«Я ЛЮБЛЮ ЭТУ ЗЕМЛЮ…» Донецкие строки Ивана Волосюка
Знакомство с поэтом Иваном Волосюком произошло «мгновенно». В редакции я полу-чил электронку от автора, прочитал стихи и ответил в течение пятнадцати минут. Я понял – на Украине появился русскоязычный поэт необычайного дарования. Конечно, стихи были сразу же приняты к публикации. Сам автор был скромен, и в свою очередь удивлен такой быстрой реакцией.
Его книга «Донецкие строфы» (изд. «Каштан») открывается заглавным стихотворением, и первые строчки звучат так:
Как часто мы глухи и слепы,
Ступаем по краю бессмысленно,
Сгораем ненужными письмами,
Становимся горсткою пепла.
Как это верно звучит! Обычно поэтов и делят на «зрячих» и «слышащих». Иван Воло-сюк относится к обеим категориям. В том же стихотворении, продолжая тонкую поэтиче-скую линию восприятия и ощущений, он пишет:
И чувствуем, как безысходности
приблизилось полудыхание,
Как время крадёт расстояния
И нам недостаточно воздуха.
В предисловии «Становление на крыло» к книге стихотворений Ивана Волосюка «Про-долженье земли», известный поэт и критик Борис Белаш совершенно верно заметит о поэзии автора: «…он может воспринимать этот мир по-своему и осмысливать его по-философски глубоко и образно. По стилевой манере, образной системе, где недосказанность заставляет вдумываться, не сразу открывая потаённый смысл, молодой литератор всё ёще находится под обаянием творчества О. Э. Мандельштама…».
Места знакомые. Намолен
Здесь каждый камень, воздух свят.
Покинув гнёзда колоколен,
К нам звуки птицами летят.
Но в «Донецких строфах» явно исчезают литературные влияния и подражательность, а молодой поэтический голос звучит окрепшим, совершенно оригинальным и своеобразным.
О причинённой плачут боли
Дожди, и некому простить.
А я один в пустом вагоне
Пытаюсь мир остановить.
Оттенки тают в полумраке,
Последнее отдав тепло,
Я чувствую удары капель
Сквозь напряжённое стекло...
В одном из стихотворений поэт откровенно признается самому себе:
Избалован великими предками,
Принимал подражанье за стих.
Это одна из основных тем молодого поэта – отношение к поэтическому ремеслу, о роли поэта и поэзии в современном мире.
Когда опустошение свершится,
Не побоишься ли пустой страницы?
Сумеешь ли понять, как ты ничтожен,
Когда захочешь плакать и не сможешь?
Когда ты будешь нужен только Богу,
Кто сможет разделить твою тревогу?
И если оборвутся твои тропы,
Твои шаги не остановит пропасть.
Его волнуют «пустые страницы» в процессе творчества, общение один на один с Богом в критические минуты жизни и моменты истины. Интересен двойной смысл слова «тропы». Основное значение слова "троп” в художественном произведении используется в перенос-ном смысле и значении, с целью усилить образность языка, художественную выразитель-ность речи: метафора, эпитет, гипербола, каламбур, сравнение, аллегория, пафос, сарказм и т.д. Но есть и другое значение, как тропа на каком-либо пути, и в данном случае на дороге поиска – «если оборвутся твои тропы» – «шаги не остановит пропасть» – в значении вечно-сти творческого поиска, его бесконечности, даже после перехода в мир иной…
Но пока существует этот реальный мир, Иван Волосюк преобразует его в лирику:
Ещё одна исчёркана страница,
Туман разлук опустошает лица.
Туман разлук и расстоянье встречи,
Холодный дождь твои целует плечи.
И капли осыпаются с ветвей
Осколками разбитых фонарей.
С одной стороны Волосюк относится к поэтическому ремеслу серьезно и весомо: «Отчеканиваю строфы я, / Как серебряные рубли». Но в другом стихотворении задается риторическим вопросом, на который сам же дает ответ:
Кто сказал, что поэзия – тоже игра,
Это мир полутьмы, полусна, полусвета.
