Бег по кочкам, или Что происходит с экономикой Украины

Бег по кочкам, или Что происходит с экономикой Украины

Сегодня уже известно, что темпы экономического роста по данным за первое полугодие в текущем году неутешительны. Приглядимся внимательно к данным статистики и выступлениям первых лиц.

Итак. "Предварительная оценка ВВП за январь-июль засвидетельствовала рост ВВП на 2%. Это неплохо, принимая во внимание кризис в еврозоне, одном из основных наших рынков сбыта", — сказал Азаров на заседании правительства.

Но ведь по данным Госкомстата, за первое полугодие ВВП вырос на 2,5% (в 1 квартале на 2%, во 2 квартале на 3%). Теперь же премьер констатировал, что за семь месяцев он вырос всего на 2,0%. Значит, в июле ВВП начал снижаться.

Цифры

По отчетам Госкомстата, мы имеем застой в промышленности (-0,5%), некоторое замедление темпов падения показателей в транспортной отрасли (-7,6% за 7 месяцев, но здесь сказались массовые отпуска и связанные с ними поездки) и рост лишь в розничной торговле (+17,6). Но здесь дело ясное - народ берет потребительские кредиты и расходует их на импортные товары.

При этом банки более или менее охотно дают потребительские кредиты, а вот реальный сектор и иное предпринимательство испытывают нехватку кредитных ресурсов. Пока – несмотря на ЕВРО-2012 – у нас налицо стагнация с микроскопическим плюсом.

Поэтому, как ни хотелось бы Николаю Азарову на съезде Партии Регионов сказать, что яму имени Юлии Тимошенко правительство перепрыгнуло – говорить «гоп» пока рано.

Все же не преодолено полученное от «оранжевых» наследие , а именно, минус 14,8% в 2009 году – это европейская «бронза» спада после Латвии и Литвы, а вот снижение промышленного производства в мировом масштабе у нас было даже хуже, чем в Ботсване и Эстонии, мы потеряли от одной пятой до четверти промышленности…

Можно, конечно, порадоваться тому, что в долларовом измерении наш валовой внутренний продукт-2011 более чем на 15 млрд. больше, чем в предкризисном 2008 году. Но в целом мы продолжаем бежать по кочкам.

Дело в том, что за 2,5 года у нас средний годовой прирост ВВП составил лишь 3,8% . А эпоха экономического роста 2000-2008гг. давала среднегодовой прирост в 7,75%. Несмотря на два провальных периода царствования Тимошенко, Украина развивалась опережающими темпами. Теперь - нет.

Хозяева экономят на работниках, но все же в 2012 году средняя зарплата росла и достигла 3109 гривен. Правда, Михаил Бродский небезосновательно считает, что половина всех зарплат выплачивается в конвертах, и трудно с ним не согласиться. Странно слышать о 310 евро средней зарплаты при средних месячных расходах на бензин в 120 евро, вы не находите? А тот факт, что Украина, формально находясь далеко от первой двадцатки мировых экономик, вошла в первую двадцатку стран по потреблению энергии, говорит о рекордном объеме теневой экономики…

Несмотря на предвыборные шоу и голосования за любую «раздачу слонов» населению со стороны стремящихся переизбраться депутатов, Украина может не выдержать увеличения расходов бюджета.

Об этом говорит и дефицит текущего счета (баланс входа и ухода денег в страну), составивший минус $1трлн. 120 млрд. Это тревожный звонок. Он означает, что экспорт сырья и переводы от почти 6 млн. «гастарбайтеров» уже не способны тащить на себе Украину.

Что же происходит с украинской экономикой? Видимо, вот что - ее состояние приближается к своеобразному «моменту истины».

Эффекты региональной интеграции

Можно долго спорить о выгодах интеграции в Европейский (ЕС) или Таможенный союз (ТС), но факт остается фактом: Украина не там, и не там. Значительная часть нашего хозяйственного законодательства адаптирована под стандарты Всемирной торговой организации (ВТО), а значит – и под требования Зоны свободной торговли с ЕС. Однако Россия – теперь тоже член ВТО (при этом члены Таможенного союза Казахстан и Беларусь имеют лишь статус наблюдателей в ВТО).

