Николай Стародымов
Казань. Державин. Фестиваль
ВЫНУЖДЕННОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Чем страшен терроризм? В первую очередь, конечно же, жертвами, оборванными жизнями, причём, зачастую «случайными» (этот кощунственный термин ввёл в оборот не я, его применяли уже больше века назад, да вот только другого и не придумаешь!). Терроризм уничтожает произведённые человеком материальные блага, которые могли бы ещё служить людям. Он засевает ужас в душах одних и привыкание к кровавым новостям, равнодушие к ним в подкорке других…
Он ещё много чем страшен – терроризм. И я хотел бы обратить внимание ещё на один нюанс, связанный с этим кровавым злодеянием.
Теракт словно разрубает цепочку времени на ДО ТОГО и ПОСЛЕ ТОГО. И когда пишешь или говоришь о событии, которое свершилось накануне очередной вылазки экстремистов, испытываешь неловкость: о чём веду речь, коль на тех самых улицах, которые будут упоминаться в тексте, уже позднее прогремели взрывы, пролилась кровь человеческая. И, соответственно, всё описываемое ретроспективно обретает зловещий багряный оттенок.
Ну как можно - бомбой, да по такой красоте!
Вечером дня, когда в Казани произошли взрывы, я получил СМСку: «Насколько ты был прав!». А я всего-то и сказал, когда мы уезжали: «Не всё так благостно в Татарстане, как видится внешне».
Сказать-то сказал, да только кто ж мог предположить, что сказанное откликнется столь быстро и буквально!
…И всё же вернёмся к событиям, которые произошли накануне злодеяния. Потому что не поведать о них было бы неправильно. По сути, если не рассказать о Державинском фестивале, то получится, что террористы и здесь победили.
Всё, о теракте больше ни слова!
ДЕРЖАВИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ. ТЕПЕРЬ – ВСЕРОССИЙСКИЙ
Когда я вернулся из Казани, пошарил в интернете, посмотрел, что пишут о Державинском фестивале во всемирной информационной паутине. Увидел много чего – хорошего и разного…
В одной публикации автор поёрничал по поводу того, что литературных тусовок нынче развелось – пруд пруди! В их число он пристегнул и Державинский фестиваль, который обрёл статус Всероссийского (а по сути – Международного), и проводится в Казани.
Что тут скажешь? Давайте определимся в вопросе изначально: сам по себе факт увеличения литературных (или пусть даже окололитературных) мероприятий – это хорошо или плохо? Думается, тут двух мнений быть не может: однозначно хорошо.
Конечно, можно вести речь о том, что уровень мероприятий разный: уровень организационный, представительский, культурный… Но это уже вторично. Главное всё же – что интерес к литературе в обществе не угасает. Снижается – да, несомненно, но не угасает окончательно, вот что главное!
И Державинский фестиваль в Казани – нагляднейшее тому подтверждение.
Итак, по порядку.
Гавриил Романович Державин родился 3(14) июля 1743 года в селе Сокуры, что близ города Лаишево в Татарстане. Да и сам он происходил из рода татарского мурзы, так что Державина можно по праву считать личностью, в которой слились воедино потоки двух культур. Будучи не слишком знатного происхождения, Гавриил Романович сделал блестящую карьеру, дослужившись до должностей наместника Олонецкой губернии, губернатора Тамбовской губернии, президента Коммерц-коллегии, министра юстиции и даже кабинет-министра императрицы Екатерины Великой. На всех должностях Гавриил Державин отличался честностью и неподкупностью, беспощадно боролся (вернее, уж будем говорить прямо: пытался бороться) с казнокрадством и лихоимством – и это не панегирик в связи с предстоящим в будущем году юбилеем, а исторически зафиксированный факт.
И всё же главное, за что мы помним Державина – это его поэтический талант. Его произведения входят в поэтическую сокровищницу отечественной литературы.
Участник Фестиваля Станислав Куняев, речь о котором ещё впереди, о творческом наследии великого поэта высказался так.
