ИГРА В ЖИЗНИ И ЖИЗНЬ В ИГРЕ



В ноябре 1961 года в эфир Центрального телевидения впервые вышла передача, которая в определённой мере повлияла на жизненный стиль не только её участников и зрителей, но и всех, для кого три буквы, вынесенные в название, стали паролем и даже способом существования. Буквы эти, с одной стороны, были обозначением марки одного из первых громоздких телевизоров с микроскопическим экраном, а с другой – началом трёх слов: «клуб весёлых и находчивых» или КВН.
Пройдя за 45 лет сложную эволюцию от «интеллектуального» футбола до эстрадного бизнес-шоу со своими законами и канонами, КВН остаётся любимым занятием и зрелищем для миллионов людей. Хотя, наверное, столько же относятся к нему равнодушно или с пренебрежением. Некоторые сегодня даже называют его «клубом вульгарных и нахальных», в котором плоские шутки и неизменные танцевально-шейпинговые па доморощенных самодеятельных шоуменов, плюс надоевшее смакование политических коллизий отчётливо говорят о застойных тенденциях в развитии жанра.
Но, невзирая ни на что, шоу продолжается. «Пусть кому-то повезёт, а кому-то нет, и не ладится вопрос, и не нравится ответ… Берите в руки карандаш, мы начинаем вечер наш». Вряд ли нынешние зрители берут в руки карандаши и ручки, чтобы заочно поучаствовать в соревновании весёлых эрудитов. Они включают свои телевизоры и приходят в залы, чтобы услышать нечто новое и смешное, увидеть талантливых молодых людей, раскованных (иногда развязных), умеющих петь и танцевать не хуже эстрадных звёзд, насладиться атмосферой игры, которая, став менее интеллектуальной, не потеряла обаяния и азарта https://riobet-com.com/. Пусть не всегда всё получается, так и размах у игры – гигантский – от школьных соревнований до всевозможных высших и открытых лиг на уровне городов, областей и стран. Да и шутки продолжают появляться и остроумные, и злободневные. Вот только две из недавних игр: «Объявление: Уважаемые жильцы, в связи с неожиданно возникшими техническими обстоятельствами, завтра в вашем доме будет выключена горячая, холодная вода, газ, электричество, вас выведут на улицу, где и расстреляют. С уважением, Администрация». Или такая формулировка: «Государство есть совокупность отдельно взятых чиновников, придающих личной выгоде статус общественных интересов». Это ведь и о коррупции, и о наших тарифных страданиях, в которых мы в ответе за свет, газ и тепло, а государство - за всех, в смысле ни за что.
И потому, раз появляются такие шутки, – да здравствует КВН и те, кто вкладывают в него то, что могут и имеют – от юмора до денег, давая возможность кому-то посмеяться, кому-то побрюзжать, кому-то вспомнить игры давно минувших дней, в которых шутки были веселее, Масляков и все остальные – моложе, а жизнь – всё равно похожей на игру. Олег Евгеньевич Бондарь – как раз из тех, кому есть, что вспомнить.
 ИЗ ДОСЬЕ:
Олег Бондарь – в прошлом выпускник, а в настоящем - преподаватель Харьковского авиационного института, автор многих изобретений и нескольких сборников стихов. Поэт и фотохудожник, член Межрегионального союза писателей Украины, один из руководителей клуба имени Юрия Визбора. Участник игр КВН 60-х годов в составе команды ХАИ. Главным поводом для гордости считает троих сыновей, которые, в свою очередь, гордятся своим отцом.

 ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ СУДЯТ. О НИХ СУДАЧАТ
- Олег Евгеньевич, начало 60-х – это ещё время оттепели, как раз за неделю до выхода в эфир первой программы КВН в Москве из Мавзолея вынесли гроб с телом Сталина. Своеобразным символом нового времени стал КВН. С чего он начинался для Вас?
- Достаточно было выйти первым телепередачам, как в КВН начали играть поголовно все и на всей территории Союза! От детских садов до НИИ, «от Москвы до самых до окраин» создавались команды «весёлых и находчивых». В школах сражались между собой классы. В институтах – факультеты, в городе – институты. Вот эта, взращённая теле-КВНом критическая (по своему отношению к жизни) масса молодых и находчивых умов накапливалась и в одном из ведущих вузов Союза – Харьковском авиационном институте.
Время для нас тогда исчислялось, естественно, и от сессии до сессии, но, кроме того, и от КВНа к КВНу. Традиции самодеятельности, стройотрядовских агит-бригад плюс высокий интеллект тогдашнего руководства институтом – это была благодатная почва для развития творчества.
КВН мгновенно стал сверхпопулярным увлечением, полагаю, потому, что там допускалась хоть на мгновение прочувствованная свобода мысли, возможность высмеять то, что мешало жить, и о чём нельзя было говорить открыто. Но это, во-вторых. А во-первых, это ни с чем не сравнимая радость интеллектуального соперничества. В самой привлекательной шуточной форме. Чего-чего, а юмора в нашем народе всегда хватало. Иначе просто не выжили бы.
- Научное название Буратино - антропоморфный дендромутант. Это, кстати, тоже КВНовская цитата. Вспомнив её, хочу спросить о роли личности в истории клуба, о тех, кто был рядом в те годы.
- Одна из живых легенд ХАИ – это Евгений Бут, на четвёртом курсе разгадавший компоновку американской противоракеты «Спартан» (это отдельная история), он же создатель нашей команды КВН. Нет, не этих замечательных завоевавших заслуженную популярность «белых пиджаков», а той команды ХАИ-70, которая одной первых пробилась на центральное телевидение. «Белые пиджаки» появились на 10 лет позже. Кстати, один из самых остроумных и талантливых «белых пиджаков» – Игорь Диденко, выпускник радиофакультета ХАИ, был моим учеником и дипломником. Написал и с блеском защитил диплом по специальной тематике. Очень горжусь тем, что принял участие в его судьбе.
Авантюризм Жени Бута был неописуемым. Он проник в московский телетеатр, где проводился очередной теле-КВН, и заявил главному режиссёру Марату Гюльбекяну буквально следующее:
– Марат! У меня есть команда, которая выиграет у любой твоей!
На что Гюльбекян удивлённо ответил:
– А кто ты такой?
– Я – Бут из ХАИ!!!
Это прозвучало настолько убедительно и гордо, что через неделю к нам приехали эмиссары центрального телевидения, чтобы посмотреть на команду. И завертелась карусель. Из Москвы прибыл харьковчанин Аркадий Инин (известный писатель и кинодраматург) и привёз вариант сценария. Но не тут-то было. Мы никогда не играли под диктовку. Два дня споров привели к тому, что Инин принял наш сценарий, но придал ему особый шарм с учётом особенностей телевизионной картинки тех лет.
Как-то незаметно я вошёл в так называемую «мозговую группу», которая писала тексты и выходила на разминку. В институте проводили по 18 часов в сутки. Тема игры – «Берегите время». И мы решили сберечь его по-взрослому, в мировых масштабах! Тогда самую большую опасность для времени, по мнению команды, представляли «юаровские расисты» (мне как раз и досталась роль «расиста», видно уж очень рожа была расистская – породистая, с налётом превосходства надо всем и всеми; и откуда всё взялось?). Ещё угрожали времени и пространству «американские вояки во Вьетнаме», «немецкие реваншисты», греческие «чёрные полковники». Тогда так нам казалось. И мы в это искренне верили.
Характерно, что жёсткая цензура тех лет (нынешнее поколение кавээнщиков даже не представляет, что это такое) не вырезала ни единой строчки из текстов ХАИ. А белорусам, с которыми мы играли в первой игре, домашнее задание пришлось переписывать заново. Даже, несмотря на то, что в их команде играла дочь первого секретаря компартии Белоруссии Машерова.
«МЕСТО КЛИЗМЫ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ»
- Вокруг да около команды крутилось много народу. Один из студентов, Алик Маркон, заведовал реквизитом. Если что-то нужно было команде, он доставал «ЭТО» в любом месте из-под земли. Или из-под воды. В Ленинграде он привёл на сцену водолаза в полном водолазном снаряжении. Всего за две бутылки водки. Дело было зимой, водолаз вышел из-подо льда на Неве прямо в кино-концертный зал «Юбилейный». Вся водолазная бригада с радостью пришла на КВН, но поскольку все дико замёрзли на реке, то это был единственный способ реанимировать классных мужиков.
Да, Алик Маркон, был гигантом реквизиторства. «Немецкие реваншисты» должны были выступать, естественно, в касках. А где каски в Москве взять, да ещё на завтра, на утро. И тут кого-то осенило: «Я видел. В «Детском мире!!! Зелёные, железные». Алик встал и сказал негромко, отчётливо так, мельком взглянув на часы: «Ждите. Я буду через 52 минуты».
В «Детском мире» это был самый малолюдный отдел. Ни очередей, ни продавцов. Но товар был в ассортименте. И фарфоровые с розочками, и фиолетовые в крапинку, и эмалированные. И недетских размеров, а скорее на вырост, коричневые с чёрными ручками. Ну, очень широкий выбор необходимого реквизита. Когда Алик попросил нужный предмет, продавщица, лениво позёвывая, подала. И лишилась дара речи, увидав, как Алик старательно примеряет на голову детский ночной горшок. Первый не налез. Он попросил ещё и ещё. Сказал: «Нужен зелёный, примерно 56 размера». На истерический хохот коллеги сбежались продавщицы из соседних отделов. Заинтригованные покупатели немедленно выстроились в очередь, даже не спрашивая, что будут «давать». Алик невозмутимо выбрал то, что нужно было, расплатился за три штуки, и ровно через 50 минут мы репетировали в «касках».
«Реваншисты» должны были ещё и «плакать». Мгновенное решение – две детских микроклизмы-груши каждому в кулак и слёзы будут бить фонтаном. Пару раз всё прошло нормально, но для полноты эффекта мы решили всплакнуть прямо «на камеру». А надо напомнить, что тогдашняя чёрно-белая камера с вращающейся турелью объективов весила более сотни килограммов, и станок-тренога на колёсах с креслом оператора тоже не менее двухсот.

