – дружески…. Таковы были тогда нравственные устои нашей игры, таковым было московское гостеприимство.

г. Баку ( 1967-1968 г.г.)

г. Рига Институт инженеров ГВФ ( 1968-1969 г.г.)

г. Баку ( 1969- 1970 г.г.)

г. Минск Белорусский политехнический институт ( 1970 – 1971 г.г.)

г. Одесса Институт народного хозяйства ( 1971 – 1972 г.г.)

Из статьи конструктора Игры КВН Сергея Муратова, профессора МГУ:

« Старый КВН занимал не фигуральное «одно из первых мест по популярности», а просто – первое место, опережая все программы, включая художественное кино. В этой игре можно было оставаться самим собой. Никаких нормативов, никакого протокола, ничего от пропагандистского телевидения того времени - вдруг появились ребята живые, талантливые».

Новая жизнь КВНа началась после перестройки , в 1986 г. Реанимировал его капитан первой команды - чемпиона, команды МИСИ, Андрей Меньшиков.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.