- Недавно учёные объявили об открытии некой «частицы бога» – это неофициальное название так называемого бозона Хиггса. Так вот, достаточно прочитать стихотворение Державина «Бог», и станет ясно, что это открытие уже совершил наш соотечественник ещё в XVIII веке.
Красивый образ, не правда ли?
О поэтическом даровании Гавриила Державина можно говорить много, его талант неохватен, его наследие неисчерпаемо. Потому на его родине, в городке Лаишево, издавна проводились Державинские чтения. Постепенно данная традиция закрепилась, переросла в фестиваль поэзии – сначала местный, затем республиканский… А теперь вот Фестиваль обрёл статус Всероссийского.
Собственно о Фестивале речь пойдёт ниже. А пока следует подчеркнуть вот что. Мы привычно говорил «Фестиваль» – да и всё. Между тем, в программу мероприятий, которые проводятся в Державинские дни в Татарстане, входит много, так сказать, компонентов. Центральными среди них в нынешнем году стали: Международная научная конференция «Г.Р. Державин и диалектика культур», Праздник поэзии в городе Лаишево, творческие встречи с читателями известных поэтов, деятелей культуры и СМИ и другие.
В подготовке и проведении комплекса мероприятий приняли участие: Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры Татарстана, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Национальный музей Татарстана, администрация Лаишевского муниципального района Татарстана.
Вполне закономерно, что столь масштабное мероприятие не могло не найти отклик в Международном сообществе писательских союзов, в аппарате Исполкома которого я сейчас тружусь. Руководство МСПС учредило литературную премию, которая вручается победителю Державинского конкурса.
МСПС И ФЕСТИВАЛЬ
Отцом-основателем Международного сообщества писательских союзов стал легендарный поэт Сергей Михалков. МСПС образовалось в 1992 году, оно стало правопреемником Союза писателей СССР. Главной задачей, которую ставит перед собой Сообщество, является всемерное содействие укреплению контактов между писателями и писательскими союзами – как на уровне регионов внутри России, так и на международном уровне. Располагается аппарат Исполкома на улице Поварской,52, в «Доме Ростовых».
В прошлом, 2011 году, МСПС провело Международное совещание молодых писателей, которое стало первым подобным масштабным событием в постсоветский период развития России (на него прибыло более ста участников из полутора десятков стран как Ближнего, так и Дальнего Зарубежья).
Осенью нынешнего года состоится Международное совещание писателей-переводчиков, в котором также планируется участие примерно ста человек… Несмотря на то, что от родимого государства мы не имеем ни малейшей материальной поддержки, участникам форумов оплачивается не только проживание в Доме творчества писателей «Переделкино», но и проезд в Москву. Накладно, конечно, да только дело для развития литературного процесса очень важное.
Помимо других функций, руководство МСПС, в первую очередь в лице Председателя известного поэта Ивана Переверзина, взяло на себя следующую. В России выходит немало литературно-художественных журналов, которые в народе принято именовать «толстыми». Так вот, с пятью изданиями Исполком МСПС заключил соглашение, что на их страницах в каждом номере будут публиковаться материалы, подготовленные сотрудником аппарата Исполкома – за этот сектор работы отвечает Марина Переяслова. Назову эти издания: «День и Ночь» (Красноярск), «Аврора» (Санкт-Петербург), а также столичные издания «Москва», «Молодая гвардия» и «Наш современник».
Станислав Куняев (справа) получает премию из рук министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина
Так вот, уже упоминавшийся Станислав Куняев – главный редактор журнала «Наш современник». Именно он был удостоен Всероссийской литературной премии им. Г.Р. Державина за 2012 год.
Станислав Юрьевич – известный поэт, переводчик, общественный деятель. Он автор примерно 20 опубликованных книг, среди которых несколько написаны для серии «Жизнь замечательных людей». Так что назначенная ему Державинская премия – вполне заслуженная оценка заслуг Станислава Куняева.
Впрочем, данное утверждение ничуть не умаляет заслуги и другого лауреата – Айдара Сахибзадинова. Именно эти два человека – Куняев и Сахибзадинов – стали центральными фигурами на торжествах. Вполне закономерно – премия им. Державина дорогого стоит!
