«Рассказывал на кухне политические анекдоты»
ЛИТЕРАТУРА В ЯЩИКЕ
Повесть об одном коммунисте
В центре фильма «Последнее дело майора Пронина» («Россия», режиссёр Андрей Михеев, закадровый текст читает Сергей Чонишвили) любопытная, полузабытая страница истории советской литературы: популярный герой книг, издававшихся огромными тиражами, а потом и анекдотов – бесстрашный, проницательный чекист майор Пронин, и его создатель – прозаик Лев Овалов. У него головокружительная биография, основные вехи которой воссозданы в фильме: выходец из дворянской семьи Лев Шаповалов (его настоящая фамилия) в 1920 году пятнадцатилетним мальчишкой возглавил комсомольскую ячейку, вступил в партию. Затем учился на медицинском факультете МГУ, одновременно много печатался. В 30-е он – известный писатель, пользующийся уважением именитых коллег, удостоенный похвалы Горького, главный редактор журнала «Вокруг света», житель дома в Лаврушинском переулке, где обитает литературная элита.
В 1939-м выходит (с санкции В.М. Молотова!) рассказ «Синие мечи», где впервые появляется майор Пронин, затем другие вещи с этим героем. И сразу – оглушительный успех, апофеозом которого стал творческий вечер Овалова в Доме культуры МГУ на Моховой 22 июня 1941 года… Это кульминация телерассказа, поскольку через две недели резкая перемена участи: арест. Виновным себя в «разглашении методов работы советской контрразведки» Лев Сергеевич на допросах не признал. Обвинили его в том, что он «рассказывал на кухне политические анекдоты». В фильме также обозначена версия о доносе ревнивой жены писателя: Овалов был известный дамский угодник. 15 лет лагерей и ссылки ему удалось пережить во многом благодаря медицинскому образованию – в местах не столь отдалённых он работал начальником медсанчасти…
После возвращения с новой семьёй в Москву и реабилитации в 50-е годы Овалов много пишет и печатается, занимает ответственные должности, хотя порой не всё идёт гладко. Скажем, его «Повесть об одном коммунисте», где автор пытался честно проанализировать опыт своего поколения, была «удостоена» разгромного Постановления ЦК КПСС. Кстати, когда многие вдруг «прозрели» и пересмотрели свои прошлые политические взгляды, Лев Сергеевич до своей кончины в 1997 году оставался верен идеалам юности.
Публикация романа «Медная пуговица» в «Огоньке» в 1958 году ознаменовала триумфальное возвращение майора Пронина и его автора в литературу – читатели с нетерпением ждали выхода свежего номера журнала, в библиотеках выстраивались очереди…
Понятно, что литература эта – массовая, развлекательная, коммерческая. О бытовании этого феномена в советское время и в наши дни немало говорится в фильме. Издатель Арсений Замостьянов, поименованный почему-то Александром (стоит отметить неряшливость в титрах этого фильма, снятого два года назад), уже в новом веке подготовивший «пронинское пятикнижие» к изданию в Ad Marginem, обратил внимание на сходные черты в поведении нашего супермена и британского агента 007; Дмитрий Быков уточнил: Пронин – это Джеймс Бонд минус сексуальная составляющая, а художник Андрей Бильжо рассказал анекдот, где действуют оба персонажа. Прозвучала мысль, что майор Октябрьский, герой «Шпионского романа» Бориса Акунина, по которому снят недавний фильм «Шпион», – это майор Пронин сегодня. (Подробный анализ этой картины в рецензии А. Кондрашова «Шпион по приколу», «ЛГ», № 16, 2012). Но почему-то о самом майоре фильмов у нас так и не сняли – это действительно странно… Исследователь творчества Овалова Александр Полынкин поведал историю младшего брата Льва Сергеевича – Дмитрия, попавшего в начале Отечественной в плен, а в конце войны освобождённого союзниками. Через четверть века от него пришло письмо, началась переписка, но встретиться братьям было не суждено. Художник-мультипликатор Михаил Зайцев, автор современного мультфильма о легендарном майоре и внуке, продолжающем его дело, рассказал о том, что Лев Сергеевич благосклонно отнёсся к этой затее. С любопытными подробностями о характере и образе жизни писателя поделились его сыновья Скальд и Сергей, в частности, о постоянных многолюдных посиделках в гостеприимном доме писателя.
Между прочим, имя Скальд (древнескандинавский поэт-певец) Овалов дал старшему сыну потому, что преклонялся перед Кнутом Гамсуном. В романе «Медная пуговица» есть глава «Под сенью девушек в цвету», прямо отсылающая к эпопее Марселя Пруста, которого в те годы не очень-то жаловали… А ещё в фильме говорится о том, что в книгах о майоре Пронине заметны признаки стиля нуар и «советского гламура»: главный герой романа «Голубой ангел» носит зелёное пальто, пьёт армянский коньяк, действие разворачивается в шикарной гостинице, модной парикмахерской, престижном театре… Впрочем, во всём этом разберутся специалисты, возможно, более точно определится и место писателя в истории литературы, а мы благодарны авторам картины, рассказавшим о незаурядном, талантливом человеке, в чьей судьбе ярко отразилась эпоха.
Александр НЕВЕРОВ
http://www.lgz.ru/article/20948/
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.