Ивану Волосюку двадцать восемь лет. Родился поэт в городе Дзержинске Донецкой об-ласти в семье шахтера. Окончил Донецкий национальный университет, филологический фа-культет. Молодой автор публикуется в литературных журналах и альманахах Украины, Рос-сии, Казахстана, Молдовы, Германии, США, Австралии и других стран. У него изданы сбор-ники стихотворений: "Капли дождя" (2002), "Вторая книга" (2007), "Продолженье земли" (2010), «Помнящие родство» (2011, в соавторстве). Живет он в Донецке. Работает в област-ном еженедельнике «Донецкие новости». Начал издавать литературно-художественный журнал «Клюнкер».
Иван Волосюк человек глубоко религиозный. Но проповедует он не церковный институт религии, а свободу и совесть вероисповедания. Его душа и сердце непосредственно обращены к Всевышнему и без посредников. Он декларирует:
Цивилизация – смертельна,
Культура – смертна,
Вечен – Бог.
Эти мини-монологи с Богом проходят через все тексты сборника: «Осень входит в храм природы / Не крестясь», «Душа бесплотна и бездушна плоть», «Высота в облаченьи пасхальном», «Как на одном кресте распятые, / Живём одной мечтой крылатою / И служим богу одному».
А вот и прямое обращение к Создателю с вопросом:
Что, если жизнь – одно стихотворение
И рифмы есть в однообразьи дней.
Ответь же мне: венец ли я творения,
Живой ли сгусток я среди камней?
И уж совсем по-современному (не без иронии) звучит покаяние и просьба защитить:
«Прости меня и сохрани от спама,
Убереги от хакерских атак!»
Но иногда это общение непосредственное, даже в какой-то мере детское, чистое и до-верчивое:
«Я прятался в саду, а Ты меня искал», «Вот Ты стоишь у дверей, а мне / Стыдно тебя впускать», «Сидим у Бога на коленях мы».
В сборнике масса прекрасных поэтических находок, щедро разбросанных по страницам книги.
«Так подсолнух без всякой подсказки / Сам за солнцем следит головой», «Научите, как сгореть с остатком: / Без остатка не хочу сгорать!», «Не жалко мне листвы, разбуженной шагами», «И мировая ось – лишь боль в моей груди», «Рифмы русские строги и бедная речь глубока», «И сразу после обмолота / Звучит симфония зерна», «Холод пальцев, рисующих снег».
В Пуще-Водице под Киевом состоялся фестиваль русской литературы, на который были отобраны и приглашены самые талантливые и перспективные молодые писатели и поэты Украины. Донецкий поэт Иван Волосюк на нем был признан одним из лучших поэтов, пи-шущих на русском языке, и получил право напечатать подборки своих стихов в журналах «Радуга» и «Знамя».
Это значит, что я не ошибся, высоко оценив его стихи.
На вопрос корреспондента газеты «Донецкий кряж» Людмилы Лях:
– Насколько насыщенной была программа фестиваля?
Иван Волосюк ответил:
– В ходе фестиваля были проведены "круглые столы": «Русский язык в мировой литера-туре», который провел профессор Кронгауз, а также «Современная литература Украины и России» (профессор Бак). Мне были очень интересны встречи с поэтом-песенником Влади-миром Каденко, русским писателем Андреем Дмитриевым. Незабываемое впечатление оста-вил писатель Анатолий Крым. Мастер-класс, который проводился с участием маститых по-этов, писателей, литературных критиков, позволил каждому из нас критически взглянуть на свое творчество. Среди тех, кто оценивал моё творчество, была редактор отдела поэзии жур-нала «Знамя» Ольга Ермолаева…».
Мне было очень приятно читать эти строки. Именно так и должна воспитываться и под-держиваться талантливая литературная молодежь. Тогда у них появятся и новые книги, а для нас, читателей, новые имена.
В стихотворении «Ни Праги нынешней…» автор утверждает:
Но прав был человек,однажды мне сказавший,
Что молится за всех.
Мне незачем писать для всех,кто на земле той,
Не побоявшись жить, боится умереть?
И закончить эту небольшую статью хочется трогательными и искренними словами автора Ивана Волосюка в стихотворении «Видел – помни…»:
Я люблю эту землю, бесцельно люблю
И всегда буду только её продолженьем.
Опубликовано в журнале «Побережье» (Филадельфия, США, № 20, 2011 г.)
Комментарии 3
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.