РАЗГОВОРЫ ВОКРУГ ФЕСТИВАЛЯ
О том, что мы живём в принципиально ином мире, чем в дни моей юности – сказать банальность. У нас иное абсолютно всё!
Скажем, поездка в поезде. Раньше в пути пассажиры пили пиво (или чего покрепче), рассказывали анекдоты и хохотали так, что из соседних купе стучали в стенку, чтобы весельчаки вели себя потише. Сейчас если и выпивает кто, что потихоньку, всюду тишь… И если проявляется шум, так только по поводу технического или санитарного состояния вагона.
В Казань я ехал в поезде №50. В купе нас оказалось четверо мужчин: двое медиков, один преподаватель казанского вуза, и я. Дорога хоть не слишком долгая, но и не близкая, так что поговорить под чаёк успели и о политике, и об экономике, и о социальных проблемах нашего общества. Парочка анекдотов, пришедшихся ко двору, чуть разбавила сурьёзность беседы, но не развеяла её.
И вот что в ходе беседы бросалось в глаза. Сегодня каждый считает, что именно ему, именно в сфере деятельности, в которой трудится он, уровень материальных благ несправедливо занижен. Медики говорили, что недоплачивают им, профессор считал, что обсчитывают педагогов вузов… Поскольку желавших поговорить среди нас хватало, я в основном помалкивал. Однако если бы спросили у меня, сказал бы, что творческие люди нынче вовсе оказались на голодном пайке – если, конечно, сектор его «творчества» не заключён в рамки от бедра до пупка.
В чём мои спутники оказались абсолютно солидарны, так это в том, что школа своей миссии не выполняет, а все учителя занимаются вымогательством. Послушав немного развитие темы, я намекнул, что уж кому, а медикам кого-то упрекать в вымогательстве, в общем-то, не с руки.
На это один из моих спутников развил довольно стройную (внешне!) теорию. По его словам, если каждому медицинскому работнику за каждый визит к нему пациента будет выплачиваться строго определённая сумма (неважно, подчеркнул он: из кармана самого пациента или страхового фонда), он вымогательством заниматься не станет… Не скрою: удержаться от того, чтобы расхохотаться, услышав такое, мне стоило некоторого труда.
Впрочем, не о медиках речь идёт. О литературе.
О литературе и о литераторах говорили и спорили много. Станислав Куняев (справа) и народный поэт Татарстана Ренат Харис обсуждали творчество Державина, причём, Станислав Юрьевич на первое место ставил, как уже говорилось выше, поэму «Бог». Между тем, названные поэты – стародавние друзья, наверное, им было о чём поговорить при встрече… А вот поди ж ты – говорили о Державине, о его творчестве, о его непростой судьбе. А также о происхождении татарского народа, и булгарского этноса, и об истории взаимоотношения этих народов…
Много и многие говорили о Гумилёвых – отце поэте Николае и сыне историке Льве.
Интересную мысль высказал участник Фестиваля Андрей Коровин (на снимке слева, его, как и других людей, имена которых называю, представлю ниже). Он обратил внимание собравшихся на то, что на творчестве Николая Гумилёва, расстрелянного в 1921 году, воспиталась, взросла целая плеяда замечательных советских поэтов. Такой вот парадокс.
Ну а что касается творчества, а если сказать точнее, деятельности Льва Гумилёва, то, будучи в Казани, не говорить о нём невозможно. Не случайно же здесь стоит памятник этому выдающемуся диалектику от истории. На протяжении всех трёх дней регулярно доводилось слышать разговоры о теории пассионарности и взаимоотношении Московского царства и Казанского ханства. (Свою личную точку зрения я изложил в статье «Лев Гумилёв и его теория пассионарности»).
На таком форуме не могла не зайти речь и о Пушкине. Член-корреспондент Академии военно-исторических наук Руслан Бушков, отвечая на вопрос собеседника, высказал своё суждение по поводу того, что у Александра Сергеевича не было друзей по причине его гениальности – мол, он настолько оказался выше современников… Кто его знает, может, это и верно – говорят, психология гения устроена иначе, чем у простого смертного. Только на мой взгляд, нужно чётко разделять гений Пушкина и его человеческую сущность. Его талантище не вызывает сомнение, и творческий уровень остаётся недостижимым ни для кого. А вот о моральных качествах Александра Сергеевича даже говорить как-то неловко – не будь он гением, корректных слов в его адрес можно было бы назвать не так много. (Проживу, как у пушкинистов при прочтении этих строк вскипает желчь).
