Наталья Вареник
Что общего у старинного города Кафа на берегу Азовского Моря (ныне Феодосия), статуи древнего рыцаря Брунцвика на Малостранской стороне Карлова моста в Праге, мастерской скульптора Степана Мокроусова в Москве и тяжелого свертка, преодолевшего две таможни в поезде Москва-Керчь?..
Жизнь, как пестрая мозаика, складывается из кусочков событий и человеческих судеб.
Этой осенью она сплелась в замысловатый клубок, через который красной нитью прошла Ее Величество Поэзия, осененная трагическим образом поэтессы Марины Цветаевой, 120-летие со дня рождения которой объединило невероятно разных людей.
А началось все, когда, гуляя по Карловому мосту в Праге, и зачарованная его «Пражским рыцарем», наша землячка, уроженка Ровенской области, ныне живущая в Праге, Ирина Силецкая вдруг подумала: а почему бы не увековечить память автора стихов о рыцаре Брунцвике, Марины Цветаевой, где-нибудь в Украине? И сделать это конкретно в Феодосии, где живет мама Ирины и где сама Ирина - выпускница факультета поэзии Литературного института им. Горького - каждый год проводит международный литературный фестиваль «Славянские Традиции»?
Возможно, все это оказалось бы просто мечтой, если бы в 2009 году в Феодосии не открылся первый в Крыму и единственный в Украине государственный музей Марины и Анастасии Цветаевых.
Ценность музея в том, что он связан с юношеским периодом творчества поэтессы, когда ее творческий дар только набирал силу. Впервые Марина и Анастасия Цветаевы побывали в этой части Крыма в 1911 году. В мае этого года сёстры Цветаевы приехали в Коктебель к Максимилиану Волошину, а в июне отправились в Феодосию. Старинный приморский портовый город не мог оставить их равнодушными. Анастасия Цветаева пишет в своих «Воспоминаниях»: «Это сказка из Гауфа, кусочек Константинополя... И мы поняли - Марина и я, - что Феодосия - волшебный город, и что мы полюбили его навсегда"…
Музей Марины и Анастасии Цветаевых открыт в доме на ул. Бульварной (ныне ул. Коробкова), в котором в 1913-14 гг. жила Анастасия Цветаева, младшая сестра поэтессы. Сама Марина Цветаева с мужем и дочерью жили неподалеку, на ул. Анненской (ныне - ул. Шмидта). Сестры часто гостили друг у друга, у них постоянно бывал в гостях поэт М. Волошин, живший в Коктебеле.
К сожалению, организаторам музея не удалось получить под размещение музея то помещение, где снимала квартиру Анастасия Цветаева. Он расположен в соседнем подъезде, что, впрочем, не мешает ощутить атмосферу тех лет.
Организаторы музея обнаружили в Феодосии вещи, предметы быта и мебель начала ХХ века, сохранился гарнитур дачи Редлихов, которым могли пользоваться сестры Цветаевы. Собиратели экспонатов добыли и личные вещи Цветаевых, в числе которых стереоскоп и ручка от калитки, которая вела во двор квартиры Анастасии. Сохранились письма и записные книжки, в которых Марина Цветаева делилась своими впечатлениями о Феодосии тех лет. Всего собрано более тысячи экспонатов.
Кроме того, в экспозиции представлены материалы из фондов Дома-музея М. А. Волошина, Национальной картинной галереи им. И. К. Айвазовского, феодосийского музея древностей, а также личных собраний.
Феодосийский Музей сестёр Цветаевых входит в состав Республиканского заповедника «Киммерия М. А. Волошина», но является сам по себе уникальной жемчужиной приморского города.
Размышляя над тем, как связать музей Цветаевых в Феодосии с Пражским периодом в жизни Марины Цветаевой, Ирина Силецкая неоднократно беседовала с директором музея и его научными сотрудниками. Выяснилось, что в новом музее часто проходят литературно-музыкальные вечера, посвященные памятным датам Цветаевых.
Эти традиции берут начало еще со времен бытности Цветаевых в Крыму. Жившие в Феодосии с 17 октября 1913 года по 1 июня 1914 года Марина и Анастасия, часто собирались у друзей Максимилиана Волошина - Н. Айвазовской, М. П. Латри, П. Н. Лампси, К. Ф. Богаевского, Н. И. Хрустачева, А. М. Петровой и многих других феодосийцев. Сёстры выступали на вечерах и концертах, были активными участницами благотворительных мероприятий в Феодосии.
