Украденный попкорн»
кино из голливуда
Так называется документальный фильм, премьерный показ которого состоялся в США. Речь в нем идет о соучастнице финансовых махинаций Лазаренко — Юлии Тимошенко.
ПРЕМЬЕРА прошла в одном из самых престижных кинотеатров “Арклайт”, который звезды Голливуда давно облюбовали для своих кинопоказов. До этого содержание своего телевизионного документального фильма “Украденный попкорн” авторы держали в секрете, но расклеенные по Лос-Анджелесу рекламные афиши не оставляли сомнений, что это кино имеет самое прямое к Украине — на первом плане изображена импозантная барышня с косой “а-ля Тимошенко”, кормящая овец дешевым попкорном.
Должен сказать, что всех желающих зал не вместил. И это удивительно для избалованного кинопремьерами Голливуда. По моим оценкам, примерно треть зрителей — это те, кто получил персональные приглашения от создателей фильма, остальные, как говорится, люди с улицы. Кто-то увидел афишу, кто-то узнал из Интернета, кому-то рассказали друзья и знакомые. Если оценивать этнический состав аудитории, то выходцы из бывшего СССР составляли примерно треть, большая часть — американцы, вроде бы весьма далекие от Украины и ее проблем. Забегая вперед, скажу: и на тех и на других фильм (хотя это и особый жанр, во всяком случае не блокбастер и не “мыльная опера”) произвел сильное впечатление, зрители стоя аплодировали режиссеру Бретту Аллену.
Теперь о самом фильме. Мне бы очень хотелось, чтобы его увидели у нас в Украине. С одной стороны, в нем нет сенсационных разоблачений, но с другой — это впечатляющая картина элитарной украинской коррупции. Это фильм-интервью тех, кто имел непосредственное отношение к расследованию преступлений недавно осужденного американским судом экс-премьера Павла Лазаренко. Рассказ бывшего спецпрокурора, следователя по делу Лазаренко, агента ЦРУ и некоторых других участников этой драматической истории не оставляет сомнений в том, что среди подельников Лазаренко “почетное” место занимает нынешний украинский премьер.
Когда экран погас и на сцену вышел режиссер, кто-то из зала задал ему вопрос: какую цель ставили перед собой создатели фильма — обвинить главу правительства и политика Юлию Тимошенко в коррупции? Аллен ответил:
— Такого рода оценки дает суд, и никто другой, кроме него. А на суде (хотя это даже у нас, в США, не многим известно) в отношении Тимошенко использовалась формулировка “соучастник, которому не предъявлены обвинения”. Но наш фильм не о преступлении, как таковом, а о репутации. Мы задали себе вопрос: почему в современном мире такая категория, как репутация, потеряла свое былое значение? Почему люди с сомнительным прошлым могут делать и делают блестящую карьеру в большой политике? Тимошенко — яркий тому пример.
Тот, кто бывал на голливудских кинопремьерах, знает: сразу после показа публика расходится, а создатели со своими VIP-гостями отправляются отмечать успех. С “Украденным попкорном” все было не так, как обычно, — никто не торопился уйти, обсуждение продолжилось в холле кинозала, благо это был последний из намеченных на этот день показов. Мне удалось пробиться к продюсеру фильма Алексу Куртцу и задать ему вопрос, который, думаю, возникнет у многих наших сограждан: не случайно ли премьера фильма по времени совпала с кампанией по выборам президента Украины?
— Нам ничего не известно об этих выборах — ни то, когда они состоятся, ни то, кто в них участвует. Фильм задумывался нами в связи с уникальным судебным процессом — впервые после процесса над панамским диктатором Норьегой американский суд рассматривал уголовные деяния бывшего главы правительства иностранного государства. Я имею в виду господина Лазаренко. На этом процессе не раз упоминалось имя нынешнего премьера Украины госпожи Тимошенко. Когда было вынесено окончательное решение по этому делу, наш фильм получил логическое завершение, и мы решили представить его на суд публики. Если и есть какое-то совпадение по времени, то оно случайно. Повторяю: был вынесен приговор Лазаренко — был закончен наш фильм.
Наш разговор услышала американская писательница украинского происхождения Евгения Даллас, уже полвека живущая в Калифорнии и известная здесь своими книгами об украинском голодоморе. Даме 80 с лишним лет, узнав из Интернета о премьерном показе, отложила дела и поехала в Голливуд.
— Я как увидела на афише эту барышню с косой, — сказала она, — так у меня сердце екнуло: наконец-то! Я все ждала, что украинские киношники расскажут миру о том, как эти лидеры разворовывали Украину, но, видно, для них еще не пришло время. У власти ведь те, о чьих преступлениях надо снимать кино. А американцы — молодцы.
На премьере было много известных людей — деятели кино, университетская профессура, журналисты. Президент кинокомпании Walden Media Кэри Гранат и генеральный продюсер “Украденного попкорна” Катрин Хейз обсудили здесь вопрос об участии этого фильма в каком-то международном фестивале документального кино. Присутствуя при разговоре, я не мог не задать свой вопрос: увидят ли фильм в Украине? Хейз ответила: “Мы снимали его в Америке и для американской аудитории. Но если к нам обратятся зарубежные, в том числе и украинские, компании, мы готовы рассмотреть их предложения и предоставить право проката в этих странах. Нам кажется, чем больше в мире будут говорить и знать об этой проблеме, тем лучше для всех, тем здоровее будет мировая политика”.
Стоявший рядом принц Нигерии Малик Адо-Ибрагим, известный в Голливуде кино-бизнесмен, заметил, что после “Украденного попкорна” он пересмотрит свое отношение к документальному кино. Оно, возможно, и не принесет больших доходов, но общественная польза от него огромная и не измеряется никакими прибылями.
Уже на улице я услышал, как какая-то средних лет американка с жаром говорила своему спутнику о Тимошенко: “С такой репутацией, как у этой дамы с косой, у нас в Америке нет никаких шансов чего-то добиться в политике. За нее бы никто не проголосовал. Но ведь в Вашингтоне знают об ее делишках, но почему-то делают вид, что это не наше дело. А мне кажется, что это наше дело! Если мы будем молчать, такие люди возьмут власть у себя дома и создадут криминальные режимы, которые будут опасны для всех, и для Америки тоже. Я правильно говорю?”. Мысль не бесспорная, но заслуживающая внимания.
В общем, мне “Украденный попкорн” понравился. Очень хочется, чтобы его поскорее увидели у нас дома. Согласен с нигерийским принцем: больших доходов прокатчикам фильм, может, и не принесет, но польза для общества будет немалая.
Лос-Анджелес.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.