Вообще спорили много. Но всегда предельно корректно. Вернее, всегда придерживались такта и при человеке всегда говорили только то, что не может вызвать его гнев. А за глаза злословили, как водится, не без этого!
Один из гостей Фестиваля в микрофон высказался, что только тут, в Казани узнал некоторые подробности судьбы Державина. В частности, о том, что Гавриил Романович родился недоношенным, и что младенца залепили в тесто и отогревали в печи.
- Это же всем известно, – раздражённо заметила одна из гостьей.
Да, факт известный. Но только ведь не все приехавшие в Казань – завзятые державиноведы! И почему человек, на которого произвёл впечатление некий факт, должен делать поправку на то, сколько человек в зале осведомлены о том же?.. Он что-то узнал для себя новое, и хочет, чтобы его радость разделили и другие. Разве это так уж плохо?
ФЕСТИВАЛЬ И УВЛЕЧЁННЫЕ ЛЮДИ
Чтобы человек работал, стимулы требуются разные: за деньги, по обязанности, из-под палки… Но добросовестнее всего человек трудится, когда он выполняет любимое дело – это аксиома. Тогда даже материальное стимулирование отходит на второй план, а дело спорится лучше.
Перечислить всех людей, которые обеспечивали нам интересное и познавательное пребывание в Татарстане, не стану. Не из неуважения, ни в коем случае! Просто если не все, то большинство из них уже назывались в тексте, и они по отношению к нам лишь выполняли свои функциональные обязанности.
А вот несколько имён людей, которые произвели на меня впечатление своей увлечённостью, своей эрудицией, своим бескорыстным отношением к делу, назову.
Среди них член-корреспондент Академии военно-исторических наук Руслан Бушков.
Такие люди, как Руслан Аркадьевич – кошмар любого экскурсовода. Потому что он всей душой любит родной город, знает его, причём, владеет информацией вглубь, а не по поверхности, его эрудиция почерпнута не из популярных путеводителей, а из более фундаментальных источников.
Мы отправились на прогулку небольшой компанией в первый вечер пребывания в Казани. И Руслан Аркадьевич не уставая показывал нам одну достопримечательность за другой, рассказывал о том, кто из великих где жил и какие исторические слова где произнёс. Это был такой поток знаний, что его просто невозможно переварить! (И вообще, опыт подсказывает, что в первый приезд в новый город мало что усваиваешь из получаемой информации – самый продуктивный в этом отношении приезд второй).
Прибывшие из Франции сёстры Елена Бестужева и Надин Бестужева-Грегори являются потомками казанских дворян Панаевых. Они скрупулёзно занимаются изучением своего рода – как предков, так и современников. Напористые, умеющие решать вопросы… Да, их выступление вроде как не слишком вписывалось в канву Державинских дней. Но только будем уж говорить прямо. У каждого из нас имеются предки, которыми можно гордиться, каждая фамилия достойна того, чтобы о ней говорить с высокой трибуны. Только каждый ли из нас её изучает, каждый ли копается в архивах и каких-то источниках, чтобы вырисовать своё генеалогическое древо? А если и знаем мы что-то о ком-то из предков, что мы делаем для того, чтобы эти информационные крохи стали известны и другим?.. То-то же!
А тут – две сестры, которые делают всё, чтобы прославить свою родословную! Честь им и хвала за это!
Обязательно следует добрые слова сказать о директоре Музея Лаишевского края им. Г.Р. Державина Фариде Муртазиной. Да, она входила в состав Оргкомитета, да, она занималась нами по функциональной обязанности. Но боже ж ты мой, как же искренне и от души она это делала!
