Новогодние бандеровские факелы. Новое в иллюминации наших городов
Если для большинства украинских граждан 1 января – светлый семейный праздник, когда принято навещать своих родных и вместе с ними отмечать наступление Нового года, то для заполитизированной части украинского общества из националистического лагеря – это, прежде всего, день рождения Степана Бандеры.
Порой новогодняя атмосфера настолько впитывается в зимний воздух, что, кажется, заменить ауру всеобщего ликования сем-то другим просто физически невозможно. Чтобы там ни говорили, а Новый год – это действительно перезагрузка для уставшего ума и до предела натянутых нервов. В первые дни постновогодней эйфории даже забулдыга у ларька представляется вполне доброжелательным человеком.
И тут в центре моей столицы в первый день нового года образуется колонна людей, идущих под угрожающими знаменами и с факелами в руках. Около 3 тыс. человек, сопровождаемые активистами «Свободы», прошли по центральным улицам Киева к Майдану Незалежности, где состоялся праздничный митинг. 104 года назад родился тот, кто последние восемь лет вбивает клин между двумя частями Украины.
Сейчас хотелось бы говорить даже не о самом Степане Бандере как об исторической фигуре. С каждым годом складывается впечатление, что сегодняшний Бандера, из которого сделали знамя экстремисты, живет отдельной жизнью от лидера ОУН, погибшего в 1959 году. Умершего пусть оценивают историки, а Бандеру, живущего в качестве идеологического символа, мы оставим себе, так как он уже давно стал обыкновенной политической технологией.
Я не знаю мотивации, с которой эти 3 тыс. человек вышли на улицу 1 января. Я не берусь утверждать, что все они наизусть знают биографию своего героя, по утрам поют украинский гимн, вместо брендовых рубашек носят вышиванки и закусывают русскую водку импортным салом, свято думая, что все это made in Ukraine. Я не знаю.
Но я знаю другое. Лозунги, которые звучали в тот день на улицах Киева, не имеют ничего общего с национальной памятью и культурными традициями. То, что довелось услышать, уже не просто настораживает, а откровенно пугает. «Геть московських окупантів», «Зека – геть», «Комуняку на гілляку» - это еще самое безобидное из того, что готовы озвучивать националисты. Колонны молодых людей, одетых в стиле «милитари» с элементами террористической амуниции орали во все горло, пугали киевлян, бросали под машины пиротехнику. Особенно впечатлило присутствие в толпе совсем юных девушек, в глазах которых читалась далеко не юная ненависть. И все это под черно-красными стягами и символами, по стилистике перекликающимися с нацистской свастикой. Киевляне, вышедшие на улицы для новогодней прогулки, ровно, как и торговцы столицы, увидев такую «праздничную» картину, были вынуждены разойтись от греха подальше.
Само шествие было организовано в стиле факельной демонстрации. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы найти историческую аналогию. Конечно же, нацистская Германия, для которой факельные шествия были заменой традиционным массовым акциям. Для нацистов подобные ночные марши - это, среди прочего, демонстрация своей приобщённости к таинству огня. Это неотъемлемая часть национал-социалистической эстетики. И чтобы там ни утверждали свободовцы, а они эту эстетику разделяют. В чем их неоднократно уличали.
А амбиции радикалов растут, как на дрожжах, о чем свидетельствуют комментарии их лидеров. Так, заместитель председателя парламентской фракции ВО «Свобода» Андрей Мохник заявил следующее: «Мы отодвинули границы украинского национализма далеко на Восток... Наша бандеровская армия ежедневно растет. Поэтому и дрожат наши враги». Мохник подчеркнул, что к 105-й годовщине со дня рождения Степаны Бандеры в 2014 году националисты должны сплотить нацию и взять всю полноту власти в Украине. Любой психоаналитик скажет, что столь обильное упоминания о какой-то армии и аналогии с боевыми действиями – признак, мягко говоря, не самых добрых намерений, а не простая художественная метафора.
Если бы кто-то год назад сказал, что «Свобода» наберет на парламентских выборах больше 10%, многие бы смеялись так же, как сейчас над наполеоновскими планами Мохника, который, безусловно, играет на публику. Но постепенно становится не до смеха. Вирус национализма набирает обороты быстрее, чем адекватная часть общества успевает это осознавать. В этом году марши, митинги и другие акции ко дню рождения Бандеры прошли почти во всех областных городах Украины - в Луганске, Запорожье, Харькове, Полтаве, Одессе, Тернополе, Ровно, Львове, Луцке и других.
Сейчас не хотелось бы вдаваться в причины подобного положения вещей. Руку к триумфу «Свободы» приложили все: власть – административной лояльностью, оппозиция – своей слабостью, неопределившейся электорат, отдавший ей голоса – собственной безответственностью. Теперь они получили парламентскую площадку и за какие-то несколько месяцев вытеснили оппозицию из информационного поля, став политическими ньюсмейкерами, которые не сходят с полос печатных и электронных СМИ. Еще немного, и националисты замостят собой все оппозиционное поля, подняв планку радикализма перед президентскими выборами до предела.
