Владимир Лях
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор. Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр.12:3; 20:2)[3].
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, Это изображение было включено в древний герб города Москвы.
Даже в эпоху мучеников религиозный подвиг Георгия явился поразительным событием. Образ «атлета Божия», чье воинское мужество и твердость воплотились в кротости и готовности страдать, произвел огромное впечатление на современников. Рассказывали, что многие свидетели его мук приняли христианскую веру; что в храме Аполлона, куда Георгия привели для принудительного участия в языческом жертвоприношении, он силой молитвы сокрушил изваяния ложных богов.
Лиддская гробница великомученика пользовалась особой славой. Ее чтили (как чтят и сегодня) не только христиане, но и мусульмане, нередко считавшие своим долгом посетить гроб праведника по пути в Мекку; другим центром мусульманского культа Георгия был Мосул. Даже тех, кто не разделял веры в единое Божество, нередко восхищало мужество Георгия и то, как при помощи «своего сильного Бога» он посрамил «слабых».
Для всех было очевидно: гибель Георгия обернулась моральной победой. Отсюда – греческое прозвание «несущего трофеи», в русской версии – Победоносца, то есть победителя (хотя слава небесного помощника со временем обеспечила и альтернативное понимание этого слова: приносящий победу). Дни памяти святого Георгия: Апрель 23, Ноябрь 3, Ноябрь 10, Ноябрь 26.
Георгиевская лента (в советской наградной системе, с небольшими видоизменениями — «Гвардейская лента») — это атрибут множества боевых наград Российской империи, Советского Союза и современной России, характеризующийся как особый знак отличия.
Георгиевская лента изначально появилась с Императорским Военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия — высшей военной наградой Российской империи. Данный орден был учреждён императрицей Екатериной II в 1769 году для отличия офицеров за заслуги на поле боя. Имел четыре степени отличия.
Георгиевская лента украшает колодки «Ордена Славы» — военного ордена СССР, учреждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1943 году. Орден Славы имеет три степени, из которых высшая I степень — золотая, а II и III — серебряные. Эти ордена выдавались за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности — от низшей степени к высшей.
Георгиевская лента украшает колодки медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», учрежденной указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года. Медалью награждались военнослужащие, принимавшие непосредственное участие на фронтах войны.
Георгиевская лента является частью «Ордена Святого Георгия» — высшей военной награды Российской Федерации, которой удостаиваются старшие и высшие офицеры за проведение боевых операций при нападении внешнего противника. Кроме этого, Георгиевская лента присутствует и на других боевых орденах, медалях, штандартах и знаменах. Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата, проявленной им в бою. Эти цвета характерны для военных наград не только России, но и других стран, в частности Украины: например, медаль Жукова, медаль "60 рокiв визволення УкраЇни вiд фашистських загарбникiв", медаль "60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг". Последнюю медаль вручали за подписью президента В. А. Ющенко.
«Георгиевская ленточка» — так называется общественная акция по раздаче символических ленточек, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой
Отечественной войне, проходящая с 2005 года по инициативе РИА «НОВОСТИ» и РООСПМ «Студенческая община». С тех пор акция стала традиционной и проводится ежегодно на средства предприятий и бюджета с 24 апреля по 12 мая. В 2008 году Георгиевские ленточки распространялись в более чем 30 странах. За 6 лет проведения акции было распространено более 50 миллионов ленточек по всему миру. Страны, в которых акция проходит наиболее активно, — Россия, Беларусь, Украина, Греция, Франция, Италия, Эстония, Латвия, Великобритания, США, Германия, Молдавия, Китай, Вьетнам, Бельгия, Казахстан, Узбекистан и Афганистан.
Как отмечают организаторы, главной целью акции «стало стремление во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить».
Акция приходит под лозунгами: «Победа деда — моя Победа», «Повяжи, если помнишь!», «Я помню! Я горжусь!», «Мы — наследники Великой Победы!»,
«Спасибо деду за победу!» и другими. К сожалению, в некоторых странах, где имеют возможность активно действовать последователи гитлеровского фашизма, националисты всех мастей, ношение георгиевских ленточек может быть сопряжено с риском для жизни и здоровья, особенно пожилых ветеранов войны.
Нужно отметить, что акция имеет и свои издержки, о которых немало говорится и пишется: выцветшие ленточки без всякого смысла, просто по инерции, болтаются на автомобильных антеннах, порой валяются на улице, в какой-то мере обесценивая священный символ мужества и победы над врагом. Но это уже проблемы культуры и воспитания.
© Copyright: Владимир Лях, 2011
Свидетельство о публикации №211122800313
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.