А воздух для охлаждения этого монстра засасывался сверху камеры. Именно туда и полились «слёзы». Оператор, понимая, что значит вода, попавшая в электронику и оптику, рванул на себя это всё довольно легко катающееся чудовище. Естественно, камера поехала, но масса агрегата сделала своё дело. Камера устремилась к краю сцены, а тот перед оркестровой ямой был застеклён. Колесом треноги сходу въехала в стеклянную «форточку», проломила её, резко накренилась и остановилась… Оператор со своего, связанного с камерой кресла, движение продолжил… Хорошо, что в оркестровой яме в том месте были сложены пюпитры и какой то очень нужный оркестрантам мягкий реквизит. Оператор отделался парой ссадин и синяков. Но, падая, он не снял гарнитуру, и по громкой служебной трансляции на весь телетеатр мы услышали о себе много интересного, наше знание родной речи существенно расширилось.
 И ЭТО ТОЖЕ БЫЛО С НАМИ
- Говорят, что скромность украшает человека, а нескромность – его жизнь. Что сегодня вспоминается из КВНовского прошлого? Так сказать, без ложной скромности…
- Для меня самым ярким впечатлением в телетеатре был первый выход команды на ТЕЛЕСЦЕНУ. Вышли как обычно, как репетировали, и вдруг прямо в лицо ударил непередаваемо яркий свет. И сверху, и от рампы, и из каждой кулисы. Нормальное по требованиям телевидения тех лет освещение. Команда – онемела. Т.е. мы пытались произносить текст, а из нас с трудом вылетал только сдавленный шёпот!!! Мы с тихим ужасом смотрели друг на друга… и ничего не могли с собой поделать. Вдруг с первого ряда сорвался Артур Вишневецкий (режиссёр, направленный ЦТ для работы с командой ХАИ, ставивший до того концерты Аллы Пугачёвой, «Песняров», массовые праздники в Лужниках). Этот человек, никогда не повышавший голос на репетициях и кошку свою на Вы называвший, громовым голосом произнёс классический набор русских слов о наших родителях по материнской линии до третьего колена, и о тех направлениях, куда нам, по его мнению, нужно всей командой срочно совершить пешеходную прогулку. И – свершилось чудо, ко всем мгновенно вернулись голоса! И как хорошо зазвучали! Естественно так. Как на оперной сцене.
А самая запоминающаяся встреча у меня была с Муслимом Магомаевым. Тогда, в прошлом веке, когда я был худощав и строен, то имел некоторое портретное сходство с Магомаевым. Наша команда решила этим воспользоваться. Мне нужно было пропеть его голосом несколько слов и сделать характерный «магомаевский» жест рукой. И надо же судьбе улыбнуться так тонко! В то время, когда в одной из больших студий останкинского телецентра мы репетировали передачу «КВН в гостях у «Алло, мы ищем таланты», в соседней студии Магомаева записывали для новогоднего «Голубого огонька». Вышли на перерыв, и тут я нос к носу столкнулся с самим Муслимом Магомаевым, кто-то из телеоператоров бросил:
– Мусик! Глянь на своего двойника!
Мы оба обернулись и рассмеялись. Муслим очень доброжелательно выслушал, как я должен «его представлять». И потом на полном серьёзе показал свой «фирменный жест». Проверил, правильно ли я его усвоил и пожелал мне «хорошего голоса». Я хоть и пел в своё время в школьном ансамбле, но, увы, «схожа свиня на коня, тільки шерсть не така».
И поэтому голосом, неотличимым от голоса Магомаева, спел артист Москонцерта Александр Вендин. Под эту «фанеру» я предельно точно воспроизвёл «магомаевский жест». Как никак, сам хозяин ставил. Знакомые с гордостью отметили, что я пою «как Магомаев». Родителям я, конечно, рассказал, как всё было на самом деле, остальных не стал разуверять.
Самый экзотический КВН, в котором мне довелось играть роль автора и режиссёра, был между учителями и выпускниками школы №1 Харькова, в которой я учился с 1959 по 1963 г. Никогда у меня не было такой управляемой, сплочённой, умелой и музыкальной команды. А какое непередаваемое удовольствие покомандовать теми, кто тебя от души гонял на уроках украинского, английского, географии, биологии!
Школьные учительницы, милые мои, давно ушедшие… Они мгновенно запоминали тексты, дополняли своими шутками мои репризы. А как блестяще танцевали, пели, тонко острили! Ученикам вдруг открылись дотоле неизвестные грани талантов их таких обычных учителей. Я тогда впервые ощутил то особое чувство тренера выигравшей команды, автора пьесы, с восторгом принятой зрителями. Спасибо вам, мои учителя, за то, что вы были такими неповторимо талантливыми.
КОГДА ОГЛЯДЫВАЕШЬСЯ НА МОЛОДОСТЬ, ЗАМЕЧАЕШЬ,
 ЧТО ОНА ПОХОРОШЕЛА