Все мы знаем, что экскурсоводы встречаются разные. Кто-то просто бубнит заученный текст, не отступая от него ни на йоту, кто-то и вовсе читает его по бумажке… А Фарида Гафиулловна не текст нам читала, она рассказывала так, будто вела с каждым из нас живую беседу! Она поведала нам не историю двухвековой давности, а словно делилась тем, что знает о близких людях.
В взлелеянном ею Лаишевском музее она знает всё и вся, показывая и рассказывая едва не о каждом экспонате захватывающую историю. Например, о том, сколько лет она измором добывала старинную настенную вешалку у какой-то семьи.
К слову, в этом музее меня заинтересовал старинный рисунок «Река времён». Для тех, кто не знает, что это такое (как и сам я не знал до того момента), поясню. «Река времён» – это схематическое изображение истории человеческой цивилизации, где каждый народ изображён в виде водного потока, и эти потоки сливаются, разветвляются, а то и теряются, подобно ручейкам в пустыне.
Так вот, оказалось, что одно из последних произведений, которые начал писать, но не успел завершить в своей земной жизни Гавриил Державин, была ода-акростих, известная как «Руина чти», посвящённая как раз «реке времени».
И ещё об одном участнике Фестиваля хотел бы сказать. Быть может, покажется, что я его притягиваю в текст несколько искусственно, однако вполне осознанно.
Вот посудите сами! Мы приехали на Державинские дни в Казань из более или менее крупных городов. Сам по себе ритм жизнедеятельности крупного города заставляет каждого из нас крутиться, к чему-то стремиться, не расслабляться. Мы знаем, что наша суета в конце концов окупается – либо каким-никакими материальными благами, либо интересными поездками, либо встречами с интересными людьми.
Но есть на дальнем Севере Европейской части России такой городок Кемь. Мы о нём всего-то и знаем, что в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» шведский посол требовал Кемьскую волость. В сталинские времена отсюда отправляли ссыльных на Соловки, сегодня отсюда же на те же Соловки пролегает туристский маршрут. В советские времена тут действовал деревообрабатывающий комбинат, являвшийся градообразующим предприятием, сейчас он закрыт, и городок потихоньку затухает, как и множество других населённых пунктов по всей Руси великой.
Однако, это только говорится так, с лёгкой печалинкой в голосе: затухает, мол, городок… Реально же там проживают люди, для которых Кемь – это не точка на самой дробной карте, а дома, в которых они живут, и улицы, по которым они ходят. В этом городе не стало предприятия, которое обеспечивало его жителей работой. При этом многим попросту некуда податься. И там кипят страсти, и там в извечной своей борьбе сталкиваются активность и равнодушие, благородство и подлость…
Некогда в тот заполярный населённый пункт прибыл Олонецкий наместник Гавриил Державин, чтобы сообщить жителям, что Кеми пожаловае статус города. Затем Гавриил Романович захотел посетить всё те же Соловки. И едва не утонул в налетевшем на утлое судёнышке шквале. Вернувшись на берег, произнёс Державин знаменитую фразу, что, мол, наверное, сберёг его господь для каких-то важных дел.
И есть в Кеми старинный православный храм, в котором регулярно без видимых причин включается сигнализация, что материалисты приписывают тому, что «дышат» бревенчатые стены, а мистики причину видят в существовании в храме потусторонних сущностей. И краеведческий музей имеется, здание которого некогда как будто бы принадлежало церкви, и теперь вроде как церковь ставит вопрос о возвращении помещения…
Обо всём этом рассказала гостям Фестиваля директор Кемьского музея «Приморье» Ирина Устин. Об этом, и много ещё о чём. Например, что пытается убедить власти в том, что именем Державина следовало бы назвать одну из улиц города.
Слушал я, и не мог не дивиться. Крохотный городок, студёное Белое море – и кипящее в душе нежелание смириться с повседневной рутиной бытия, стремление оставить и свой след на широко проторённой дороге державиноведения.
И ещё интересным было выступление на Конференции ведущего специалиста Центра Татарской национально-культурной автономии в Санкт-Петербурге Альфии Рахматулиной, которая рассказала об акции «Река времён» от Камы до Фонтанки», при осуществлении которой на берегах Невы высадили саженцы дубков, привезённых из Татарстана.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.