- Узнав об этом, я сразу же предприняла первый шаг: договорилась с руководством музея Цветаевых о проведении на базе его экспозиции творческих встреч с участниками международного литературного фестиваля «Славянские Традиции» - рассказывает Ирина Силецкая - Жаль, что в музее пока тесновато, но мы надеемся, что со временем он расширится. А дальше волшебница-судьба вела меня к мечте неисповедимыми путями: зимой этого года на литературном вечере в московской библиотеке им. Максимилиана Волошина (я живу на три дома – Украина, Россия и Чехия) посчастливилось познакомиться с известным российским скульптором Степаном Мокроусовым. Выяснилось, что он, как и я, связан с Прагой и любит творчество Марины Цветаевой. Помню, как добиралась, увязая в сугробах, в его уникальную мастерскую, расположенную в Подмосковье. Увидев работы Степана, сразу родилась мысль – сделать барельеф памяти Марины Цветаевой и установить его на музее в Феодосии!
Судьба покровительствует поэтам: неизвестно – согласился бы известный московский скульптор, график и живописец Степан Мокроусов – Гульельми работать над барельефом (исключительно на благотворительных началах) если бы не светлая память о бабушке (урожденной из украинского Владимира-Волынского) и маме – известной певице, которая на склоне лет купила жилье в Праге. Жизнь сложилась таким образом, что мамина мечта – домик в Италии – не осуществилась, вместо нее появилась возможность жить в Чехии, где Степан бывает достаточно часто. Посещает места, связанные с Пражским периодом жизни Цветаевой. Не последнюю роль сыграли и годы службы в армии, проведенные в Николаеве и Одессе…
- Закончив Строгановское училище, я много лет посвятил созданию памятников историческим личностям и представителям культуры – рассказывает Степан Мокроусов – это создание двух памятников Петру I в Москве (госпиталь Бурденко, Лифортово), А.С.Пушкину-художнику в Петербурге и певцу Виктору Цою (на территории «Камчатка», где он работал кочегаром в Петербурге). Являюсь автором барельефа группе «Биттлз» с рисунками Джона Леннона, памятника Н. Гоголю в Москве. Мой отец – известный скульптор – поставил на месте будущего храма Христа-Спасителя памятный камень с надписью «Здесь будет храм», а я в какой-то мере воплотил его мечту, сделав барельеф на этом величественном храме. Идея создания барельефа МариныЦветаевой показалась мне удачной, тем более в юбилейный год, я надеюсь и дальше работать в этом направлении…
А дальше все закрутилось-завертелось со страшной скоростью – идею Ирины Силецкой подхватили ее единомышленники – писатели, художники, ученые, музейные работники.
Подготовка к торжественному открытию барельефа в юбилейном году шла по разным направлениям, например, лауреат «Славянских Традиций», Галина Рудь выпустила книгу переводов лирики Марины Цветаевой на английском языке и отправилась с творческой миссией в Елабугу, где в 1941 году закончила свой жизненный путь Марина Цветаева…
Но особо интересной оказалась эпопея с транспортировкой барельефа, который организаторы фестиваля решили доставить в Крым заранее.
Везти барельеф поездом пришлось Ирине Силецкой, которая очень переживала, что таможня может счесть дар скульптора Мокроусова произведением искусства, ценностью и не выпустит из России. Кроме того, руководитель фестиваля опасалась, что плита с барельефом может получить повреждения от тряски в поезде, и ехала, прижимая ее к себе, как хрупкую хрустальную вазу. А вес у плиты был очень солидный!
28 августа в Феодосии при большом стечении народа прошла торжественная церемония открытия барельефа Марины Цветаевой, принесенного в дар музею скульптором Степаном Мокроусовым. Автор барельефа пообещал поработать над макетом памятника сестрам Цветаевым, который планируется создать около музея.
Казалось, можно было бы поставить точку на этой светлой ноте.
Но у поэзии нет границ, поэтому эстафета празднования 120-летия со дня рождения Марины Цветаевой была подхвачена чешскими коллегами – Президентом Гильдии Чешских Писателей Карелом Сысом, Яном Елинеком, Яном Шитовым и другими, которые совместно с Ириной Силецкой организовали мероприятия памяти Цветаевой в рамках фестиваля «Славянские Традиции в Праге».
В жизни и творчестве Марины Цветаевой Прага и Чехия сыграли немаловажную роль. Поэтесса прожила в Чехии, будучи в эмиграции, три года - с 1922 по 1925. В Праге и ее окрестностях она написала наиболее известные свои произведения.