- Мания былого величия присуще каждому поколению. Кажется, что раньше – всё было лучше, даже собственные недостатки. И, всё же, как вы оцениваете нынешних членов клуба весёлых и находчивых?
- Безусловно, у каждого поколения свой звёздный час. Если бы современники не превосходили нас – это была бы деградация. А в КВН деградантов пока что замечено немного. Они, сегодняшние кавээнщики, другие, и шутки и «стратегические задачи» у них другие, и очень часто я с радостью замечаю, что в чём-то они лучше нас. А в чём-то мы бы им дали фору. Индивидуальный артистизм резко вырос, технические возможности намного выше, и это радует. Зато по части импровизации мы бы, как минимум, не проиграли. В КВН побеждает тот, кто пишет сам, думает сам, и обращается к «вечным» темам. Политшутки – сиюминутны, это восковой слепок времени. Воск материал податливый, деформируемый, нестойкий…
Р.S. Это, может, покажется кому-то смешным и наивным, но КВН для меня – самая незабываемая и удивительная часть жизни. Сколько лет прошло, а эти воспоминания не стареют. И ещё, побывав на ТВ и, особенно на ЦТ, я понял, как и насколько глубоко можно управлять сознанием людей.
 Беседовал Владимир Спектор

Комментарии 3

MostovoyViktor
MostovoyViktor от 29 февраля 2012 09:26
С удовольствием прочитал о веселом и находчивом Олеге Бондаре-поэте и человеке.  Виктор
BizweidoBon
BizweidoBon от 13 февраля 2013 12:10

Был рад встретиться с одним из многочисленных участников КВН! Да не будет КВНу  скончания лет!

Редактор от 13 февраля 2013 16:52
В самом деле, можно поспорить, когда КВН впечатляла ярче. На мой взгляд, в те далекие 60-ые и 70-тые годы КВН был на Олимпе своего творческого запала. При сравнении свидетельством тому могут служить  памятные впечатления  ровесников той эпохи, когда  неотрывное, внимание и любовь к этому явлению, -- более изящному представлению юмора и сатиры, - было более пристальным и страстным, нежели ныне, в век "свободы" нравов.
Алевтина Евсюкова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.