С целью диверсификации своей договорной базы Киев ратифицировал зону свободной торговли в рамках СНГ, что само по себе неплохо (хотя в отношении выгод пока существуют разные мнения), но не решает базовой проблемы – постепенной изоляции Украины от основных торговых партнеров - стран ЕС и ключевых стран СНГ.

Однако мы не сможем быстро или стабильно развиваться, опираясь лишь на экспорт в так называемые «третьи страны». К тому же из таких стран мы граничим, и то условно, по морю, только с Турцией. Переориентация займет время – как это было в 1998 году, когда российский кризис на два года отодвинул восстановление экономического роста в Украине. Но времени нет. Если выбор так и не будет сделан, то при сохранении всех прочих украинских обстоятельств, мы сможем в лучшем случае рассчитывать лишь на минимальный рост. А ведь развивающиеся страны, как правило, растут быстрее развитых.

Эффекты глобальной интеграции

Украина – член ВТО. Все страны вступали в ВТО на разных условиях, торгуясь главным образом за сроки адаптации к режиму свободной торговли и компенсационные механизмы. Считается, что Украина поспешила по политическим причинам и сдала немало важных позиций. Но говорить об этом сегодня уже бессмысленно, ведь выйти или приостановить членство –будет себе дороже. Украина, по данным за прошлый год, – 37-39-ая по величине экономика мира. Разрыв с ВТО вызовет бегство капиталовложений, и, в первую очередь, как раз прозрачных и стратегических, а у нас таких, честно говоря, раз-два и обчелся.

Состоянием на лето в нашу страну было вложено более 50 млрд. долл. средств иностранного происхождения, из них 80% дали страны ЕС. Но и тут налицо замедление: по сравнению с прошлым годом – минус 3%.

Участие в системе свободной торговли является жестоким испытанием даже для самых развитых экономик, поскольку принцип этой системы такой: «слабых не ждем».

Нашей олигархии ВТО была необходима для наращивания экспорта сырья и полуфабрикатов и легкого привлечения кредитов под импорт ширпотреба, строительство новых коммерческих, офисных и жилых площадей. Те же «Хюндаи» были заказаны в кредит от производителя еще при Тимошенко. А предложенный ведомством Владислава Каськива проект «Воздушного экспресса» по маршруту Киев-Борисполь реализуется за китайские средства (кредит под госгарантии на 372,3 млн. долл.), но предположительно электричку запустят только в 2014 году. Больше ни один «национальный проект» не реализуется. Нет денег.

Спрос на наш экспорт и транзит продолжает снижаться, а урожай прогнозируется скромный. Состояние отраслей с более высокой добавленной стоимостью – оставляет желать лучшего.

Деиндустриализация

Пусть промышленность не приоритет для территорий, служащих туристическими оазисами, базами добычи высоколиквидных энергоносителей, оффшорами, глобальными транспортными узлами.

Но это не наш случай - вся страна не может превращаться в Буковель и Южный Берег Крыма. Уголь нужен нам самим. Конкуренция на рынках руды и зерна – слишком остра. Наше торговое сальдо так и не исправилось после премьерства Тимошенко в 2005 году. Наш баланс не перерастает в банкротство лишь благодаря переводам, льготным кредитам МВФ, разным видам технической помощи, авансовым платежам за транзит газа и прочим «нетрадиционным» или «пожарным» источникам дохода.

Для модели оффшора наша бюрократия слишком труслива – боится потерять контроль, а значит, и свою теневую ренту. Если с авиа у нас уже начало получаться (спасибо ЕВРО!), то в порты нужно вкладывать и вкладывать. Автопром живет за счет «заградительных» мер для импорта. Осторожный оптимизм вызывает пищепром и производство стройматериалов – это важные отрасли внутреннего рынка. Все прочее постепенно деградирует к уровню экзотики.

Большинство работает за унизительную зарплату и поэтому вынуждено полагаться на любые другие источники дохода. Если совсем откровенно – половина населения зависит от переводов родственников, трудоустроенных за рубежом, бюджетники и госслужащие – от «левака»…

Создать новую промышленность (восстанавливать старую уже дороже) мешает не только нехватка «длинных денег», недальновидность бюрократов, провинциализм, но и более постыдные причины.