Вспомним о статуе рыцаря Брунцвика. Марине Цветаевой очень нравилось сказание о нем, но еще больше ее удивляло внешнее сходство его облика с ее внешностью. Один из друзей поэтессы вспоминал: ""М.И. была в восторге от рыцаря, от тишины, от запущенной Чертовки и через два дня после нашей прогулки принесла мне своего "Пражского рыцаря".
В годы Второй Мировой, будучи в Париже, Цветаева волновалась за судьбу Праги и ее жителей, с нетерпением ждала освобождения. Фашистская оккупация Чехословакии вылилась в создание трагического цикла "Стихи к Чехии".
О своей любви к Праге Цветаева призналась чешской подруге Анне Тесковой: «С щемящей нежностью вспоминаю Прагу, где, должно быть, мне никогда не быть. Ни один город мне так не врезался в сердце» (1928).
Как и в Феодосии, здесь в бытность Цветаевой часто устраивались литературные чтения, музыкальные вечера, встречи с литераторами, на которые приезжали гости из Праги.
Творческая интеллигенция, жившая в Праге и её окрестностях, вела богатую культурную жизнь. Устраивались встречи в сёлах Черношице и Ржевнице, проходили «Збраславские пятницы», позже был организован Вшенорско-Мокропсинский эмигрантский клуб.
Жизнь в Праге дала возможность Цветаевой чаще встречаться с друзьями, посещать редакции, библиотеки, литературные вечера. В Праге она подружилась с А.Ремизовым, который позже стал крестным отцом ее сына Георгия. Здесь она встречается с Ходасевичем, знакомится с редактором «Воли России» Марком Слонимом, в редакции которого, по площади Ухельны № 1, по преданию, Моцарт писал оперу «Дон Жуан».
Именно в Праге был подготовлен к изданию знаменитый сборник «Ковчег», название которому дала М.Цветаева, здесь родились ее «Поэма Горы» и «Поэма Конца», пронизанные чувством к Константину Родзевичу.
География пребывания Цветаевой, ее мужа Сергея Эфрона и дочери Ариадны в Чехии очень широкая – они жили на южной окраине Праги - в долине реки Бероунки, в деревнях Дольни Мокропсы и Горни Мокропсы, в селении Нове Дворы - в комнате у лесника.
Со 2 сентября 1923 года до конца мая 1924-го Цветаева и ее семья жили в Праге-5, на Гржебенках.
Сегодня с именем Марины Цветаевой в Праге связано много исторических мест: это Градчаны с храмом св. Йиржи (св. Георгия), который Цветаева очень любила и называла «Святой Георгий под снегом» из-за его белоснежных башен. Сады на террасах под Градом напоминали ей «сады Семирамиды» («Поэма Конца»).
Это Еврейское кладбище в районе Старого Города: «Помню одну изумительную прогулку на еврейское кладбище, в полный цвет сирени...» - написано в одном из писем М.Цветаевой к А.Тесковой.
Это Старогородская площадь с «орлоем» (курантами), о которых она вспоминает в «Поэме Горы». Здесь же находился храм св. Николая, и многое другое…
Организаторы фестиваля «Славянские Традиции в Праге», который проходит в ноябре юбилейного года, стараются «пройти» по маршрутам, связанным с именем Марины Цветаевой. В программе фестиваля - посещение Центра Марины Цветаевой (м. Малостранска, Прага), поездка в поселок Вшеноры - место проживания М.Цветаевой в Чехии, экскурсия в поселок Мокропсы.
Писатели из Украины, в числе которых Анжела Константинова, Олег Федоров, Наталья Филлипова, а также гости из России, Белоруссии и других стран примут участие в Конференции, посвященной юбилею Марины Цветаевой с участием Галины Ванечковой - Председателя Цветаевского общества в Праге. Запланированы выступления в Доме национальных меньшинств,
Национальной библиотеке Чешской республики – Славянской библиотеке и Карловом университете. Прозвучат доклады о творчестве Марины Цветаевой, предоставленные музеем Марины Цветаевой (Москва), состоится Круглый стол «Литературный процесс в Чехии, России, Украине, Беларуси и других зарубежных странах, их взаимосвязь и взаимообогащение».
Новая творческая организация – Европейский Конгресс Литераторов, под эгидой которого проходит фестиваль в Праге, объединила писателей из разных стран.
Но еще более крепкими душевными нитями соединило их волшебство поэзии Марины Цветаевой, которое не имеет границ, языковых барьеров и временных порогов…
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.