Кстати, а что же в ОО? Я что-то не слыхал пламенных спичей Яценюка в связи с чествованием памяти «національного героя». А рукавичка Кличко? А, там же говорить некому. Все? Хотя шесть нардепов от ОО были замечены на митинге в селе Старый Угринов (малая родина Бандеры) вместе с Тягнибоком. К чему бы это? Неужели часть ОО уже чувствует запах жареного и плавно мигрирует к националистам? Хотя, в виду последних инициатив ОО с возвращением пятой графы, можно ожидать и более полной и публичной солидарности с националистами. В свое время русскоговорящей ментальной схиднячке Тимошенко ничто не помешало стать иконой для западного электората. Правда, тогда Тягнибок был на политической периферии. В противном случае – как знать…
Тем временем во Львове в Новый Год зажигала наша давняя знакомая – Ирина Фарион. Которая, отвечая на вопрос, не раскалывает ли празднование дня рождения Бандеры украинское общество, ответила следующим образом: «Именно из антагонизма, именно из противостояния между добром и злом рождается кристаллизующаяся свободная, чистая и наступательная нация. К сожалению, сердцевина зла против Степана Бандеры сосредоточена не только в Московии, но и в так называемом Европейском союзе. Только самостоятельно украинцы смогут построить сильную страну. Если государство все время ориентировано то ли к востоку, то ли на запад - это значит, что оно истощено духовно».
Я не мог сдержаться, чтобы не процитировать мадам Фарион полностью. Ибо из ее уст всегда доносится апофеоз националистической логики. На сей раз нам с вами рассказали, что мы, жители Юго-Востока, если исходить из контекста, зло. И только в борьбе с нами появится чистая нация. Как видите, цивилизованного разговора и поиска компромиссов не будет. С нами будут бороться, подчиняя своей эстетике.
На том же митинге сыпал радикализмом и одиозный Юрий Михальчишин, выпаливший термин, который многие жители Юго-Востока знают только из анекдотов далеких 80-х годов: «Хорошо знаем, в каком государстве мы живем сегодня – это оккупированное государство, и каждый год мы это осознаем очень остро и ярко именно 1 января. Вокруг нас плетут паутину русского мира, а мы в противовес им будем строить Бандерштат – духовную крепость украинской нации в наших сердцах, в наших мыслях и в наших делах, в светлых и ясных действиях протеста, борьбы, мобилизации». Бандерштат – это, конечно, сильно. Учитывая то, что «штат» от немецкого «Stadt» - город. А говорите, что исторические аналогии притянуты за уши.
Но меня, как гражданина, оскорбляет другое. Где заявления наших демократов, антифашистов, правозащитников? Гранты еще не до конца распилили? Вы же у нас на страже «громадянських інтересів». Вот я и хочу услышать публичную оценку тому, что происходило 1 января в Киеве и во многих регионах Украины. Или вы защищаете права только секс-меньшинств, вегетарианцев, любителей бродячих собак и активистов вами же придуманного «громадянського суспільства»?
Про оценку власти я вообще молчу, исходя из того, что любит молчать сама власть. Это, кстати, очень удобная позиция, позволяющая избегать острых углов. Но с той стороны углы не обходят, поэтому выйти из молчаливого транса рано или поздно придется. Пока молчат и коммунисты, которые, видимо, думают, что, получив мандаты в Верховной Раде, они генплан на ближайшие несколько лет выполнили.
Из-за подобной молчаливой позиции политикума и общественности мы плавно движемся к экстремизму. Часть политического бомонда не понимает, что технология «Бандера» имеет колоссальные побочные эффекты в виде окончательного раскола страны и потери подрастающего поколения, для которых идеи национализма выглядят куда привлекательнее, чем скучный и безрезультативный бубнеж о реформировании. Ментальный разрыв между Западной и Восточной Украиной продолжает увеличиваться. Трагизм ситуации лишь в том, что потенциал радикалов для вербовки новых членов в разы больше, чем у нафталиновых представителей мнимой альтернативы. Поэтому почитатели Бандеры, а точнее - его мифического образа, будут в тренде. А власть и те, кто будут пытаться с ней ассоциироваться, останутся объектом для криков «Банду-геть!».
А все из-за того, что культурной и идеологической доктрины, которая могла бы противостоять национализму, все еще нет. Она витает в воздухе, но подхватить и вынести ее на политическую арену никто не может. И, судя по всему, не хочет. Коммунисты – пока еще удачный бизнес-проект с заезженными штампами. Власть идеологией не занимается, и, пытаясь понравиться всем, на деле же оказывается главной мишенью для ненависти. Что-то там недавно Сергей Тигипко говорил об идеологии. Точно, вспомнил, что он променял министерское кресло, на идеологическую работу во фракции Партии регионов. Вот и посмотрим, что может дать бизнесмен Тигипко партии власти в идеологическом плане.
Пока же приходится констатировать, что для одних 1 января остается праздником, другие – используют его для устрашающей агитации, сея в обществе ненависть, раздор и агрессию. И вторых с каждым годом становится все больше и больше. С молчаливого согласия большинства политических игроков. Смотрите, ребята, а то скоро можете доиграться.
Виталий Филипповский
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.