Дисквалификация

Дело не только в том, что «нам не надо столько юристов и экономистов». Огромная система высшего образования превратилась в инструмент социальной стабильности (поэтому молодежь не буйствует на улице) и часть сектора услуг. Сегодня гораздо эффективнее учиться профессии самостоятельно, проходя время от времени сертификацию в ведущих фирмах. Либо учить языки и получать образование в развитой стране, поскольку, увы – у нас ничего толком знать не будешь, уже не говоря о работе «по специальности».

Простой пример – что такое, простите, наш «экономист»? В США это может означать «академический ученый» либо «правительственный прогнозист» (есть такая очень редкая степень D.P.E. – доктор политической экономии). Юристы, в свою очередь, проходят тяжелейшие даже для выпускников самых «элитных» факультетов профессиональные испытания, в ходе которых их знания оцениваются коллегами. Настоящее образование и профессиональное совершенствование – очень далеки от триады «конвейер – междусобойчик – самодеятельность», в которой живут наши студенты.

Теперь им приходится тяжело во время заграничных стажировок, не говоря уже о конкурентоспособности в реальном секторе. А новый закон о высшем образовании, в принципе, сбалансировавший множество интересов и потребностей – завяз в трясине политических интриг и коммерческого лоббизма.

Низкая инвестиционная привлекательность

Вышесказанное приводит к низкой мотивации внутренних и внешних инвесторов повышать капиталоемкость украинской экономики, создавать рабочие места. Более того, средства вывозятся.

Есть только два известных налоговых способа мотивировать инвесторов вкладывать в ту или иную страну 1) сделать налоги низкими и простыми в администрировании; 2) не менять систему налогообложения.

Украина не следует ни одному из них – каждая новая власть провозглашает некие «реформы», ломает и без того хрупкий костяк сложившейся системы, вставляет новые кости и хрящи, приходит другая команда – и по кругу.

Можно, конечно, внедрять те или иные государственные программы или проекты, к которым постепенно устремляются и частные средства. Но у нас в подавляющем большинстве случаев государственные программы финансируются на минимум от потребностей, национальные проекты имени Каськива превратились в анекдот, а засилье волокиты и вымогательства находятся на стабильно высоком уровне.

Имитация реформ

Но у нас же вовсю идут преобразования! Даже целый Комитет экономических реформ действует. Ну что ж, вот наиболее общие результаты по семи направлениям.

Административная реформа оказалась, по сути, маскировкой сокращения рабочих мест и, кроме хаоса и раздражения госслужащих, ничего не дала.

Пенсионная реформа, уничтожившая репутацию Сергея Тигипко (блестящая комбинация ПР!), по сути, сократила пенсионные обязательства государства.

Налоговая реформа, несмотря на реляции, запутала и обездвижила деловую инициативу. Создаются все новые контролирующие органы.

О реформе образования сказано выше.

Реформа здравоохранения угрожает отбросить нас в дореволюционные времена, причем еще до эпохи земских больниц.

Стоит реформа земельного законодательства.

Транспортное перевооружение – продолжает вызывать споры.

По сути, это все. Теперь в моде социальные инициативы. Это значит, что реформы провалились. С учетом их содержания – может, и слава Богу! Вот только без поступательного развития народ девать будет некуда…

Перспектива

Как пишет и говорит молодежь поколения Сети – «пичалька». Половина молодых людей признается, что уедет при первой же возможности. В лучшем случае, наша экономическая и, собственно, все другие ситуации – перетекают в застой. А теперь вспомним про принцип глобальной торговли – «слабых не ждем».

Поэтому на данный момент автопроизводство лучше развивать в России (кстати, Петр Порошенко так и делает!), платить налоги и регистрировать авто лучше в Молдове, пищевые продукты приобретать в Беларуси, а строительные фирмы приглашать из Турции…

http://polemika.com.ua/news-96910.html

Комментарии 2

Gratlfge
Gratlfge от 7 сентября 2012 12:08
Да, грустно
AccisuckicimA
AccisuckicimA от 8 сентября 2012 03:33
И как жить дальше?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.